Туман вместо взаимодействия

Зенитная ракетная система С-400 "Триумф"Источник: www.pravda.ruДля организации и поддержания согласованных действий необходимы соответствующие регламентирующие документыОкончание. Начало читайте в предыдущем номере.Проект Положения об организации и поддержании взаимодействия по ПВО в ВС РФ за последние 15 лет трижды дорабатывался, согласовывался, но издан так и не был. Между тем в связи с очередным изменением структуры ВС, а также Зенитная ракетная система С-400 "Триумф"Источник: www.pravda.ru

Для организации и поддержания согласованных действий необходимы соответствующие регламентирующие документы

Окончание. Начало читайте в предыдущем номере.

Проект Положения об организации и поддержании взаимодействия по ПВО в ВС РФ за последние 15 лет трижды дорабатывался, согласовывался, но издан так и не был. Между тем в связи с очередным изменением структуры ВС, а также процессом объединения систем противовоздушной и ракетно-космической обороны в общую систему ВКО необходимо разработать новое аналогичное положение, но уже по ВКО.

Для того чтобы этот документ стал четким, понятным и реалистичным, нужно, чтобы при его разработке использовались научные положения, которые сегодня несколько подзабыты да и в предыдущих положениях не всегда применялись.

Взаимодействие по противовоздушной (воздушно-космической) обороне организуется и поддерживается на стратегическом, оперативном и тактическом уровнях.

Стратегическое взаимодействие – согласованные действия войск, сил ПВО (ВКО) видов, родов войск и стратегических объединений ВС в стратегических действиях, например в стратегической воздушно-космической операции, при решении стратегических задач.

Оперативное взаимодействие – согласованные действия войск, сил ПВО (ВКО) объединений видов и родов войск ВС при решении оперативных задач в операциях, например в воздушной операции на ТВД, сражениях и боевых действиях.

Тактическое взаимодействие – согласованные действия соединений, частей и подразделений родов войск и специальных войск при решении тактических задач ПВО (ВКО), например в боевых действиях бригад ПВО (ВКО).

О терминах

На практике должностные лица не всегда однозначно истолковывают термины «организация» и «поддержание» взаимодействия. Это имеет место и в официальных документах. Для однозначного понимания нужно четко представлять их сущность. Организация взаимодействия заключается в деятельности командующих (командиров) и органов управления по согласованию (взаимной увязке) действий войск (сил) в ходе подготовки к решению поставленных задач.

Иногда «организация взаимодействия» или даже «взаимодействие» противопоставляются «управлению». Имеется мнение, что если существует прямое подчинение соединений, частей и подразделений одному начальнику, то здесь взаимодействия нет, а есть только управление. Такое толкование нельзя считать верным, так как «взаимодействие» и «управление», во-первых, разные категории («взаимодействие» – согласованные действия, «управление» – деятельность органа управления), во-вторых, тесное взаимодействие и твердое непрерывное управление войсками – два основных принципа военного искусства и противопоставлять их нельзя. Организация взаимодействия является составной частью управления войсками (силами), осуществляется в целях достижения более узкого результата в сравнении с управлением, а именно – для согласования действий войск и сил.

Для того чтобы действия войск и сил были согласованы в ходе операций (боевых действий), взаимодействие необходимо поддерживать. Поддержание взаимодействия заключается в деятельности командующих (командиров) и органов управления по согласованию и взаимной увязке действий войск (сил) в ходе решения поставленных задач.

Иногда вместо «поддержания» используется термин «осуществление» (взаимодействия) и даже возникают споры, какой из них нужно применять. Разрешение данного противоречия дает определение взаимодействия – это согласованные действия. Следовательно, взаимодействовать – значит осуществлять взаимодействие (поддержание взаимодействия – целенаправленная деятельность командиров и органов управления). Поэтому применение в боевых уставах тактического уровня термина «осуществление» вместо «поддержание» взаимодействия некорректно, хотя и имеет место.

