Рейд в Индийский океан.

Пополнив запасы, 26 марта 1942 г. Авиа­носное ударное соединение навсегда по­кинуло бухту Старинг. На этот раз его курс лежал в Индийский океан, а целью были английские базы на острове Цейлон (ныне Шри-Ланка) и находившийся там английский Восточный флот (операция «С» («Си»)). В состав АУС входили: 1-я ДАВ («Акаги»), 2-я ДАВ («Сорю» и «Хирю»), 5-я ДАВ («Сёкаку» и «Дзуйкаку»), 3-я ДЛК («Хиэй», «Кирисима», «Харуна» и «Конго»), 8-я ДКр («Тоне» и «Тикума»), 1-я флотилия ЭМ (КрЛ «Абукума» и 11 ЭМ).

На первый взгляд, противостоявший со­единению Нагумо английский Восточный флот (с 26 марта 1942 г. им командовал вице-адмирал (с 6 апреля — адмирал) Джеймс Фоунс Сомервилл) выглядел весьма внушительно: 5 линкоров, 3 авиа­носца, 2 тяжелых и 5 легких крейсеров, 14 эсминцев. Однако 4 линкора типа «R» бы­ли весьма тихоходными, что вынудило английского командующего разделить свои силы на два соединения («быстро­ходное» «А», и «тихоходное» *В» («Б»)) — верный рецепт разгрома флота по частям. Но самой большой проблемой англичан было то, что на их трех авианосцах бази­ровалось всего 95 самолётов. Из них 70 самолётов, в том числе 45 бомбардиров­щиков-торпедоносцев «Файрей «Альба- кор», 9 истребителей «Хаукер «Си Харрикейн» и 16 истребителей «Грумман «Март- лет», имели ТТХ более-менее адекватные японским машинам, а остальными самолё­тами были устаревшие «Суордфиши».

Но Сомервилл был полон уверенности в своих силах: разведка убедила его, что в рейде на Цейлон будут участвовать всего два японских авианосца и два линкора ти­па «Конго», что японская авиация находит­ся где-то на уровне итальянской, и что в ночных боях японцы не сильны". Понят­но, что при таких «разведданных» уверен­ность английского адмирала выглядит вполне оправданной.

Поскольку англичане не имели ни ма­лейшего понятия о тактике японских авиа­носных соединений, они решили, что японцы будут осторожничать и атакуют ночью, пользуясь наличием в небе полной луны. В ночь с 31 марта на 1 апреля и с 1 на 2 апреля 1942 г. Сомервилл без успеха искал японские авианосцы, после чего ре­шил, что рейд на Цейлон был отменен, и приказал своему соединению вернуться на базу на атолле Адду (Мальдивские ост­рова). Оба его тяжелых крейсера были отправлены в Коломбо*, а авианосец «Гермес» с австралийским эсминцем «Вампир» («Vampire») — в Тринкомали.

Тем временем Авианосное ударное сое­динение приближалось к Цейлону.

Вероятно, Нагумо подобрал скорость так, чтобы атаковать Коломбо 5 апреля, когда англичане должны были праздно­вать Пасху. Но его планы внезапного на­падения были нарушены одинокой «Ката­линой» (британское название американс­кой двухмоторной летающей лодки РВУ) из 413-й эскадрильи королевских канадс­ких ВВС под командованием майора Лео­нарда Бирчалла. Решив пролететь чуть дальше на юг, чем предусмотрено планом полёта, Бирчалл вышел прямо на Кидо бу- тай. Дюжине «Рэйсэнов» из состава воз­душного патруля (в т.ч. 6 с «Хирю»») уда­лось быстро сбить летающую лодку, но не раньше, чем радист Бирчалла успел пере­дать сообщение об обнаружении японских кораблей. Все. что смогли сделать японцы — это в бессильной злобе избить шесть уцелевших членов экипажа «Ката­лины». поднятых на борт эсминца «Исокадзэ».

Получив информацию о приближении японцев, англичане развили лихорадоч­ную деятельность. С 03.00 5 апреля все наземные и воздушные части на острове были приведены в состояние повышенной боевой готовности. Не очень надеясь на ПВО Коломбо, командование приказало отправить из гавани все корабли, способ­ные выйти в море. В результате вдобавок к 60 кораблям и судам, покинувшим Ко­ломбо после сообщения разведки от 28 марта 1942 г., гавань покинуло еще 25. в т.ч. крейсера «Корнуолл» («Cornwall») и "Дорсетшир" («Dorsetshire»). В гавани по разным причинам остались 2 эсминца, 1 подлодка. 1 плавбаза подлодок, 1 вспо­могательный крейсер и 21 гражданское судно.

