Приёмные испытания корабля прошли без особых затруднений и 29 декабря 1937 г. •Сорю» вступил в строй Несмотря на на­чало вооружённого конфликта с Китаем, который из маленького инцендента пере­рос в большую войну, программу испыта­ний не сокращали, скорее наоборот: пос­ледний пробег «Сорю» на мерной миле прошёл даже после вступления его в строй.

Служба до начала Войны за Великую Восточную Азию.

Сразу же после завершения боевой под­готовки корабль был включен в состав 2-й дивизии авианосцев и отправлен на «Ки­тайский фронт».

Под командованием капитана 1-го ранга Тэраока Кэмпэй (с 15 ноября 1938 г. — ка­питана 1-го ранга Увано Кэйдзо, ас 15 ок­тября 1939 г. — капитана 1-го ранга Яма- да Садаёси) «Сорю» совершил шесть по­ходов к восточному и южному побережью Китая (апрель, май—июнь, октябрь—но­ябрь 1938 г., март—апрель, ноябрь 1939 г., март—май 1940 г.). Вместе со своим «на­парником» по дивизии (сперва это был авиа­носец «Рюдзё», а с 15 ноября 1939 г. — ави­аносец «Хирю») он обеспечивал блокаду побережья Китая и поддерживал десант­ные операции японской армии.

Следует отметить, что при возвращении корабля в Японию как минимум часть его авиагруппы продолжила операции в Китае, перейдя в подчинение 2-й объединённой АГ («рэнго: ко:ку:тай»)* флота. 25 апреля 1938 г. с борта корабля, находящегося у островов Мааншан, на аэродром в Нанки­не перелетели 9 истребителей, 18 пикиру­ющих бомбардировщиков и 9 бомбарди­ровщиков-торпедоносцев. Больше месяца самолёты с «Сорю» осуществляли ПВО

Нанкина, а также обеспечивали операции сухопутных войск в этом районе. Поскольку угроза вражеских воздушных налетов была небольшой, к поддержке сухопутных войск привлекались и истребители, которые мог­ли нести по 2 60-кг бомбы.

В середине мая авиагруппа «Сорю» сно­ва вернулась на свой корабль, но уже в начале июня она была переброшена на аэродром в Уху. а с середины июня до се­редины июля 1938 г. авиагруппа «Сорю» действовала с аэродрома Анцинь.

К лету 1938 г. китайская авиация, уси­ленная советскими лётчиками-доброволь­цами, стала гораздо более агрессивной и японским истребителям приходилось все чаще подниматься на перехват неприя­тельских самолётов. Во время одного из таких перехватов (25 июня 1938 г.) погиб лётчик-истребитель с «-Сорю» Като Сакаэ. Его самолёт внезапно потерял скорость и рухнул на землю. По мнению японцев, причиной могло быть отвратительное ка­чество воды в районе аэродрома, из-за которого среди личного состава свиреп­ствовали желудочные инфекции. А ослаб­ленный, например, дизентерией пилот вполне мог потерять сознание во время полёта.

10 июля 1938 г. в Анцин прибыла с ави­абазы Омура (Япония) 15-я АГ флота. Поскольку она не была укомплектована по штату, свыше половины АГ «Сорю» во гла­ве с ее командиром (капитан-лейтенант Нанго Мотифуми) не вернулись на ко­рабль. а влилась в новую часть.

А уже 18 июля капитан-лейтенант Нанго погиб в воздушном бою над озером Поян- ху, столкнувшись с падающим китайским самолётом. В своем последнем бою он сбил один истребитель «Глостер «Гладиа­тор».

К октябрю 1938 г. авиагруппа снова собралась на борту «Сорю», который вместе с «Рюдзё» обеспечивал прикрытие Гуандунской операции японской армии, целью которой был захват крупного порта на юге Китая — Кантона (Гуанчжоу). 9 ок­тября 1938 г. 2-я ДАВ вышла из базы в Бако (Мако, ныне — Магун) на Пескадорс- ких островах у острова Формоза (ныне — Тайвань) и отправилась к побережью юж­ного Китая. «Сорю» действовал у Кантона больше месяца (корабль вернулся в порт Такао (ныне — Гаосюн) на Формозе 14 но­ября), но вследствие полного отсутствия китайской авиации в том районе воздуш­ных боев не было. Основной задачей ави­агруппы (18 истребителей А5М и A4N1, 27 бомбардировщиков D1A2 и 12 ударных самолётов B4Y1) была поддержка сухо­путных войск 21-й японской армии, кото­рые 12 октября 1938 г. высадились в бух­те Биас (Та-Я, Дая), а уже 21 числа захва­тили город Кантон. 1 декабря 1938 г. «Со­рю» вернулся в Японию.

