Описание конструкции.

Характеристики корпуса

Обводы корпуса «Сорю» выбирались на основе обводов корпуса крейсеров базо­вого проекта № С-37 (тип «Могами»), с пропорциональным увеличением в разме­рах. Корпус корабля имел отношение дли­ны к ширине 10,425, что в сочетании с мощной энергетической установкой обес­печило авианосцу прекрасную ходкость. Имея те же самые механизмы, что и крей­сера типов «Могами» и «Судзуя», но на 40% большее водоизмещение, на офици­альных испытаниях «Сорю» показал ско­рость большую (!) чем у «Могами» и усту­пил «Кумано» всего 0,46 узла!

Центральную часть корпуса занимали отсеки энергетической установки, в нос и в корму от которых располагались погре6а авиационного и артиллерийского бое­запаса и цистерны авиационного бензина.

По высоте корпус имел восемь палуб, располагавшиеся в следующем порядке (сверху вниз):

—   полётная палуба («хико: кампан»);

—    палуба зенитных орудий и автоматов («ко:какухо: кидзю: кампан»);

—    самая верхняя палуба («сайдзё кам­пан»);

—   верхняя палуба (-дзё кампан»);

—   средняя палуба («тю кампан»);

—   нижняя палуба («ка кампан»);

—   самая нижняя палуба («сайка кампан»);

— трюмная палуба («сэнсо: кампан»).

Корпус корабля строился, в основном, из стали DS (Dukol steel*), которая, начи­ная с кораблей, построенных по 2-й прог­рамме пополнения флота, стала в японс­ком кораблестроении стандартным строи­тельным материалом. Листы обшивки выполнялись достаточно мощными. Так, толщина наружной обшивки подводной части корпуса на миделыипангоуте изме­нялась от 50 мм (две полосы по 25 мм на­ружной пластины киля) до 18 мм у нижней кромки броневого пояса. Выше ватерли­нии обшивка борта в районе ангаров вы­полнялась двухслойной суммарной тол­щиной 36—40 мм. Такая обшивка, помимо обеспечения продольной прочности кор­пуса, играла и роль противоосколочной брони. Самая верхняя палуба, являющая­ся верхней полкой корпусной балки, также выполнялась из утолщённых листов стали: от 18 мм вблизи диаметральной плоскос­ти корабля до 39—56 мм у бортов кораб­ля. Дополнительными листами усилива­лась палуба вокруг вырезов для дымохо­дов. ослаблявших корпус.

Для снижения веса корпуса была приня­та сравнительно большая шпация, составлявшая 1200 мм в средней части корабля и 900 мм в оконечностях.

Благодаря увеличившемуся водоизме­щению, ещё до начала проектирования было принято решение отказаться от ус­тановки на «Сорю» гироскопического ус­покоителя качки, подобного установлен­ным на малых авианосцах «Хосё» и «Рюд- зё». Для уменьшения размахов бортовой качки корпус получил боковые кили дли­ной примерно в одну треть длины корпуса и максимальной шириной 1,8 м.

При водоизмещении на испытаниях мета- центрическая высота составляла 1,524 м, диапазон положительной остойчивости — 105,2", возвышение центра тяжести над ВЛ - 0,981 м.

Островная надстройка

По опыту эксплуатации авианосцев «Ака- ги и Kaгa», японское военно-морское командование пришло к заключению, что корабли этого класса водоизмещением свыше 10 ООО тонн должны иметь ост­ровную надстройку*, каковая и была пре­дусмотрена в проектах крейсера-авианосца № G-6, авианосца Ng G-8 и самого «Сорю».

Островная надстройка корабля имела по высоте четыре яруса, но в отличие от проектов № G-6 и № G-8 была предельно компактной и, в целом, была подобна надстройке модернизированного авиа­носца «Кага».

В отличие от, например, отечественного флота, японцы не нумеровали яруса надстроек своих кораблей, а просто назы­вали их.

Самый верхний ярус надстройки имено­вался — командный пункт ПВО («бо ку: си- кисё»). На нём располагались посты наб­людения за воздушной и надводной обс­тановкой, оснащённые 18, 12 и 8-см зенитными бинокулярами, 1,5-м штурма­нский дальномер, антенны радиопеленга­тора и радиотелефона, 60-см сигнальный прожектор и пост управления зенитным огнём тип 94.