Ситуация, в которой оказался Сомер­вилл, лучше всего описывается его же словами: «похоже, меня провели». Его со­единение, разбросанное между тремя ба­зами. было просто не в состоянии нанес­ти сосредоточенный удар по японцам Но командующего английским Восточным флотом это не устрашило, и он бросился на врага с теми силами, что были под ру­кой. Сразу после окончания приема топ­лива Соединением «А» (после полуночи 5 апреля) Сомервилл вышел с ним на пе­рехват японской эскадры. Соединение «В» (под командованием контр-адмирала Уил- лиса) последовало за командующим сразу после того, как само закончило прием топ­лива. что заняло еще 8 часов. Крейсерам "Корнуолл" и «Дорсетшир» приказали при­соединиться к Соединению «А».

Но японцы, находившихся к тому време­ни в 120 милях к югу от Коломбо, успели раньше. С первыми лучами солнца 5 ап­реля 1942 г. в воздух были подняты гид­росамолёты-разведчики, а в 06.00 — 06.15 с палуб авианосцев начали подни­маться в воздух самолёты ударной группы под командованием Футида Мицуо: 53 ударных самолёта тип 97 (в т.ч. по 18 с "Хирю" и «Сорю»), 38 бомбардировщиков тип 99 и 36 истребителей тип 0 (в т.ч. по 9 с "Хирю" и «Сорю»).

Коломбо защищали 42 истребителя. На аэродроме Ратмалана базировалась 30-я истребительная эскадрилья Королевских ВВС Великобритании (22 «Харрикейна»), а также 803-я и 806-я эскадрильи авиации флота (всего 6 истребителей «Файрей и Фульмар» на две эскадрильи). Кроме то­го, на местном ипподроме, переделанном в аэродром, базировалась 258-я истреби­тельная эскадрилья (14 «Харрикейнов»). С земли город и порт Коломбо защищали 18 средних и 25 легких зенитных орудия, а еще 4 средних и 12 легких орудий прик­рывали аэродром Ратмалана.

Поскольку англичане полагали, что японцы атакуют ночью или на рассвете, защитники города находились в боевой готовности с 03.00. Поэтому к 07.30, когда над Коломбо показались японские са­молёты. англичане уже успели рассла­биться: большинство истребителей были на земле, а некоторые пилоты как раз собрались позавтракать.

Поскольку привезенный в Коломбо ра­дар все еще не был введен в действие*, появление самолётов Футида над Колом­бо оказалось для их противников полней­шей неожиданностью. Кроме того, японцы сделали крюк, и зашли на цель с севера, откуда их ждали меньше всего.

Первыми жертвами японцев стали ата­кованные около 07.40 б торпедоносцев «Суордфиш» из 788-й эскадрильи авиации флота, летевшие из Тринкомали на аэ­родром в Ратмалане. Их экипажи были настолько уверены, что над Коломбо просто не может быть японских самолё­тов, что даже пытались подавать опозна­вательный сигнал «Я — свой», предпола­гая ужасную ошибку. В течение несколь­ких минут все «Суордфиши» были сбиты истребителями с «Хирю».

В 07.40 — 07.45 японские самолёты пошли в атаку. В течение следующих 30- 40 минут эскадрильи ударных самолётов с «Акаги», «Хирю» и «Сорю» наносили удары по городу и кораблям в гавани Коломбо. Пикировщики с «Сёкаку» и «Дзуйкаку» вначале атаковали аэродром Ратмалана. а потом присоединились к атаке кораблей.

Попытки английских истребителей сор­вать атаки японцев успехом не увенча­лись, поскольку им приходилось взлетать под самым носом у противника и атако­вать, не имея преимущества в высоте. За 1 сбитый англичанами истребитель (с «Сорю») и 6 пикировщиков (5 с «Дзуйка- ку» и 1 с «Сёкаку») они заплатили 15 сби­тыми «Харрикейнами» и 4 «Фулмарами».

