Индекс материала
Мидуэйская операция.
Страница 2
Страница 3
Все страницы

Неопытные пилоты этой эскадрильи, большинство из которых впервые подня­лись в воздух на «Донтлессе» всего нес­колько дней назад, были просто неспо­собны бомбить с пикирования, и Хендер- сону пришлось вести своих подчиненных на бомбежку под небольшим углом, плав­но снижаясь и аккуратно заходя в атаку на ближайший японский авианосец («Хирю»). Понятно, что лучшего подарка для нахо­дившихся в воздухе 9 японских истреби­телей** было трудно представить. За 10 минут б пикировщиков были сбиты, хотя один из американских стрелков-радистов смог в ответ сбить "Рэйсэн» мичмана Ко- дама. Несмотря на потери, остальные пи­кировщики не сошли с курса и смогли от­бомбиться по «Хирю» (около 08.08 — 08.12). Успеха они не добились, хотя нес­колько бомб разорвалось в опасной бли­зости от корабля.

По невероятному стечению обстоя­тельств (которое за время сражения пов­торится, как минимум трижды) японские корабли тут же были атакованы еще и дю­жиной В-17 под командованием подпол­ковника ВВС армии США Уолтера С. Суини. Несмотря на отсутствие координации действий, «Летающие крепости» вышли к Кидо бутай всего через несколько минут после пикировщиков Гендерсона. В отли­чие от летчиков КМП, их пилоты решили состорожничать и бомбили с большой вы­соты, поэтому их атаки «Акаги», «Сорю» и «Хирю» (около 08.00 — 08.30) не увенча­лись успехом. С другой стороны, большая высота атаки помешала попыткам японс­ких истребителей перехватить тяжелые бомбардировщики.

В-17 сбрасывали свои последние бом­бы, а в 08.27 к соединению Нагумо вышла вторая группа 241-й эскадрильи, которую вел заместитель Гендерсона, майор Бенджамин В. Норрис. 11 пикировщиков SB2U-3 «Виндикейтор» имели ещё мень­шую скорость, чем SBD, поэтому вышли на цель позднее. Казалось, старые «Вин- дикейторы» будут уничтожены быстрее, чем «Донтлессы» Гендерсона. Однако тот хаос, который царил в небесах над Кидо бутай. а также решение Норриса не идти вглубь японского ордера, а атаковать бли­жайший корабль (линкор «Харуна») приве­ло к тому, что атака прошла без потерь, и только на отходе А6М2 смогли сбить два пикировщика. Правда, и «Виндикэйторы» ни разу не смогли попасть по японскому кораблю.

Эти атаки наглядно продемонстрирова­ла, что даже при наличии достаточно мощного по тому времени воздушного патруля и отсутствии истребительного прикрытия американские бомбардиров­щики могут отбомбиться даже по кораб­лям с одной из самых сильных ПВО в японском флоте (на тот момент СЗА «Хи- рю» и «Сорю» была равна таковой на лин­коре «Ямато», а МЗА у обоих авианосцев была сильнее, чем у этого линкора).

Впрочем, к тому времени у вице-адми­рала Нагумо был гораздо больший повод для беспокойства — около 08.20 с гидро­самолёта-разведчика № 4 с крейсера «То- нэ» поступил тревожный сигнал: «против­ника сопровождает корабль, похожий на авианосец». Это означало, что японское авианосное соединение оказалось меж двух огней Поскольку американская ави­агруппа на Мидуэе уже понесла серьез­ные потери, главной задачей Нагумо ста­новилось нанесение удара по американс­кому авианосному соединению. Но сначала надо было принять на борт само­леты группы Томонага, вернувшиеся с бомбежки Мидуэя и кружившие вокруг своих кораблей, маневрировавших с целью уклонения от американских бомб. А для этого надо было сначала избавиться от американской подлодки «Наутилус» (SS-168 «Nautilus») (командир — капитан 3-го ранга Уильям Брокман), которая с около 08.00 пыталась атаковать японские корабли, несмотря на периодически сбра­сываемые ими глубинные бомбы. В 08.25 американская подлодка атаковала линкор «Кирисима», но одна торпеда так и не вышла из аппарата, а от второй линкор уклонился. После этого Брокману снова пришлось уходить от японских глубинных бомб, которыми его «угощал» крейсер «Нагара».

