29 декабря 1941 г. корабли пришли в Курэ, где прошли ремонт и пополнили запа­сы. Но отдых экипажей не был долгим, и уже 12 января 1942 г. 2-я ДАВ покинула стоянку в Хасирадзима и отправилась в новый поход — на этот раз на юг.

17 января корабли прибыли на Палау, где задержались еще на четыре дня, пос­ле чего вышли к Амбону с эскортом из 1 тяжелого крейсера и 5 эсминцев.

23 января к востоку от острова Хальма- хера 2-я ДАВ подняла в воздух ударную группу (18 D3A1, 18 B5N2, 18 А6М2). Не встретив никакого сопротивления в возду­хе. японские самолёты без помех и потерь атаковали городки Лаха, Халонг и сам Ам­бон. Следует отметить, что цели атаковали только самолеты с «Хирю», а группа с «Со­рю» по невыясненным причинам в атаку не вышла. На следующий день атаку повтори­ли уже обе группы. Результаты атак были незначительными, но зато местная авиаба­за была нейтрализована, что позволило японской морской пехоте без проблем вы­садится у города Кендари (остров Целе­бес) и захватить его. Также был захвачен расположенный рядом аэродром, на кото­рый уже 25 января перебазировались 25 "Рэйсэнов" 3-й АГ флота, а также часть авиагрупп 2-й ДАВ (18 А6М2, 9 D3A1 и 9 B5N2), которые начали атаки на остров Ти­мор. Во время одной из таких атак (на го­род Купанг 28 января 1942 г.) шестерка истребителей прикрытия под командова­нием капитан-лейтенанта Суганами сбила большую летающую лодку «Шорт «Эмпайр» а потом уничтожила на аэродроме Пенфуй австралийский "Хадсон". 30 января пики­ровщики и торпедоносцы сводного отряда 2-й ДАВ перебазировались на аэродром Баликпапан, а оттуда отправились на ост­рова Палау.

Тем временем сами авианосцы ушли в Давао на Филиппинах (прибыли 25 янва­ря), а 27 числа — на Палау, где с ними воссоединился сводный авиаотряд.

15 февраля 1942 г. «Сорю» вместе с «Хирю», «Акаги» и «Кага» покинул острова Палау и, зайдя по дороге в бухту Старинг (расположенную неподалёку от Кендари), отправился к порту Дарвин на северном побережье Австралии. Согласно данным авиаразведки, в порту находилось много кораблей, что подтверждало подозрения японцев о том, что именно Дарвин являет­ся главной тыловой базой союзников в этом регионе. Базой, которую для прове­дения успешных высадок на острова Ти­мор и Ява просто необходимо было нейт­рализовать.

Ранним утром 19 февраля 1942 г. Авиа­носное ударное соединение вышло в район в 350 милях к северо-западу от Дарвина. К порту был направлен самолёт-разведчик, но на связь он не вышел из-за поломки ра­дио. Штаб Нагумо наверняка пережил не­мало нервных минут, пытаясь понять, что случилось, но отступать было уже поздно.

В 08.22 — 08.28 с палуб «Акаги», «Сорю» и «Хирю» начали подниматься самолёты первой ударной волны (командир — капи­тан 2-го ранга Футида Мицуо), среди ко­торых были по 18 самолётов с «Сорю» и «Хирю» (командиры: капитан-лейтенант Абэ Хэйдзиро и капитан 3-го ранга Кусу- ми Тадаси, соответственно). По непонят­ным причинам «Кага» начал поднимать са­молёты первой волны только в 08.56. Все­го в составе первой волны был 81 бомбардировщик-торпедоносец B5N2. Прикрытие осуществляли истребители 2-й ДАВ: 9 с «Сорю» (лейтенант Фудзита Иёдзо) и 9 с «Хирю» (капитан-лейтенант Ноно Сумио).

Тем временем в 08.57 — 09.00 «Акаги» и «Сорю» начали поднимать самолёты вто­рой волны (всего 8 её состав входило 71 D3A1, в т.ч. 18 с «Сорю» (командир — капи­тан 3-го ранга Эгуса Такасигэ) и 17 с «Хи­рю» (командир — капитан-лейтенант Кобаяси Митио). Четверть часа спустя (в 09.15) свои пикировщики начали поднимать в воздух «Кага» и «Хирю». Прикрытие этой волны осуществляли 18 А6М2 1-й ДАВ (ко­мандир — капитан 3-го ранга Итая Сигэру).