Кроме нанесения повреждений порто­вым сооружениям, аэродрому, а также нефтебазе в Колоннава и железнодорож­ным мастерским в Дематагода, лётчики Футида утопили в гавани вспомогатель­ный крейсер «Гектор» («Hector»; водоиз­мещение 11 198 тонн), эсминец «Тенедос» («Tenedos») и норвежский танкер «Соли» (5 943 тонны). Плавбаза подлодок «Люсиа» и несколько (по разным данным, от 2 до 10) грузовых судов были повреждены.

Но «пасхальные» неприятности англичан еще не закончились: в 11.00 гидросамо­лёт с крейсера «Тонэ» засек идущие навстречу соединению «А» адмирала Со­мервилла «Корнуолл» и «Дорсетшир». Японский самолёт был замечен на анг­лийских крейсерах, но его появление не вызвало ни малейшего беспокойства. Как признавался позднее командир «Дорсет­шира» капитан 1-го ранга Аугустус Эгар, который был старшим в этом отряде: «Один момент, на который никто не обра­тил внимание... это дальность полёта и характеристики японских морских само­лётов... Мы наделяли их такими же харак­теристиками, как и наши самолёты, но по­том оказалось, что мы их печально недо- I оценивали. ... Поэтому не удивительно, что когда на следующий день [то есть 5 апреля] мы заметили первый японский «хвост» на горизонте за кормой, мы поня­тия не имели, что они могут долететь так далеко...». В результате крейсера продол­жали спокойно идти на юг.

А тем временем в ангарах и на палубах японских авианосцев кипела лихорадоч­ная активность: самолёты 2-й ударной волны перевооружались с боеприпасов против береговых целей на противокора­бельные бомбы и торпеды. Если с пикиру­ющими бомбардировщиками «Акаги», «Сорю» и «Хирю» все прошло без проб­лем, то торпедоносцы «Сёкаку» и «Дзуйкаку» сильно задержались с перевооружени­ем. В результате Нагумо решил отправить в атаку только пикировщики.

К 12.45 в воздухе были 53 пикирующих бомбардировщика тип 99 (в т.н. по 18 с «Хирю» и «Сорю» и 17 с «Акаги») под ко­мандованием капитана 3-го ранга Эгуса, которые за каких-то 15 минут (с 13.40 до 13.55) расправились с обоими кораблями.

Шедший головным «Дорсертшир» был атакован самолётами «Хирю» и 2-й эскад­рильей «Акаги». «Корнуолл» пришёлся на долю 1-й эскадрильи «Акаги» и самолётов «Сорю».

Несмотря на довольно плотный огонь зенитной артиллерии крейсеров и их ма­нёвры на большой скорости, пикировщики Эгуса совершали бомбометание с высоты не более 300 м с ювелирной точностью. «Дорсетшир» уже в первой воздушной атаке был поражён 3 бомбами, которые вывели из строя рулевое управление, ра­диостанцию и обе 102-мм зенитные АУ левого борта. Следующие звенья пики­ровщиков добились ещё 3 попаданий, после которых из строя вышли почти все оставшиеся зенитки (носовая 102-мм зе­нитная АУ правого борта и оба 8-стволь- ных 40-мм «пом-пома»), а также носовая башня главного калибра. Пожар в погребе носовой башни удалось погасить с по­мощью системы быстрого затопления погреба, а вот погреб боезапаса для зе­нитных орудий, куда также попала бомба или ее осколки, затопить не успели. Пос­ледовавший взрыв привел к серьёзней­шим повреждениям корпуса и, скорее всего, лишил корабль хода (погреб распо­лагался как раз между котельными и ма­шинными отделениями).

Не прошло и 5 минут с момента начала атаки, а «Дорсетшир» уже лишился хода и управления, получил сильный крен на ле­вый борт, вся его зенитная артиллерия (кроме 12,7-мм пулеметов) была выведе­на из строя, а на палубах полыхали пожа­ры. Но японские лётчики на этом не успо­коились, и неподвижный корабль получил еще четыре попадания бомб, плюс нес­колько бомб разорвались у борта кораб­ля. Стало ясно, что корабль не спасти, и капитан 1-го ранга Эгар отдал приказ ос­тавить крейсер. В 13.49 — 13.50, менее чем через 10 минут после начала налета. «Дорсетшир» перевернулся и затонул кор­мой вперед.