Для организации и поддержания взаимодействия проводятся соответствующие мероприятия – действия командования и органов управления при подготовке (в ходе) решения поставленных задач, направленные на достижение целей взаимодействия. Например, для организации уничтожения самолетов – постановщиков помех необходимо провести следующие мероприятия:

  • установить способы уничтожения этих самолетов зенитными ракетными и истребительными авиационными частями (подразделениями);
  • установить порядок обмена информацией о постановщиках помех;
  • установить порядок управления выделенными силами для решения данной задачи;
  • организовать связь между взаимодействующими силами;
  • практически отработать совместные способы уничтожения постановщиков помех.

Для достижения успеха в согласовании действий войск и сил ПВО (ВКО) в операциях, боевых действиях и боях необходимо руководствоваться частными принципами организации и поддержания взаимодействия: соблюдение интересов объединений, соединений, частей и подразделений, которые на данном этапе борьбы с воздушным (воздушно-космическим) противником решают главные задачи; заблаговременная организация и непрерывное поддержание взаимодействия; организация взаимодействия старшей командной инстанцией и строгая регламентация отношений между взаимодействующими сторонами; всестороннее обеспечение взаимодействия.

Принцип соблюдения интересов формирований, решающих главные задачи, направлен на достижение наибольшего предотвращенного ущерба объектам обороны.

Принцип заблаговременной организации и непрерывного поддержания взаимодействия обусловлен тем, что скоротечность борьбы в воздушно-космическом пространстве не позволит командующим и командирам в ходе отражения ударов воздушного противника эффективно взаимно увязывать действия войск и сил. Инициатива по времени нанесения ударов принадлежит противнику. Он может наносить внезапные, неожиданные воздушные и ракетные удары. Поэтому нужно быть в готовности в любое время отразить эти удары согласованными действиями всех взаимодействующих группировок войск и сил ВКО.

Принцип организации взаимодействия старшей командной инстанцией и строгой регламентации отношений между взаимодействующими сторонами определяется сложностью иерархической структуры командных инстанций войск и сил ВКО и неопределенностью их взаимного положения в этой структуре. В Вооруженных Силах РФ войска и силы воздушно-космической обороны имеют Войска ВКО, а также все виды ВС – ВВС, Сухопутные войска, ВМФ.

Группировки этих войск и сил ведут борьбу с воздушным (воздушно-космическим) противником, как правило, в одних и тех же районах, но управляются командующими (командирами, органами управления) различных видов и родов войск ВС.

Между ними чрезвычайно трудно установить отношения, то есть определить, кто должен быть старшим начальником, который согласует действия всех войск и сил ПВО (ВКО) в каждом районе, например в районе ответственности соединения ВКО или в полосе общевойсковой армии.

Практика показывает, что командующие и командиры, не подчиненные друг другу, как правило, если не получили указания старшего начальника, неохотно идут на согласование действий своего объединения, соединения, части, подразделения с соседом, так как здесь приходится поступаться каким-либо частным интересом, а иногда мешают амбиции.

Принцип всестороннего обеспечения взаимодействия обусловлен тем, что согласованность действий войск (сил) ПВО (ВКО) соседних объединений, соединений, частей и подразделений возможна только при полном обеспечении взаимодействующих группировок войск (сил) и органов управления средствами связи взаимодействия, сопрягаемыми АСУ, средствами обеспечения истребительной авиации, вводимой в границы соседних объединений, соединений.

Например, ввод истребителей в границах соседнего объединения (соединения) и посадка их на аэродромы возможны, если система управления обеспечивает наведение истребителей, на аэродромах посадки имеются топливо, ракеты, боеприпасы, средства заправки и подготовки их к повторному вылету.

Пути решения проблемы

В значительной степени проблема взаимодействия войск (сил) ПВО (ВКО) разрешается соблюдением частных принципов организации и поддержания взаимодействия. Их реализация для достижения необходимой согласованности действий войск (сил) ВКО, как показывают исследования, возможна только при переходе к территориальной системе ПВО (ВКО).

В такой системе должны быть образованы: на оперативно-стратегическом уровне – зоны ПВО (в перспективе – зоны ВКО); на оперативно-тактическом – районы ПВО (ВКО); на тактическом – сектора или локальные группировки ПВО (ПВО-ПРО). Зоны и районы, а также локальные группировки должны иметь единые органы управления.

