Военный маневр

Владимир Гутенев. Источник: er.ruОтечественный оборонно-промышленный комплекс выходит на новый уровень развитияНовые законы "О государственном оборонном заказе" и "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" уже повлекли за собой важные изменения в гособоронзаказе, которые напрямую отразились на состоянии отечественного ОПК. О том, какие изменения в дальнейшем Владимир Гутенев. Источник: er.ru

Отечественный оборонно-промышленный комплекс выходит на новый уровень развития

Новые законы "О государственном оборонном заказе" и "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" уже повлекли за собой важные изменения в гособоронзаказе, которые напрямую отразились на состоянии отечественного ОПК. О том, какие изменения в дальнейшем ждут отечественный ОПК, рассказал "РБГ" первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по промышленности Владимир Гутенев.

Какие качественные изменения происходят сегодня в развитии отечественного ОПК?

Владимир Гутенев: Пожалуй, ни в одной сфере промышленного развития изменения не носят такого глубокого и динамичного характера, как в отечественном оборонно-промышленном комплексе. И это чрезвычайно важно, ведь фундаментальную роль ОПК в решении задач национальной безопасности и драйвера инновационного развития российской промышленности невозможно переоценить. Не случайно задача ускоренной модернизации оборонно-промышленного комплекса определена президентом РФ в качестве первостепенного государственного приоритета. Поэтому для ее решения выделены серьезные финансовые ресурсы и создаются самые благоприятные объективные условия. С этим как раз и связаны важные изменения последнего времени в сфере гособоронзаказа, которая, как известно, напрямую определяет состояние ОПК. Новые законы о ГОЗ и о ФКС в определенной степени урегулировали ряд вопросов, в том числе и главный из них - ценообразование в рамках ГОЗ. Нерешенность этой проблемы негативно влияла на рентабельность оборонных предприятий и, следовательно, на их модернизационные возможности.

Прогноз динамики выпуска пром. продукцииИсточник: НИУ ВШЭ

К этому можно добавить возрастание роли Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ, передачу в ее ведение Рособоронзаказа, восстановление системы военных приемок. Существенно усилилось экспертное сопровождение ключевых вопросов развития ОПК. При ВПК созданы общественные советы по проблемам ценообразования, развития ГЧП, наращивания кадрового потенциала отрасли.

Что вы можете сказать о предполагаемых изменениях в сфере ГОЗ, связанных с внедрением системы контрактов полного жизненного цикла военной продукции?

Владимир Гутенев: Здесь уже речь идет не просто о совершенствовании сферы ГОЗ, а о принципиальных системных изменениях в ней. То есть о создании на основе контрактов, заключаемых на весь жизненный цикл вооружения и военной техники, новой системы ее ремонта и материально-технического обслуживания. В рамках этой системы предлагается капитальный и средний ремонт полностью передать из минобороны в ведение предприятий оборонной промышленности вместе с самими ремонтными организациями. Внедрение новой системы дает целый ряд преимуществ. Военное ведомство освобождается от несвойственных ему функций и получает продукцию, соответствующую требованиям современных Вооруженных сил. При этом предприятия ОПК получают долгосрочные стабильные заказы на свою продукцию и условия для качественного и своевременного выполнения заданий ГОЗ. Это в свою очередь дает возможность для ускоренной модернизации и инновационного развития ОПК.

Объем производства оборонной продукцииИсточник: Минпромторг

Военные ремонтные заводы, которые войдут в состав интегрированных структур ОПК, получат возможность выполнять задания по ремонту вооружения и военной техники с использованием технологического и производственного потенциала компаний, которые ее произвели. Участие ремонтных заводов в реализации Федеральной целевой программы по развитию оборонно-промышленного комплекса до 2020 года в составе промышленных холдингов позволит им использовать бюджетную поддержку для технического перевооружения собственных производственных фондов.

В результате мы решим основную задачу: наша армия и флот будут обеспечены не только конкурентоспособным отечественным оружием, но и его качественным и своевременным обслуживанием на весь период эксплуатации. Также нельзя не учитывать и выгод, которые получит государство на международном рынке вооружений от внедрения интегрированной системы жизненного цикла. В условиях жесткой конкуренции это позволит установить более тесные и доверительные отношения с поставщиками и заказчиками, повысить уровень собственной операционной эффективности. Все это в итоге будет способствовать повышению конкурентоспособности продукции российского ОПК на мировом рынке и решению проблемы ее послепродажного обслуживания.

Как вы оцениваете нынешнее взаимодействие между минобороны и ОПК?

Владимир Гутенев: Последний период нашей работы с оборонным ведомством показывает - в прошлое безвозвратно уходят многие проблемы с ГОЗ, которые сдерживали как перевооружение армии и флота, так и развитие предприятий ОПК. Более того, внедрение новой системы ремонта и обслуживания вооружений и военной техники, по сути, выводит взаимодействие минобороны и отечественной оборонной промышленности на качественно иной уровень - уровень стратегического партнерства. В рамках такого партнерства практически снимаются имевшиеся ранее противоречия между заказчиком и исполнителем ГОЗ. Повышается степень согласованности действий минобороны и ОПК в интересах своевременного обеспечения армии и флота качественным отечественным оружием. Создаются благоприятные условия для решения задачи, ускоренной модернизации ОПК.

Какие проблемы предстоит решить в связи с переходом к новой системе?