Шедший вторым «Корнуолл», был бук­вально засыпан японскими бомбами — экипаж насчитал как минимум 15 попада­ний и близких разрывов бомб, во многих местах повредивших обшивку корабля. Прямые попадания также вывели из строя генераторы, лишив корабль электроэнер­гии, и убили почти всю команду № 1 ди­визиона живучести. Через пробоины в корпусе начала быстро поступать вода, и около 13.45 командир «Корнуолла» капи­тан 1-го ранга Персиваль Мануеринг (ра­неный близким разрывом бомбы) также дал команду экипажу спасаться.

Из 1546 человек, составлявших экипажи обоих кораблей, погибли 428 (193 на "Корнуолле" и 235 на "Дорсетшире"). Эти цифры включают умерших от ран сре­ди моряков, спасённых на следующий день присланными в район боя легким крейсером «Энтерпрайз» («Enterprise») и эсминцами «Паладин» («Paladin») и «Пан­тер» («Panther»). Японцы же не потеряли ни одного самолёта. Обращает на себя внимание необычайно высокая меткость японских лётчиков, которые, несмотря на относительно плотный огонь зенитной ар­тиллерии и маневры на большой скорости обоих кораблей, достигли таких прекрас­ных результатов.

К счастью для англичан, японцы не до­гадались, что крейсера шли на соедине­ние с главными силами Сомервилла В противном случае в водах Индийского океана мог состояться первый в мире бой авианосных соединений, шансов выиграть который у англичан было немного.

Впрочем, англичане тоже не могли най­ти японское соединение. После получения радиограммы с самолёта Бирчалла в воз­дух были подняты другие «Каталины», од­на из которых (из 205-й эскадрильи) наш­ла Кидо бутай утром 5 апреля, но около 08 30 была сбита истребителями БВП (с "Хирю", «Сёкаку» и «Дзуйкаку»), так и не сумев передать точных данных о местона­хождении и курсе японцев. В 07 00 адми­рал Сомервилл приказал поднять для раз­ведки самолёты с авианосца «Индоми- тэбл» («Indomitable»), но из посланных трех «Альбакоров» (827-я эскадрилья ави­ации флота) один был сбит во второй по­ловине дня истребителями БВП с «Хи­рю»'*. а остальные хотя и смогли укло­ниться от японских истребителей, но не смогли навести Сомервилла на корабли Нагумо. В 08.30 с аэродрома Ратмалана для удара по японцам были подняты 10 бомбардировщиков «Бленхейм» из 11-й эскадрильи Королевских ВВС, которые не сумели найти японские корабли. Только в 18 17 5 апреля 1942 г. адмирал Сомер­вилл, наконец, получил информацию о на­хождении японцев — они находились в 120 милях от его кораблей и шли на севе­ро-запад. Английский адмирал лег на па­раллельный курс, чтобы быть готовым к

ночной атаке. С наступлением темноты он отправил на поиски японцев оснащённые радарами «Альбакоры», но они ничего не обнаружили ни к северу, ни к северо-вос­току от английского соединения. Что не удивительно, поскольку соединение Нагу­мо уже давно двигалось в юго-восточном направлении. Покрутившись в море, Со­мервилл приказал возвращаться на базу в Адду, куда его корабли пришли 8 апреля.

Тем временем, описав полукруг, Авиа­носное ударное соединение снова подош­ло к Цейлону, но уже с востока. Но и тут кораблям Нагумо снова «повезло» натк­нуться на «Каталину», которая в 15.17 8 апреля 1942 г. сообщила об обнаружении японцев. Предупрежденные англичане ус­пели отправить из порта большую часть кораблей, в т.ч. авианосец "Гермес".

Утром следующего дня (около 07.10) АУС было ещё раз обнаружено «Каталиной» из 413-й эскадрильи. Правда, почти сразу же после этого самолёт был уничто­жен со всем экипажем истребителями с «Хирю» но информация уже ушла по наз­начению. Помог англичанам и находив­шийся в Тринкомали радар, который смог засечь приближающиеся к порту японские самолёты (91 B5N2 (в т.ч. по 18 с «Сорю» и «Хирю») и 38 А6М2 (в т.ч. по 6 с «Сорю» и «Хирю») под командованием капитана 2- го ранга Футида). На перехват поднялись 16 «Харрикейнов» из 261-й эскадрильи и 10 «Фульмаров» из 273-й эскадрильи, но большого успеха они не добились: за 3 сбитых А6М2 (1 с «Сёкаку» и 2 с «Дзуйка- ку») и 1 B5N2 (с «Хирю») они заплатили 9 машинами (8 из 261-й и 1 из 273-й эс­кадрильи), но так и не смогли помешать бомбежке. Около 07.30 японцы начали бомбежку порта Тринкомали, авиабазы Фредерик и топливохранилища в Чайна Бей, нанеся наземным объектам значи­тельные разрушения. В порту были потоп­лены несколько мелких судов и сухогруз «Сагаинг» (7958 т), а монитор «Эребус» («Erebus») был повреждён несколькими по­паданиями бомб и близкими разрывами.