При делегировании им обязанностей и прав по управлению всеми войсками и силами ПВО (ВКО), находящимися в границах ответственности, независимо от их принадлежности к различным видам ВС, родам войск или ведомствам, соответственно должны быть делегированы также обязанности и права по организации и поддержанию их взаимодействия.

Это необходимо в связи с тем, что разрешать противоречия между взаимодействующими сторонами и организовывать взаимодействие объединений, соединений, частей и подразделений ПВО (ВКО), в том числе формирований истребительной авиации, может только общий старший начальник (орган управления), которому эти объединения, соединения части и подразделения подчинены или которому предоставлены соответствующие права.

Для возможности организации и поддержания взаимодействия по ПВО (ВКО) командующим зон, командирам районов и локальных группировок и их органам управления должны быть предписаны следующие обязанности и права:

  • определять для подчиненных и взаимодействующих в границах ответственности объединений, соединений, частей и подразделений задачи взаимодействия;
  • устанавливать отношения между взаимодействующими сторонами;
  • согласовывать (взаимно увязывать) действия войск при решении задач противовоздушной (воздушно-космической) обороны в операциях (боевых действиях);
  • поддерживать взаимодействие между подчиненными и взаимодействующими в границах ответственности объединениями, соединениями, частями, подразделениями при выполнении задач боевого дежурства и в ходе отражения ударов воздушного (воздушно-космического) противника;
  • организовывать боевое дежурство по ПВО (ВКО) и управлять дежурными силами по противовоздушной (воздушно-космической) обороне;
  • своевременно переводить в готовность войска, силы и средства ПВО (ВКО) и управлять ими в ходе отражения ударов воздушного (воздушно-космического) противника в пределах выделенного на операцию (боевые действия) ресурса и установленных ограничений;
  • организовывать разведку воздушного (воздушно-космического) противника и управлять всеми силами разведки в зоне, районе;
  • согласовывать действия сил РЭБ, выделенных для борьбы с воздушным (воздушно-космическим) противником;
  • обеспечивать безопасность полетов своей авиации в зонах огня сил и средств ПВО.

Командирам соединений, частей и подразделений, выделенных для решения задач ПВО (ВКО) в границах ответственности зоны, района ПВО (ВКО), локальной группировки ПВО (ПВО-ПРО), должна быть установлена ответственность за выполнение задач взаимодействия, поставленных командующим зоной, командиром района, локальной группировки. Они должны быть обязаны:

  • выдавать по требованию командующего зоной, командира района, локальной группировки информацию о составе, положении и обеспечении своих войск, сил и средств ПВО (ВКО), об их задачах, выделяемом ресурсе на ведение операции (боевых действий) и ограничениях по применению;
  • выполнять указания командующего зоной, командира района, локальной группировки по согласованию действий своих войск, сил и средств ПВО (ВКО) в общих границах ответственности;
  • своевременно выполнять указания командующего зоной, командира района, локальной группировки по применению дежурных сил, по переводу войск, сил и средств ПВО (ВКО) в боевую готовность, а в ходе отражения ударов воздушного (воздушно-космического) противника – по применению всех войск, сил и средств ПВО, разведки и РЭБ в пределах выделенного на операцию (боевые действия) ресурса и установленных ограничений.

При переходе к территориальной системе ПВО (ВКО) в каждой зоне, районе должны быть созданы постоянные системы управления и разведки воздушного и ракетного противника. Они станут материальной основой для управления войсками (силами ПВО (ВКО) и соответственно для организации и поддержания взаимодействия между ними.

То есть инфраструктура территориальной системы ПВО (ВКО) предполагает наличие устойчивой связи между пунктами управления формирований ПВО (ВКО) и истребительной авиации для организации и поддержания устойчивого взаимодействия между ними. Это не исключает необходимости обмена между органами управления взаимодействующих объединений, соединений и частей оперативными группами (офицерами) взаимодействия (авиационными представителями).