Как будто всего этого было мало, Нагу­мо решили побеспокоить и его собствен­ные подчиненные. В 08.30 командующий 2-й ДАВ контр-адмирал Ямагути послал Нагумо сообщение с предложением не­медленно поднять в воздух ударную груп­пу против американских авианосцев. Трудно понять, о чём он думал, отправляя это «смелое и решительное», по мнению Футида, предложение. Подъём в воздух самолётов второй волны против америка­нских авианосцев автоматически означал, что большинству самолетов группы Томо­нага придется садиться на воду, то есть почти половина авиагрупп Авиационного ударного соединения будет уничтожена безо всякого воздействия американцев. Кроме того, на тот момент Нагумо не мог выделить для прикрытия ударной волны ни одного истребителя, а без истребите­лей ударные самолеты и пикирующие бомбардировщики становились хорошей мишенью для американских истребите­лей, в чем летчикам с «Хирю» еще предс­тояло убедиться. Но даже если бы Нагумо и решил пожертвовать половиной своих самолетов для организации немедленной атаки американских авианосцев, это бы все равно ничего не изменило для Кидо бутай, поскольку американские ударные группы все равно взлетали с палуб своих кораблей до того, как их смогли атаковать японцы.

Неудивительно, что командующий АУС даже не позаботился ответить своему подчиненному, по меткому выражению американских историков Дж. Паршалла и А П. Тулли, «изливающему свое раздра­жение». и в 08.37 приказал самолетам То­монага садиться. Можно только представить, что чувствовали при виде этого сиг­нала летчики мидуэйской ударной группы, в течение получаса вынужденные кружить на последних литрах топлива вокруг своих авианосцев, но не имеющие возможности сесть на них. «Ката» принял на борт все самолеты к 08.50, «Акаги» — к 08.59, а «Сорю» и «Хирю» — только к 09.10". Сра­зу же после отправки севших машин в ан­гары началась их авральная подготовка к атаке американских авианосцев.

Приняв на борт самолёты Томонага, со­единение Нагумо двинулось на северо - восток, пытаясь максимально сблизиться с американскими авианосцами перед тем, как атаковать их. Но уже в 09.17 прямо по курсу японских кораблей были замечены новые американские самолеты. Это были 15 TBD-1 «Девастейтор» 8-й торпедонос­ной эскадрильи с авианосца «Хорнет». Её командир — капитан 3-го ранга Джон Си. Вальдрон — предпочел проигнорировать планы командира авиагруппы «Хорнета» капитана 2-го ранга Стенхоупа Ринга, и, бросив общий строй, лег на другой курс, который вывел его прямо на японские авианосцы. Вальдрон решил атаковать «Сорю» и разделил эскадрилью на две группы для атаки японского корабля с обоих бортов. Но яростные атаки японс­ких истребителей быстро заставили 8-ю эскадрилью снова сбиться в одну группу, безо всякой жалости «пропалываемую» пилотами «Рэйсэнов». В течение 17 минут (09.20 — 09.37) 8-я торпедоносная эскад­рилья была полностью уничтожена. Толь­ко один самолет смог подобраться к «Со­рю» достаточно близко, чтобы сбросить торпеду, от которой японский авианосец без труда увернулся. Одинокий «Девас- тейтор» был быстро сбит, но его пилот (младший лейтенант Джордж Гей) смог выбраться из тонущего самолёта. Он ока­зался единственным уцелевшим из всей эскадрильи Вальдрона.