У американцев это почти наверняка привело бы к развалу ударных волн и эс­кадрильи выходили бы к объекту атаки по­одиночке. А японские пилоты, судя по всему, сумели восстановить строй, т.к. время начала атак обеих ударных волн ле­жит весьма близко друг от друга и, в об­щем-то, укладывается в маневрирование при заходе на цель.

Несмотря на то, что о приближении японских самолётов радировали и свя­щенники из отдаленных миссий, и сбитая истребителями «Кага» по дороге к Дарви­ну летающая лодка PBY из 22-го патруль­ного авиакрыла флота США, информация не была передана по назначению и напа­дение японцев застало защитников Дар­вина врасплох.

Основой ПВО Дарвина был аж один ист­ребитель Р-40 из 3-й истребительной эс­кадрильи ВВС армии США (пилот — лей­тенант Роберт Острейчер). Кроме того, еще 9 истребителей 33-й истребительной эскадрильи* (командир — майор Флойд Пелл) оказались в городе пролетом — в то утро эскадрилья должна была лететь на Яву через Купанг (на острове Тимор), но сильная облачность принудила их вер­нуться назад. Майор Пелл приказал четы­рем пилотам вместе с Острейчером пат­рулировать над городом, а сам, вместе с остальными пилотами, пошел на посадку для дозаправки.

В 09.55 первая волна японцев показа­лась над Дарвином, заходя на город с юго-востока (наименее ожидаемого нап­равления атаки), а уже три минуты спустя первые 800-кг бомбы полетели на австра­лийскую землю. Тем временем японские истребители без проблем расправлялись с неопытными пилотами 33-й эскадрильи. Одна группа набросилась на патруль и быстро сбила всех четырех (лейтенанты Перри и Перес погибли. Уолкеру и Уиксу удалось спастись). Один Острейчер успел вовремя заметить японские самолёты, предупредить по радио о появлении япон­цев и уйти от их атаки. Оторвавшись от истребителей, он вернулся к Дарвину и напал на пикировщики второй волны.

Тем временем другая группа японцев атаковала самолёты Пелла, получивших предупреждение Острейчера, и попытав­шихся взлететь на перехват японской ударной волны. Находившийся на аэрод­роме Дарвина «безлошадный» пилот 33-й эскадрильи лейтенант Вог с ужасом наб­людал как на малой высоте сбивают его командира, который всего час назад заб­рал у него самолёт. Каким-то чудом майо­ру Пеллу удалось покинуть сбитый истре­битель на парашюте — но очередь «Рэй- сэна» добила его уже на земле. Неподалеку взорвался самолёт лейтенан­та Хьюджеса, сбитый прямо на взлете. Лейтенанты Райе, Гловер и МакМэхон смогли набрать высоту, но вскоре тоже были сбиты (по счастью, им всем удалось спастись). Многие авторы приписывают эти победы истребителям с «Хирю», но сами лётчики-истребители с «Хирю» зая­вили сбитым в воздушном бою только один самолёт. Большинство же сбитых са­молётов приходятся на долю истребите­лей с «Акаги» и «Ката». Расправившись с вражескими самолётами в воздухе. А6М2 начали обстрел наземных целей из своих пушек и пулеметов.

Тем временем японские бомбардиров­щики. несмотря на сильный огонь зенит­ных орудий и пулеметов (из пулеметного батальона 19-го полка конных стрелков австралийских имперских сил), обрушили бомбы на порт и город. В соответствии с планом атаки, авиагруппы 2-й ДАВ атако­вали суда в порту, кроме 3-й эскадрильи ударных самолётов с «Сорю», которой достались казармы.

Американский эсминец «Пири» (DD-226 «Реагу») был поражен бомбой около 10.00 — взрыв разворотил кораблю корму и привел к затоплению машинного отделения. Вто­рая бомба разорвалась почти сразу после первой посредине корабля (в камбузе), вызвав сильный пожар. Экипаж отчаянно боролся за спасение корабля, отбиваясь от японцев своими пулеметами, но вра­жеские самолёты добились попадания еще тремя бомбами, и в 13.00 корабль пошел на дно кормой вперед, до последнего стреляя по врагу из своих пулеметов. Из 115 членов экипажа погиб 91 — самые большие потери, понесенные флотом США в австралийских водах.