Как раз во время атаки японцами Трин- комали (около 07.40 — 07.55) один из гид­росамолетов с линкора «Харуна» обнару­жил в 65 милях к югу от порта авианосец «Гермес» и его скромный эскорт — австралийский эсминец «Вампир». Полто­ра часа спустя к цели уже летели 85 пики­ровщиков (в т.ч. по 18 с «Сорю» и «Хирю») и 9 истребителей (в т.ч. по 3 с «Сорю» и «Хирю») под командованием капитана 3- го ранга Эгуса.

Отряды бомбардировщиков летели к цели не в едином строю. Вероятнее все­го. разведчик с «Харуна» не смог поддер­живать контакт и отряды бомбардировщи­ков развернулись широким веером, чтобы гарантированно обнаружить противника.

Первыми в 10.23 — 10.25 обнаружили «Гермес» отряды 5-й ДАВ, и через 15 ми­нут на врага уже сыпались японские бом­бы. Все 14 D3A1 «Дзуйкаку» атаковали «Гермес», а 18 D3A «Сёкаку» разделились между авианосцем и эсминцем охране­ния. Вслед за ними на сцене появилась отряды «Акаги» и «Хирю». В 10 49 самолё­ты «Акаги» разделились и пошли в атаку. 2 D3A атаковали «Гермес», 4 — эсминец «Вампир», 3 — танкер «Ателстейн» («Athelstane», 5 571 т.), а 8 D3A 2-й эскад­рильи нанесли удар по корвету «Холли- хок» («Hollyhock»), принятому лётчиками за второй эсминец. В 10.50 в атаку пошли бомбардировщики с «Хирю». 1 1 D3A1 ата­ковали «Гермес», 4 — «Вампир» и 3 — «Ателстейн». По докладам лётчиков «Хи­рю» им удалось попасть в «Гермес» де­вятью бомбами, в эсминец одной, а в «Ателстейн» тремя.

Японские пикировщики снова продемо­нстрировали феноменальную томность бомбометания, поразившую англичан. По официальным английским данным в «Гер­мес» попало 40 бомб. Даже если это чис­ло сильно завышено, в любом случае по­паданий было более чем достаточно, и в 10.55 пылающий авианосец скрылся под водой (погибло и умерло от ран 306 чело­век, включая командира, капитана 1-го ранга Ричарда Онслоу). А через 7 минут за ним последовал и эсминец, разорван­ный пополам метким попаданием бомбы (погибло и умерло от ран 9 человек, вклю­чая командира, капитана 2-го ранга Уиль­яма Морана).

Танкер был поражен 5 прямыми попада­ниями и 2 близкими разрывами бомб, и в 12 22 команда оставила его. «Холлихоку» повезло меньше — уже вторая японская бомба вызвала на корабле сильнейший взрыв, около 12.17 почти мгновенно отп­равивший его на дно с большей частью команды (погибло и умерло от ран 53 че­ловека).

«Гермес» еще держался на плаву, когда к месту боя прибыл отряд бомбардиров­щиков «Сорю». Капитан 3 ранга Эгуса ещё на подлете верно оценил ситуацию и не стал тратить бомбы на уже тонущие ко­рабли. Он принял решение продолжить поиск противника и. отпустив на авиано­сец свои истребители, начал искать себе другие цели

В 12.00 он обнаружил 2 «торговых суд­на» и 1 «патрульный катер». Этими судами оказались танкер «Бритиш Серджент» (5868 т) и норвежский сухогруз «Норвикен» (2924 т.). С 12.03 до 12.18 японские самолёты выполнили атаку, потопив все три цели".