Сразу же после окончания атаки 8-й торпедоносной эскадрильи японцы были вынуждены в течение 30 минут (около 09.40 — 10.10) отбивать атаку 6-й торпе­доносной эскадрильи с авианосца «Энтерпрайз» под командованием капитана 3- го ранга Юджина И. Линдси. Хотя эта эс­кадрилья должна была иметь истреби­тельное прикрытие, но б-я истребитель­ная эскадрилья капитан-лейтенанта Джеймса Грея ухитрилась потерять своих подопечных, и в атаку на «Кага» торпедо­носцы с «Энтерпрайза» вышли без прик­рытия. К счастью для них, атака Вальдро- на отвлекла большую часть японских ист­ребителей, и 5 из 14 торпедоносцев смогли пережить атаку (хотя ещё одна ма­шина не смогла дотянуть до своего авиа­носца). Более того, американцы смогли выполнить уставные «клещи» и сбросить по «Кага» целых 5 торпед (3 с левого борта и 2 с правого), но энергичные манёвры авиа­носца и подъём с его палубы 6 свежих ист­ребителей прямо навстречу последней атаке американцев около 10.00 не дали им возможности добиться попаданий.

Казалось, теперь Авианосное ударное соединение может, наконец, готовить к вылету ударную группу — но на самом де­ле главное испытание ПВО Кидо бутай было ещё впереди. Опять-таки безо вся­кой координации почти одновременно к японским кораблям вышли две группы американских самолетов.

С юго-запада шли 33 «Донтлесса» из состава авиагруппы «Энтерпрайза» под командованием капитана 3-го ранга Кла­ренса Уэйда МакКласки: 6-я разведыва­тельная эскадрилья капитан-лейтенанта Уиллмера Э. Галлахера и 6-я бомбарди­ровочная эскадрилья капитан-лейтенанта Ричарда X. Беста. Они обнаружили японс­кое соединение буквально за несколько минут до того, как их командиру приш­лось бы отдавать приказ возвращаться обратно на «Энтерпрайз» из-за нехватки топлива. Эти самолеты поставили точку на боевом пути «Кага» и «Акаги».

Одновременно с юго-востока на 2-ю ДАВ выходила авиагруппа «Йорктауна» под командованием капитана 3-го ранга Максвелла Франклина Лесли. Она состоя­ла из 17 SBD-3 3-й бомбардировочной эс­кадрильи под командованием самого Лес­ли, 12 TBD-1 3-й торпедоносной эскад­рильи капитана 3-го ранга Ланса Э. Мэс- си, а также 6 F4F-4 из состава 3-й истре­бительной эскадрильи под командовани­ем командира эскадрильи капитана 3-го ранга Джона С. Тача. Из трех американс­ких авиагрупп только группа «Йорктауна» смогла выйти к цели одним целым, а не по частям.

Пилоты «Рэйсэнов» связали боем аме­риканские истребители, но быстро выяс­нили, что противник перед ними гораздо выше классом, чем пилоты 221-й эскад­рильи с Мидуэя. В течение 25 минут Тач и два его ведомых (одна машина была сби­та в самом начале боя. а еще 2 машины прикрывали торпедоносцы) дрались про­тив 15-30 японских истребителей. Даже если Тач и преувеличил численность про­тивника в своем рапорте, даже трехкрат­ного превосходства истребителей тип 0 должно было хватить для того, чтобы быстро расправиться с американцами. Но мастерство пилотов с «Йорктауна*, живу­честь их машин и применение ими нового оборонительного маневра (названного впоследствии «плетение Тача») позволили американским лётчикам не только уце­леть, но и заявить о 4 сбитых вражеских машинах (3 из них записал на свой счёт лично Тач). Этот бой, как и атаки торпедо­носцев, сыграл свою роль в том. что в мо­мент атаки пикировщиков над японскими авианосцами не оказалось ни одного ист­ребителя БВП: все они были заняты в других местах.

«Сорю» стал целью 3-й бомбардировоч­ной эскадрильи с авианосца «Йорктаун».

В 10 24, когда корабль начал поворачи­вать на правый борт, чтобы поднять в воз­дух истребители, сигнальщик заметил вражеские самолёты, заходящие в атаку через «окно» в облаках. «Сорю» открыл огонь из 25-мм автоматов и срочно начал поворачивать на левый борт. Внимание японцев было настолько поглощено ата­кой этой группы пикировщиков, которые заходили с носа корабля по правому бор­ту (с северо-востока), что они ухитрились проморгать атаку еще двух групп эскад­рильи Лесли, заходивших в атаку с левого борта и кормы «Сорю». Хотя даже если бы на «Сорю» и заметили эти самолёты, шан­сов увернуться от почти одновременной атаки трех групп пикировщиков, заходя­щих с разных сторон, у авианосца практи­чески не было. В результате каждой груп­пе пикировщиков удалось поразить «Со­рю» одной 1 000-фунтовой (454-кг) бом­бой. Атака длилась только 6 минут.

