Индекс материала
Мидуэйская операция.
Страница 2
Страница 3
Все страницы

22 апреля 1942 г. «Сорю» вместе с Авиа­носным ударным соединением вернулся в Курэ. Однако надежды на отдых после пя­ти месяцев походов и боев не оправда­лись — на этот раз перед японским фло­том была поставлена еще более гранди­озная задача: разгромить главные силы американского флота.

После пяти месяцев побед командова­ние японского флота было уверено в том, что американский флот полностью демо­рализован. Поэтому командующий Объе­динённым флотом адмирал Ямамото Исороку решил выманить вражеский Тихооке­анский флот из базы с помощью атаки какого-нибудь важного пункта незначи­тельными силами. А когда главные силы американского флота выйдет в море, что­бы разбить десантные силы японцев, они сами будут атакованы главными силами японского флота и разгромлены в класси­ческой «битве флотов» с применением торпед и артиллерии Отдельные трезвые голоса, осмеливавшиеся говорить о том, что американцы могут действовать и по- другому, были проигнорированы — аме­риканцы будут действовать только так, как того хочет командование Объединённого флота!

Местом сражения был выбран район атолла Мидуэй в центральной части Ти­хого океана. Этот атолл был самым за­падным форпостом США на Тихом океане и самой близкой к Японии частью Гавайского архипелага. Его захват (вместе с од­новременным захватом нескольких остро­вов Алеутской гряды) теоретически позво­лял японским самолётам-разведчикам полностью перекрывать северо-восточ­ные подходы к Японским островам. Кроме того, с захватом Мидуэя создавалась уг­роза острову Оаху, на котором располага­лась главная база Тихоокеанского флота США — Перл-Харбор.

В приближающемся сражении Кидо бу- тай была отведена важная, хотя и малоп­риятная роль приманки. За два дня до на­чала высадки на риф Куре к западу от Ми­дуэя (запланированной на 6 июня 1942 г. по токийскому времени, т.е. на 5 июня по местному времени) самолёты с авианос­цев должны были начать бомбежку Миду­эя, разрушить американские укрепления и береговые батареи, а потом поддержать с воздуха высадку японских войск на сам атолл (6 июня по местному времени). После захвата Мидуэя на Авианосное ударное соединение возлагалась задача по выводу из строя американских авиа­носцев и поддержки главных сил флота в решающей битве с американскими линко­рами и крейсерами, которая ожидалась 7 июня. Как видим, план операции был рас­писан буквально по часам.

Поскольку авиагруппы 5-й ДАВ («Сёка­ку»» и «Дзуйкаку») были изрядно потрепа­ны в сражении в Коралловом море, их ре­шили не привлекать к такой «незначитель­ной- операции, как попытка разгрома главных сил американского флота, и оста­вили в Японии. 4-ю ДАВ («Рюдзё» и «Дзюнъё») отправили к Алеутским остро­вам для участия в операции по захвату баз на островах Атту и Адак. 3-ю ДАВ («Хосё» и «Дзуйхо») использовали для прикрытия линкоров и крейсеров**. Это оставляло вице-адмиралу Нагумо только 4 авианосца 1-й и 2-й дивизий: «Акаги», «Kaгa», «Сорю» и «Хирю».

Всего в Мидуэйской операции авиаг­руппы 4 авианосцев вице-адмирала Нагу­мо насчитывали 72 истребителя тип 0, 72 бомбардировщика тип 99 и 81 ударный самолёт тип 97. Кроме того, на борту ави­аносцев находился ещё 21 истребитель тип 0 из состава 6-й АГ флота, предназна­ченных для гарнизона Мидуэя (в т.ч. по 3 машины на борту «Сорю» и «Хирю»), но их использование с палуб авианосцев в предстоящей операции не предусматри­валось. В результате только 3 машины (перевозимые на «Акаги») приняли учас­тие в бою «явочным порядком».

Как будто всего этого было мало, перед выходом в море авиагруппа «Сорю» была ослаблена еще на два самолёта. Дело в том, что в Мидуэйской операции решили задействовать два опытных палубных разведчика D4Y1-C. Почему-то для их ба­зирования был выбран самый маленький из четырех авианосцев соединения Нагу­мо. А поскольку в ангаре -Сорю» не хвата­ло места для ещё двух сверхштатных са­молётов, то два его пикировщика (без экипажей) были отправлены «покататься» на борт авианосца «Кага». Интересно, по­сещала ли хоть кого-нибудь из авторов этой «рокировки» мысль о том, что пики­ровщики можно безо всяких проблем ос­тавить на борту «Сорю» в разобранном виде или разместить разведчики в гораз­до более просторных ангарах «Кага» или «Акаги»...

Еще одну рокировку произвел команду­ющий 2-й ДАВ контр-адмирал Ямагути Та- мон. По непонятным причинам он решил перенести флаг с верно служившего ему до сих пор «Сорю» на «Хирю».