При территориальной системе ПВО (ВКО) любые соединения, части или подразделения ПВО, ИА, попадающие в район ПВО (ВКО) по планам военных действий или неожиданно по необходимости, должны быть информированы о порядке «подключения» к информационной системе и системе управления района. При «подключении» к системе управления они информируют командование района ПВО (ВКО) о своем присутствии, местоположении, возможностях и ограничениях по применению.

Командование района должно учесть в своем общем плане новые формирования (средства) ПВО, перестроить при необходимости общую систему ПВО и выдать указания по согласованию действий нового формирования с ранее находившимися в районе. По представлению командира района при необходимости корректируется порядок применения войск (сил) зоны ПВО (ВКО).

Согласование структурных элементов

Организация и поддержание стратегического взаимодействия по ПВО (ВКО) осуществляется между видами и родами войск и стратегическими объединениями ВС (ВО) и состоит в согласовании всех структурных элементов общей системы ВКО страны и Вооруженных Сил, перераспределении войск, ресурса боевых и материальных средств между ВО (зонами ПВО) в интересах выполнения поставленных задач по прикрытию с воздуха основных объектов страны и группировок ВС на направлениях действий главных сил воздушно-космического противника. При этом должны регламентироваться отношения между зонами ПВО (ВКО) на стыках их границ ответственности. Стратегическое взаимодействие по ПВО (ВКО) организует и поддерживает Генеральный штаб или Воздушно-космическое командование, если оно будет создано.

Оперативное взаимодействие по ПВО (ВКО) организуется и поддерживается между объединениями ВВС и ПВО, объединениями Войск ВКО, войсками ПВО военных округов, силами ПВО флотов. Оно состоит в согласовании действий создаваемых в границах ответственности зон ПВО (ВКО) структурных элементов системы ВКО – системы разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении противника (информационного обеспечения), системы поражения и подавления (систем зенитного ракетного и истребительного авиационного прикрытия, противоракетного и противокосмического поражения и радиоэлектронного подавления), а также системы обеспечения.

Основные цели оперативного взаимодействия – обеспечение сосредоточения усилий в границах ответственности районов ПВО (ВКО) для обороны основных объектов страны и группировок войск (сил) на направлениях действий главных сил воздушного (воздушно-космического) нападения противника, а также для согласованного уничтожения СВКН на стыках границ ответственности зон ПВО (ВКО). При этом должны регламентироваться отношения между районами ПВО (ВКО) на стыках их границ ответственности. Оперативное взаимодействие по ПВО (ВКО) организует и поддерживает командующий зоной ПВО (ВКО) и его орган управления.

Тактическое взаимодействие по ПВО (ВКО) организуется и поддерживается между соединениями, частями и подразделениями родов войск, сил и средств ВКО и специальных сил и средств. Оно состоит в согласовании действий всех структурных элементов в системах зенитного ракетного (зенитного артиллерийского) и истребительного авиационного прикрытия, противоракетного и противокосмического поражения разведки воздушно-космического противника и РЭБ в границах ответственности районов ПВО (ВКО) и локальных группировок ПВО (ПВО-ПРО).

Основные цели тактического взаимодействия – обеспечение сосредоточения усилий для обороны наиболее важных объектов страны и ВС, решения других тактических задач и обеспечения взаимной безопасности сил и средств ВКО, прежде всего безопасности истребительной авиации, а также для согласованного уничтожения СВКН на стыках границ ответственности районов ПВО (ВКО). Тактическое взаимодействие по ПВО (ВКО) организуют и поддерживают командиры районов ПВО (ВКО) и локальных группировок ПВО (ПВО-ПРО) и их органы управления.

Более детально вопросы организации и поддержания взаимодействия по ПВО (ВКО) и обеспечения безопасности своей авиации должны быть расписаны в официальном документе – Положении об организации и поддержании взаимодействия по ВКО в ВС РФ. Для его разработки нужна соответствующая воля руководства Вооруженных Сил Российской Федерации.

Владимир Барвиненко, заслуженный деятель науки РФ, доктор военных наук, профессор

Опубликовано в выпуске № 27 (495) за 17 июля 2013 года