Первая бомба разорвалась в верхнем ангаре перед носовым самолётоподьем- ником. разворотив правую стену ангара и вызвав возгорание боезапаса 12,7-см ба­тареи правого борта. Сила взрыва была такой, что сорвала расположенный на крыше надстройки пост управления зе­нитным огнём тип 94 и сбросила его на палубу. Вторая бомба, разорвавшаяся почти посредине корабля в нижнем анга­ре. разворотила дымоходы, что лишило корабль хода. Взрыв также повредил и шедшие ниже паропроводы, вследствие чего большинство личного состава в ко­тельных отделениях №№ 1, 2 и 4 погибли на месте Третья бомба разорвалась в верхнем ангаре почти посредине между средним и кормовым самолётоподьемни- ком — как раз между заправленными и во­оруженными пикировщиками и заправля­ющимися и вооружающимися торпедо­носцами.

Несмотря на все усилия команды, пламя быстро распространялось по лишившему­ся хода и периодически сотрясаемому взрывами боеприпасов «Сорю». Уже в 10.45 капитан 1-го ранга Янагимото отдал приказ покинуть корабль, и команда нача­ла спускать на воду шлюпки и прыгать за борт, спасаясь от огня. Впрочем, часть экипажа предпочла остаться на борту, ук­рывшись от пламени на баке и юте кораб­ля — последние уцелевшие члены экипа­жа оставили авианосец и перешли на на­ходящиеся рядом эсминцы «Хамакадзэ» и «Исокадзэ» только к 18.02. Командир же «Сорю» Янагимото Рюсаку остался со сво­им кораблем до конца, несмотря на уго­воры своих подчинённых.

Сняв экипаж «Сорю», эсминцы продол­жали кружить вокруг пылающего авианос­ца, замершего без хода. Тем временем пожары на «Сорю» начали гаснуть, и око­ло 19.00 исполняющий обязанности ко­мандира «Сорю» командир авиационной БЧ капитан 2-го ранга Кусамото даже на­чал готовить аварийную партию для возв­ращения на борт своего корабля. Но тут «Сорю», по словам японской официальной истории, «начал тонуть» и все попытки спасти его были прекращены. Правда, это противоречит той же официальной ис­тории, которая утверждает, что «Сорю» погиб около 15 минут спустя от внезапно­го внутреннего взрыва. С другой стороны, отказ от попытки спасения авианосца очень хорошо сочетается с версией о том, что «Сорю» (а также «Кага») был затоплен согласно прямому приказу вице-адмирала Нагумо, отданному около 19.00. Это подтверждается свидетельством старше­го артиллериста «Сорю» — капитана 2-го ранга канао. канао даже пытался угово­рить командира «Исокадзэ» (капитана 2- го ранга Тоёсима Сунити) не выполнять приказ о затоплении «Сорю» и попробо­вать взять авианосец на буксир — но без­результатно. Около 19.12 залп из трех торпед поставил точку на карьере «Сорю». Два могучих взрыва — и корабль быстро затонул кормой вперед (время гибели — 19.13). Пять минут спустя под водой раз­дался сильный взрыв — последний салют 705 морякам экипажа «Сорю» и 6-й АГ, и одному штатскому, ушедшим на дно вместе с авианосцем". Следует отме­тить, что среди погибших был 521 человек из механической и авиационно-технической БЧ, большинство из которых, скорее всего, либо погибли на месте при взрыве второй бомбы, либо просто не смогли по­кинуть котельные и машинные отделения.

Авианосец «Сорю» был исключен из списков флота 10 августа 1942 г.



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Материалы по теме "ВМФ".

Новое на сайте