В следующем году «Сорю» вместе с "Рюдзё" совершил еще два похода к ки­тайскому побережью (21 марта — 2 апре­ля и 31 октября — 14 ноября 1939 г.), но без столкновений с вражеской авиацией.

С июня по сентябрь 1940 г. авианосец участвовал в больших маневрах флота, закончившихся грандиозным императорс­ким смотром флота 11 октября 1940 г., приуроченным к 2600-й годовщине осно­вания японской Империи.

А две недели спустя у 2-й ДАВ появился новый командующий — с 1 ноября 1940 г. им стал контр-адмирал Ямагути Тамон, командовавший до того 1-й объединённой АГ флота в Китае. Тем временем 15 ок­тября капитан 1-го ранга Ямада был сме­нен капитаном 1-го ранга Камасэ Ватару, но тот прокомандовал кораблем очень не­долго и 25 ноября новым командиром «Сорю» стал капитан 1-го ранга Косака Канаэ.

«Сорю» же после небольшой передышки и докования в Йокосука продолжил бое­вую подготовку, кульминацией которой стали манёвры у побережья острова Фор­моза в феврале 1941 г. 26 января авиано­сец прибыл в Ивакуни, где принял на борт свою авиагруппу и 1 февраля отправился в район маневров. Но 3 февраля 1941 г. «Сорю» столкнулся с эсминцем "Юдзуки" и был вынужден отправиться в Сасэбо для ремонта. К счастью, повреждения были незначительными, и уже 18 февраля ко­рабль покинул порт и отправился к Фор­мозе. На этот раз он добрался до цели без приключений (прибыл в Такао 20 фев­раля) и вместе с «Хирю» поучаствовал-та­ки в маневрах, длившихся с перерывами больше месяца (2-я ДАВ вернулась в Йо- косука 26 марта 1941 г.).

10 апреля 1941 г. все четыре находив­шихся на тот момент в строю японских больших и средних авианосца («Акаги», «Кага», «Сорю» и «Хирю») вместе с малым авианосцем «Рюдзё» были сведены в 1-й Воздушный Флот, командующим которым был назначен вице-адмирал Нагумо Тюити. Так была заложена основа легендар­ного Авианосного ударного соединения (лучше известного по своему японскому названию «Кидо бутай»), которое за шесть месяцев своего существования прослави­лось, наверное, больше, чем любое дру­гое соединение японского флота за всю его историю.

Но пока дивизиям 1-го ВФ пришлось действовать по отдельности- 10 июля 1941 г. 2-я ДАВ была выделена для учас­тия в операции «фу» — вторжения в юж­ную часть Французского Индокитая. 10 июля «Сорю» и «Хирю» вышли из Йокосука в Бако, а из Бако — в Самах на острове Хайнань (прибыли 16 июля). 24 июля 2-я ДАВ вышла из порта Самах для прикрытия высадки японских войск, которая обошлась без стрельбы, т.к. французов удалось убе­дить не оказывать сопротивления. В ре­зультате операция «Фу» для «Сорю» и «Хи- рю» окончилась почти туристическим визи­том в Кап Сен-Жак (ныне — Вунгтау, Вьетнам) 30 июля. Корабли постояли в порту несколько часов и в тот же день отп­равились обратно в Самах, а оттуда — в Сасэбо (прибыли 7 августа).

По возвращению в Японию «Сорю» сно­ва включился в активную боевую подго­товку — 11 августа авианосец покинул Са­сэбо для маневров у побережья острова Кюсю и вернулся в порт (на этот раз — в Йокосука) только 8 сентября.

По возвращении на базу корабль был поставлен на ремонт и докование (вышел из дока 8 октября). Любопытно, что при этом «Сорю» почти месяц обходился без командира — с 12 сентября эту должность по совместительству исполнял капитан -Акаги» Хасэгава Киити. Только 6 октября 1941 г. ««Сорю» получил нового командира — переведенного из МГШ капитана 1-го ранга Янагимото Рюсаку. И никому тогда и в страшном сне не могло привидеться, что ему суждено стать последним коман­диром «Сорю» и уйти на дно Тихого океа­на вместе со своим кораблем...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Материалы по теме "ВМФ".

Новое на сайте