В самый разгар атаки (около 12.15) над районом побоища появились 8 британс­ких истребителей «Фульмар» из 803-й и 806-й эскадрилий. Сорвать атаку они не смогли, но в упорном воздушном бою анг­личане сумели сбить 4 японских бомбар­дировщика, одну машину повредить силь­но и ещё пять — легко. Японские лётчики приняли бой и сбили два истребителя. Как это обычно бывает, они завысили свои успехи, посчитав, что из девяти анг­лийских истребителей им удалось сбить пять и ещё двоих — вероятно.

Следует отметить, что в некоторых ис­точниках описывается ещё один воздуш­ный бой. когда 6 британских истребите­лей «Фульмар» из 273-й эскадрильи, пос­ланной прикрывать направленные против Кидо бутай бомбардировщики «Бленхейм», появились над гибнущим «Гермеcом». Командир истребителей капитан- лейтенант Бейли доложил, что вступил в бой с вражескими бомбардировщиками, лично сбил одного и повредил второго, а его пилоты заявили, что вероятно сбили два бомбардировщика и ещё двоих пов­редили. Японские журналы боевых действий вообще не упоминают этого боя и потерь японские самолёты при атаке «Гермеса» не понесли. С кем сражался Бейли, остаётся неясным, но «Бленхеймы» остались без прикрытия. Вероятнее всего, 273-я эскадрилья приняла участие именно в бою с пикировщиками «Сорю». Если это предположение верно, то полу­чается, что не прикрытые истребителями бомбардировщики, атакованные почти равным числом истребителей, не только не оказались уничтоженными, но и смогли сбить пару истребителей в ответ.

А тем временем британские бомбарди­ровщики, в свою очередь, сами атаковали японское соединение. Девять «Бленхеймов» из 11-й эскадрильи королевских ВВС, около 08.20 взлетевших с аэродро­ма в Коломбо, в 10.25 пошли в атаку на «Акаги».

К моменту появления «Бленхеймов» БВП АУС насчитывал 17 истребителей (5 с «Хирю» и по 3 с остальных четырёх авиа­носцев), но звено с «Сёкаку» уже собира­лось садится на свой авианосец. В 10.50 сигнальщики «Хирю» заметили 9 вражес­ких двухмоторных бомбардировщиков на курсовом угле 140' л.б., на дистанции 15 ООО метров. 2-я ДАВ немедленно усилила БВП: с «Хирю» взлетело 5 истребителей (в том числе 3 истребителя из состава возв­ратившейся после налёта на Тринкомали ударной волны), а флагманский «Сорю» поднял б истребителей. После чего огонь открыла зенитная артиллерия.

Это был первый случай с момента нача­ла войны, когда какой-либо корабль Кидо бутай был атакован. К счастью для япон­цев, бомбили англичане крайне неточно — ни одна бомба не попала в цель. Четыре атакующих бомбардировщика были сбиты воздушным патрулем, а остальные пять поспешили прочь. По дороге домой два «Бленхейма» наткнулись на самолеты, возвращающихся из атаки на английские корабли, которые сбили еще один анг­лийский бомбардировщик, заплатив за это одним «Рэйсеном». Всего в бою с "Бленхеймами" японцы потеряли двух лётчиков-истребителей с «Хирю»: капи­тан-лейтенанта Ноно Сумио и старшину 1-й статьи Макинода Тосио. Первый вхо­дил в состав воздушного патруля, а вто­рой — в состав эскорта ударной группы.

После этого Авианосное ударное соеди­нение взяло курс на восток, и, пройдя че­рез Малаккский пролив, 18 апреля приш­ло в Бако. На следующий день 5-я ДАВ оправилась к Труку для участия в опера­ции «МО», а «Сорю» вместе с «Хирю» и «Акаги» бросился в погоню за 16-м опера­тивным соединением вице-адмирала Уильяма Ф. Хэлси (авианосцы «Энтерпрайз» и «Хорнет» с эскортом), которое 18 апреля 1942 г. нанесло удар по разным объектам на острове Хонсю с помощью 16-ти армейских бомбардировщиков «Норт Америкен В-25В «Митчелл» из сос­тава 17-й бомбардировочной группы под командованием подполковника Джеймса Гарольда Дулиттла, взлетевших с палубы «Хорнета». Но хитрая задумка американ­цев. применивших для атаки Японии бом­бардировщики с большой дальностью по­лёта, не оставила Кидо бутай ни одного шанса догнать корабли Хэлси, поэтому погоню быстро прекратили.{jcomments on}