Впрочем, проблемы с подготовкой опе­рации были и у американцев. Считая, что японцы будут действовать на американс­кий манер, они были уверены, что у Миду­эя будет действовать не одно, а два авиа­носных соединения японцев. Это привело, например, к тому, что почти вся авиагруп­па авианосца «Хорнет» вместо атаки авиа­носцев Нагумо искала несуществующее второе авианосное соединение. Кроме того, 22-я АГ корпуса морской пехоты**** на Мидуэе была укомплектована преиму­щественно устаревшими самолётами: истребителями «Брюстер F2A-3 «Буффа­ло» и пикирующими бомбардировщиками «Чанс-Воут SB2U-3 «Виндикейтор».

С другой стороны, Нимиц смог обеспе­чить количественное превосходство в районе сражения: под командованием контр-адмиралов Френка Джека Флетче- ра и Рэймонда Эймса Спрюэнса было сосредоточено 3 авианосца («Йорктаун» (CV-5 «Yorktown»), «Энтерп- райз» (CV-6 «Enterprise») и «Хорнет» (CV-8 «Hornet»)), 8 крейсеров и 15 эсминцев. На авианосцах базировалось 233 самолета, в т.н. 81 истребитель «Грумман F4F-4 «Уайлдкет», 44 торпедоносца -Дуглас TBD-1 «Девастейтор», 108 пикирующих бомбардировщиков-разведчиков «Дуглас SBD-3 «Донтлесс».

На атолле Мидуэй под командованием капитана 1-го ранга Логана К. Рамсея на­ходились 127 самолетов, в т.ч. 7 F4F-3 «Уайлдкет», 21 F2A-3 «Буффало», 21 SB2U-3 «Виндикейтор», 19 SBD-2 «.Донт­лесс», 6 TBF-1 «Авенджер», 4 средних бомбардировщика В-26 «Мародёр» и 17 тяжёлых В-17 «Летающая крепость», а так­же 31 летающая лодка PBY-5 «Каталина».

Тем не менее, превосходство американ­цев могло быть ещё большим, если бы авианосец «Саратога» (CV-2 «Saratoga») не опоздал к сражению из-за разных за­держек. связанных с вводом в строй ко­рабля после ремонта. Также опоздала на «Хорнет» часть 8-й торпедоносной эскад­рильи, вооруженная новейшими торпедо­носцами «Грумман TBF-1 «Авенджер» (она действовала с атолла Мидуэй).

Развертывание японского флота сопро­вождалась практически полным набором «зловещих предупреждений», которые бы­ли просто обязаны заставить японских ад­миралов задуматься над тем, что опера­ция отнюдь не является секретом для американцев.

Так, почти сразу после выхода главных сил японского флота из Внутреннего моря 29 мая 1942 г. ими был установлен кон­такт с американской подлодкой. 30 мая была перехвачена радиограмма с другой американской подлодки, находившейся по курсу транспортов, перевозивших силы десанта (шедших к Мидуэю двумя группа­ми с Сайпана и Гуама). 1 июня служба ра­диоперехвата отметила резкое увеличе­ние американского радиообмена, а также наличие американских кораблей у Алеутс­ких островов (где их до того не было). В тот же день японская подводная лодка «И- 168», патрулировавшая у Мидуэя, сооб­щила о резком увеличении количества са­молётовылетов с атолла. Поразительно, но все эти сообщения не то что не обес­покоили японское командование — они его обрадовали. Уже чувствуя себя побе­дителем, начальник штаба Объединённого флота адмирал Угаки Матомэ радовался этим фактам, хотя преждевременное об­наружение японских сил ставило крест на расписанном буквально по часам плане операции «МИ». Также его не обеспокоил и провал плана воздушной разведки Перл-Харбора летающими лодками (т.н. операция «К») из-за противодействия американцев.

Были хороши и его подчиненные Так вечером 3 июня и на рассвете 4 июня Авианосное ударное соединение дважды замечало американские самолёты, но да­же не удосужилось сообщить об этом важном факте.

Разумеется, на сегодняшний день мы знаем, что ни подлодки, ни самолёты аме­риканцев не засекли силы японцев до утра 3 июня 1942 г.**, а соединение Нагумо они обнаружили и того позднее (около 05.30 4 июня) — но японцы-то об этом не имели не малейшего понятия. Никто не позаботился внести хоть какие-то изменения в планы операций «МИ» и «АЛ», которые уже не от­вечали ситуации. Не позаботились японцы и сменить вовремя флотские шифры, что серьезно затруднило бы американцам про­никновение в их замыслы.

Даже тот факт, что Авианосное ударное соединение не смогло выйти в море сог­ласно графику (т.е. 26 мая), не обеспоко­ил Ямамото и не привёл к пересмотру графика операции. Для командующего Объединённым флотом задержка в один день означала только то, что соединению Нагумо надо постараться и сделать с 4 авианосцами за один день то, что 6 авиа­носцев должны были сделать за два дня. А его начальник штаба даже не удосужил­ся отметить этот факт в своём дневнике — настолько всеобъемлющей была уверен­ность в том. что победа в приближающем­ся сражении будет в любом случае при­надлежать Японии.



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Материалы по теме "ВМФ".

Новое на сайте