Гражданские суда, потопленные в тот день, включали: «Меджис» (12 568 т), ««Бритиш Моторист» (6891 т), «Зилендиа» (6600 т), «Мауна Лоа» (5436 т) и «Нептуна» (5952 т). Последнее судно было поражено двумя бомбами, вызвавшими пожар и взрыв 200 тонн глубинных бомб, которые находились на борту — корабль пошел на дно вместе с 45 членами экипажа.

Кроме того, японские самолёты раз­бомбили почту, телеграф и водонасосную станцию, а также вызвали в городе много­численные пожары. Следует отметить, что часть пожаров была вызвана снарядами орудий стоящих в порту кораблей и бере­говых зениток, которые залетали в город. В Дарвине началась паника и грабежи.

А тем временем с северо-востока к Дарвину подошли 55 японских бомбарди­ровщиков наземного базирования (28 G3M2 и G4M1 из АГ «Каноя», 27 G4M1 из 1-й АГ), которые атаковали аэродром в 12.10. Их бомбы уничтожили ангары, в ко­торых, среди прочего, находились новень­кие легкие бомбардировщики «Дуглас А-24 «Баныии» из 27-й бомбардировочной группы ВВС армии США.

После возвращения из налёта на Дар­вин. пикирующие бомбардировщики «Со­рю» и «Хирю» совершили ещё один вылет — против обнаруженных у острова Басёрст (к северо-западу от Дарвина) судов союзни­ков Первыми в 13.06 взлетели 9 D3A1 с "Сорю" под командой капитан-лейтенанта Икэда Масаи. В 13.15 за ними последова­ли 9 D3A1 с «Хирю» под командой капитан- лейтенанта Ямасита Киндзи. Первыми, в 14.34 заметили свою цель, опознанную как "вспомогательный крейсер", пилоты «Со­рю». С 14.56 до 15.12 они выполнили атаку и потопили судно. Вслед за ними свою цель, опознанную как «торговое судно во­доизмещением 10 ООО тонн», обнаружили пилоты «Хирю» и в 15 20 потопили её. Эти­ми двумя судами оказались американские транспорты «Флоренс Ди» и «Дон Исидро», пытавшиеся прорваться на Филиппины с грузом боеприпасов.

На этом операция против порта Дарвин была завершена.

Результаты налета были настоящим шо­ком для командования союзников: 23 корабля и судна были потоплены или тяжело повреждены (включая 2 судна, потоплен­ные японцами на подходах к Дарвину), 28 самолётов (не считая А-24) уничтожено в воздухе и на земле (в т.ч. 11 Р-40, 6 «Хадсонов» и 4 PBY). Общее количество погиб­ших (включая трупы, выловленные из моря) в результате налетов 19 февраля достигало 1000 человек. Возможность союзников использовать Дарвин в качестве тыловой базы была серьезно подорвана.

Потери японцев были небольшими: с «Кага» был сбит над самим Дарвином. и еще 1 D3A1 с «Сорю» не смог дотянуть до своего авианосца и сел на воду (экипаж был спасён). Как это обычно бы­вает, заявки превышают число сбитых ма­шин. На два пикировщика претендует Острейчер, на одну машину также претен­дуют австралийские зенитчики из 14-й зе­нитной батареи и пулеметчики 19-го пол­ка легкой кавалерии. Первый же сбитый над Австралией (и единственный, поте­рянный в том налёте) А6М2 (№ BII-124) был поражен одной-единственной пулей, пробившей маслобак*. Пилот самолёта — матрос 1-го класса Тоёсима Хадзимэ с «Хирю» — пошел на вынужденную посадку на острове Мелвилл (к северу от Дарви­на). На его поиски был выслан гидроса­молёт Е13А1 с крейсера эскорта, нашед­ший место посадки — но пилота он не об­наружил. Зато Тоёсима обнаружили австралийцы, и ему выпала сомнительная честь стать первым японским военноплен­ным в Австралии.

Авианосное ударное соединение верну­лось в бухту Старинг 21 февраля 1942 г., и после 4-дневной передышки вышло в новый поход — на этот раз к острову Ява. Главной задачей соединения Нагумо был перехват кораблей и судов союзников, ко­торые пытались эвакуироваться с этого острова на Цейлон или в Австралию. Лю­бопытно, что такую мощную группировку палубной авиации и надводных кораблей даже не попытались задействовать для обеспечения самой высадки на Яву — оче­видно, японцы считали, что это будет из­лишним. В результате к обеспечению обе­их высадок (на западе и востоке острова) была привлечена только базовая авиация и малый авианосец «Рюдзё» (вышел из Сент-Джеймса к Яве в эскорте транспор­тов 27 февраля 1942 г.).