Владимир Гутенев: Новая система безальтернативна. Вместе с тем, учитывая ее комплексный характер, переход к ней будет непростым. Предстоит решить целый ряд проблем. Прежде всего в законодательной и нормативно-правовой сферах. В российском законодательстве пока нет самого понятия "контракт жизненного цикла" как формы ГЧП. Безусловно, необходимо внести соответствующие изменения в законодательство. Очевидно, что потребуется и создание новых механизмов управления оборонным заказом. Ведь от их работоспособности будет зависеть цена на военную технику, обслуживание, научно-технические разработки, модернизация отрасли и т.д. Возникает также вопрос об организации, которая будет осуществлять управление ГОЗ в условиях реализации контрактов жизненного цикла и о ее полномочиях. Оборонное ведомство пока ограничено положениями Бюджетного кодекса, который не предусматривает заключение долгосрочных контрактов на обеспечение жизненного цикла вооружений и военной техники. Этот вопрос также необходимо будет решить.

Сегодня у нас нет методик и опыта для того, чтобы просчитать жизненный цикл вооружений и техники, оценить трудозатраты и заложить необходимые средства. Нужно разобраться, как будут выглядеть КЖЦ, рассчитанные на десятилетия. Вероятно, они должны носить рамочный характер, с возможностью внесения в них корректив и оформления долгосрочных соглашений. При передаче ремонтных предприятий из ведения минобороны в ОПК необходима серьезная документальная юридическая и нормативно-техническая база, которая будет регулировать режим секретности, технические, производственные, финансовые, юридические, социальные и другие вопросы.

Надо учитывать и иные вопросы. Например, очевидно, что ремонтные предприятия, которые будут переданы в ОПК, имеют разное технологическое и финансовое состояние. Некоторые из них придется, вероятно, реструктуризировать, а может быть, даже ликвидировать. А это может потребовать разработки и реализации мероприятий по предотвращению соответствующих негативных социальных последствий. Словом, проблем более чем достаточно. Но все они вполне решаемы.

Как повлияют внесенные поправки в законопроект "О публично-правовых компаниях" на развитие ОПК в целом?

Владимир Гутенев: Этот законопроект, подготовленный правительством РФ, принят Госдумой в первом чтении. Он отражает поиск новых организационно-правовых форм, позволяющих государству реализовывать масштабные инфраструктурные проекты. Вы знаете, что в определенных либеральных кругах существует мнение, что государство в принципе не может быть эффективным собственником. Поэтому форма госкорпораций должна исчезнуть, их необходимо, дескать, ускоренно приватизировать. В этом смысле законопроект "О публично-правовых компаниях" подтверждает, что у государства есть система интересов и оно реализует на практике прямое указание президента о создании новой правовой формы, которая уже нашла отражение в Гражданском кодексе, - публично-правовых компаниях. Необходимость ускоренной модернизации российской промышленности, прежде всего ОПК, делает принятие законопроекта особо актуальным. Вместе с тем очевидно, что документ требует существенной доработки. Мы, например, считаем, что создание, реорганизация и ликвидация публично-правовых компаний должны осуществляться только на основании федеральных законов, а не решений кабинета министров. Двойственность в этом вопросе должна быть исключена. Нельзя также допускать ограничение полномочий главы государства в системе управления публично-правовыми компаниями. Ведь, к примеру, специфика деятельности того же ядерного комплекса или военно-технического сотрудничества объективно нуждаются в участии президента страны в управлении ими. В целом же законопроект должен сделать преобразование в публично-правовые компании одной из возможных форм реорганизации госкомпаний и госкорпораций.

Какую роль в ОПК должен играть малый бизнес?

Владимир Гутенев: Привлечение малого бизнеса в ОПК через развитие ГЧП - актуальнейшая задача. Исполнительная власть планирует увеличить долю частного капитала в ОПК до 30-35%. Но бизнес пока неохотно становится партнером крупных компаний в производстве вооружений и военной техники, поскольку наряду с низкой рентабельностью существовала практика, когда минобороны по ходу вносило коррективы в уже утвержденный госзаказ. Сейчас ситуация меняется. Появляется возможность сформировать комплекс благоприятных для малого бизнеса условий по комплексному критерию "прибыль/риск". Долгосрочный характер спроса на продукцию и возможность участия государства в создании необходимых производственных мощностей на частных предприятиях создает существенный стимул для малого бизнеса взаимовыгодному сотрудничеству с крупными предприятиями ОПК. Мы законодательно, благодаря принятию закона о ФКС, добились того, чтобы участие малых предприятий в распределении контрактов было не менее 15%. Малый бизнес ценен для ОПК своей инновационной активностью. И в этом смысле одной из форм его вовлечения могут стать технопарки. Особенно в регионах, где есть мощные оборонно-промышленные кластеры - Московская, Свердловская, Тульская, Самарская области, где есть крупные научные центры.

Одной из перспективных форм взаимодействия государства и бизнеса в освоении новых технологий могут стать технологические платформы. В рамках их функционирования должен идти отбор проектов, представляющих интерес для государства. Важно предусмотреть механизм софинансирования для проведения различных НИР предприятиями малого и среднего бизнеса. Достижения на этих направлениях должны найти широкое применение в ОПК. Но главное в работе с частным бизнесом - это постоянная и надежная информация о том, где в нем есть необходимость, каковы условия его участия, каковы гарантии, что будет с результатами интеллектуальной деятельности, правами на нее, будут ли они отобраны государством, или бизнес получит бонусы за свои изобретения. Поэтому необходим единый банк данных с информацией о потребностях ОПК в привлечении частных инвестиций. Эти и другие важные вопросы необходимо комплексно спланировать и скоординировать. Определяющую роль в этом процессе должны взять на себя различные институты гражданского общества.

Евгения Мамонова