Ярусом ниже располагался компасный (ходовой) мостик («расин канкё»). На нём размещалась ходовая рубка с главным пу­тевым компасом, одним 18-см и тремя 12-см бинокулярами наблюдения за над­водной обстановкой, пост передачи при­казов и на небольшой площадке по право­му борту — 60-см сигнальный прожектор.

Следующим располагался нижний мос­тик («кабу канкё»)- На этом уровне разме­шались рулевая рубка, 1-й радиопеленга- торный пост, а в кормовой части открыто располагался командный пункт взлётно- посадочных операций («хаттяккан сикисё») с манипуляторной колонкой боевого прожектора, оснащённой зенитным бинокуляром.

Самый нижний ярус надстройки никак не именовался, а помещения расположен­ные в нём считались расположенными на полётной палубе. На этом уровне разме­щались радиотелефонный пост и штурма­нская рубка, совмещённая с оперативной рубкой («сакусэн сицу»).

На «внутреннем», обращённом к полёт­ной палубе, борту надстройки устанавли­валась большая чёрная доска. На ней за­писывалась мелом последняя информация для экипажей самолётов уже непосред­ственно перед их взлётом, чтобы лётчикам не приходилось выходить из кабин.

Перед надстройкой на высоком поста­менте с ограждением была установлена манипуляторная колонка боевого прожек­тора, оснащённая зенитным бинокуляром, а позади надстройки — лёгкая треногая сигнальная мачта.

Броневая и конструктивная подводная защита

Бронирование корабля рассчитывалось из необходимости зашиты энергетической установки и цистерн авиационного бензи­на от артиллерийского огня вражеских эсминцев, а погребов авиационных и артил­лерийских боеприпасов — от артилле­рийского огня вражеских тяжелых крейсе­ров с 8-дюймовой артиллерией.

Вертикальное бронирование

В районе котельных и машинных отделений корабль был защищен тонким броневым поясом по ватерлинии толщиной 40 мм из стали CNC (copper-alloy noncemented').

В противоположность району отсеков энергетической установки, районы погре­бов боезапаса были защищены очень сильно, по той же схеме, что была приме­нена на крейсерах типа «Могами». Погре­ба защищались внутренним, наклонным верхней кромкой наружу, броневым поя­сом максимальной толщиной 140 мм, кли­новидно сужающимся к нижней кромке до 35 мм, из стали NVNC (new Vickers nonce- mented*). одновременно являющимся и противоторпедной переборкой.

Горизонтальное бронирование

Котельные и машинные отделения защи­щались плоской бронированной нижней палубой толщиной 25 мм из стали DS. Над котельными отделениями правого борта эта палуба была наклонной, чтобы позволить пропустить дымоходы котлов левого борта к дымовым трубам.

Погреба авиационных и артиллерийских боеприпасов защищались плоской брони­рованной самой нижней палубой толщи­ной 40 мм из стали CNC.

Прочее бронирование

Броневую защиту имели румпельные от­деления и отделения рулевых машин, но толщина брони точно неизвестна.

Тонкими броневыми колосниками пе­рекрывались дымоходы котлов в местах прохождения через броневую палубу.

Цистерны авиационного бензина защи­щались теми же внутренним броневым поясом и бронированной самой нижней палубой, что и погреба боеприпасов, но меньшей толщины.

Характерной особенностью внутреннего бронирования стало бронированное двой­ное дно под погребами боеприпасов и цистернами авиабензина, которое замы­кало внутренние броневые коробки со стороны днища корабля.

Конструктивная подводная защита

КПЗ корабля в районе отсеков ЭУ была сравнительно лёгкой конструкции и сос­тояла из двойного борта и небронирован­ной продольной переборки. Пространство между двойным бортом и продольной пе­реборкой разгораживалось платформами на отсеки и использовалось для хранения топлива. На трюмной палубе с обоих бор­тов дополнительной переборкой выгора­живались коридоры кабельтрасс.

В целом такая конструкция была явно неспособна выдержать контактный взрыв торпеды и в вопросе защиты этой части корабля конструкторы полагались на тща­тельное разделение корпуса на отсеки.

КПЗ корабля в районе погребов боеп­рипасов и цистерн авиационного бензина усиливалась внутренним броневым поя­сом, являвшимся одновременно и проти­воторпедной переборкой и бронировани­ем двойного дна.{jcomments on}