Американский флотский танкер «Пекос» (АО-6 «Pecos»; 14 800 тонн) был потоплен самолётами «Сорю» без проблем, а вот с эсминцем «Эдсалл» (DD-219 «Edsall») япон­цам пришлось повозиться. Этот корабль вез в порт Чилачап (на о-ве Ява) пилотов, спасенных с потопленного 27 февраля 1942 г. авиатранспорта «Лэнгли». Около 17.30 1 марта 1942 г. примерно в 250 ми­лях к югу — юго-востоку от острова Рожде­ства путь «Эдсалла» пересекся с тяжелыми кораблями эскорта авианосного соедине­ния вице-адмирала Нагумо: линкорами «Хиэй» и «Кирисима», а также тяжелыми крейсерами «Тонэ» и «Тикума». Казалось, бой будет очень коротким — но не тут-то было. Благодаря лихому маневрированию командира американского корабля (капи­тан-лейтенанта Джошуа Никса) и большой дистанции стрельбы эсминец почти час из­бегал попаданий. Из нескольких сотен сна­рядов. выпущенных японцами в «манев­ренной» фазе боя, в цель попало только два (в 18.24 с «Хиэй» и в 18.35 с «Тикума»), при этом серьезных повреждений японс­кие бронебойные снаряды эсминцу не на­несли. Пришлось командующему японским соединением вызвать самолёты, которые сработали быстро и эффективно. В тече­ние около 20 минут (с 18.27 до 18.50) 9 пи­кировщиков с «Хирю» (под командованием капитан-лейтенанта Кобаяси Митио) и 9 с «Сорю» (командир — капитан-лейтенант Кобз Мориюки) превратили корабль в гру­ду пылающего металла. Не понадобились ни пушки истребителей эскорта, ни бомбы прилетевших позднее 8 D3A1 с "Акаги». Те­перь уже ничего не мешало японским кораблям без помех расстрелять лишивший­ся хода «Эдсалл», и в 19.00 (по другим данным, на 5 минут позднее) храбрый ко­рабль пошел на дно, не дойдя до Явы 430 миль. Японцы подобрали несколько членов экипажа, из которых, правда, ни один не пережил японского плена. Поэтому обстоя­тельства гибели корабля стали известны в США только спустя много лет после войны, и в результате героический бой «Эдсалла» является одной из забытых страниц амери­канской военно-морской истории.

Около 11.00 5 марта 1942 г. самолёты Кидо бутай атаковали порт Чилачап. 149 самолётов под командованием капитана 2-го ранга Футида Мицуо нанесли сокру­шительный удар по порту.

В первой ударной волне, поднявшейся с авианосцев в 08.45 — 09.05, насчитыва­лось 96 самолётов: 18 А6М2 и 45 B5N2 1- й ДАВ и 33 D3A1 2-й ДАВ (в т.ч. 16 с «Со­рю», ведомых самим Эгуса, который од­новременно командовал всеми пикировщиками, и 17 с «Хирю», которыми командовал капитан-лейтенант Кобаяси.

Вторая волна поднялась с палуб в 09.40 — 09.48 и включала только самолёты 2-й ДАВ (18 истребителей и 35 торпедонос­це в-бомбардировщиков). Пикирующие бомбардировщики 1-й ДАВ не принимали участия в налёте, только пара D3A1 с "Акаги" выполнила разведку погоды над целью перед вылетом ударной волны, и ещё четыре D3A1 с «Акаги» провели раз­ведку по курсу соединения уже после на­лёта. Во время атаки ВВП над соединени­ем несли 27 истребителей (в т.ч. по 9 с -Сорю» и «Хирю»).

Несколько кораблей (в т.ч. флотский ко­рабль снабжения и ремонта «Баренц» в 4 819 тонн) было потоплено и до 15 пов­реждено (включая недостроенный голлан­дский минный заградитель «Рам» в 2 400 тонн). На берегу различные наземные со­оружения пострадали от бомб и последо­вавших за бомбежкой пожаров.

8 марта 1942 года войска союзников на острове Ява капитулировали, и Авианос­ное ударное соединение смогло вернуть­ся в бухту Старинг (прибыло 11 марта). "Kaгa", который еще 5 февраля получил повреждение подводной части корпуса, был. наконец, отправлен в Японию на ремонт, а остальные корабли стали попол­нять запасы перед новым походом.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Материалы по теме "ВМФ".

Новое на сайте