После погрома военпредов

Министерство обороны РФ. Фото: Андрей Стенин / РИА НовостиИсточник: Андрей Стенин / РИА НовостиРезкое падение качества продукции ОПК России заставило Минобороны возродить военные приемкиВ ходе сердюковских реформ институт военных представительств МО РФ, как известно, понес серьезные потери. Он был не только значительно сокращен, но и фактически отстранен от определения качества и цены на продукцию военного назначения, многие Министерство обороны РФ. Фото: Андрей Стенин / РИА НовостиИсточник: Андрей Стенин / РИА Новости

Резкое падение качества продукции ОПК России заставило Минобороны возродить военные приемки

В ходе сердюковских реформ институт военных представительств МО РФ, как известно, понес серьезные потери. Он был не только значительно сокращен, но и фактически отстранен от определения качества и цены на продукцию военного назначения, многие опытные специалисты уволены в запас. То, к чему это привело, и как сегодня меняется ситуация, обсуждалось на научно-практической конференции в 46-м ЦНИИ Минобороны России.

На Управление военных представительств (ВП) Министерства обороны РФ возложены функции контроля за выполнением гособоронзаказа (ГОЗ) и качеством продукции военного назначения, а также космических систем и комплексов научного, социально-экономического, коммерческого и военного назначения, авиационной техники. Более 60 процентов работы военных представительств связано с контролем выполнения гособоронзаказа. В том числе 56 процентов – по линии Министерства обороны.

Удручающие показатели

К сожалению, с 2012 года военные представительства МО РФ были фактически исключены из процесса ценообразования на продукцию военного назначения. В частности, в 2012-м (при Сердюкове) утвержден документ о распределении номенклатуры военной продукции по объемам контроля. В соответствии с ним военные представительства освобождались от участия в подготовке заводских договоров на поставку комплектующих изделий, определении цены, согласовании и контроле за выполнением НИР, в подготовке частных технических заданий, выдаваемых головным исполнителям (соисполнителям), от многого другого. Примерно в то же время уволены или выведены за штат сотни подготовленных военпредов, которым пришлось искать работу «на гражданке». Все это обернулось неконтролируемым ростом цен на ВВТ.

И все же основной вопрос – контроль качества поставляемой продукции, что крайне непросто осуществить при ежегодном росте гособоронзаказа, увеличении поставок ВВТ. Например, до 2016 года количество образцов новых вооружений должно быть обеспечено на уровне 30 процентов, к 2020-му – до 70 процентов. Сейчас заканчиваются этапы разработки по основным образцам вооружения и военной техники (ВВТ), которые будут определять облик современных Вооруженных Сил.

«К сожалению, качество поставляемых вооружений и военной техники в настоящее время оставляет желать лучшего, – посетовал начальник Управления военных представительств Министерства обороны Российской Федерации полковник Олег Степанов. – По сравнению с 2011–2012 годами показатели здесь не улучшаются, они просто удручающие».

Об этом свидетельствует и динамика возврата военными представительствами продукции, которая не выдержала установленной категории испытаний. По данным Минобороны, примерно девять изделий из 10 возвращается ВП при проведении тех или иных испытаний. А ведь это уже после проверки продукции отделами технического контроля самих предприятий.

В прошлом году военные представительства 515 раз приостанавливали приемку и отгрузку продукции из-за проблем с качеством, выявленных при эксплуатации дефектов. Еще один удручающий показатель – процент рекламаций. В 2012-м по отношению к 2011 году их число выросло сразу на 60 процентов. Если в 2011-м было подано 1918 рекламационных актов, то в 2012-м – 3154.

Резкое увеличение претензий по качеству со стороны эксплуатации можно было бы объяснить возросшим количеством техники, находящейся на гарантии, интенсивностью проведения учений, «детскими болезнями» новинок ВВТ в войсках. Однако столь существенный рост рекламаций заставляет о многом задуматься.

По мнению военпредов, это объясняется все же недостаточной оснащенностью большинства предприятий промышленности современными производственными технологиями и оборудованием, контрольно-измерительной аппаратурой. Порой в эксплуатацию передаются сырые образцы ВВТ, которые в течение первых двух лет претерпевают очень много конструктивных изменений.

Недостаточно высок и уровень эффективности систем менеджмента качества непосредственно на ряде предприятий. Ни для кого не секрет, что в 2000-е годы гражданские службы качества на них были сокращены практически под ноль. Считалось, что это ненужные, экономически нецелесообразные структуры, которые якобы может заменить военная приемка. В результате значительно упала квалификация работающего там персонала ОТК. А военная приемка впоследствии сама реформирована, в последние годы утеряна нормальная, рабочая связь с войсками, где и проверяется качество, надежность техники.

Не всегда на заводах ОПК добиваются выяснения истинных причин отказа техники. Иногда легче и дешевле просто заменить отказавшую микросхему, нежели искать причины отказа в ней или конструктивном устройстве блока, изделия.

«Среди предприятий, к которым у Минобороны наиболее существенные претензии по качеству, ОАО «ГОКБ «Прожектор» (Москва), ООО «Редуктор» (Пермь), ОАО «Ярославский радиозавод», ОАО «Электроагрегат», – вынужден был поделиться наболевшим начальник Управления военных представительств МО РФ.

Огромное внимание в связи с этим сейчас уделяется прогнозированию проблемных вопросов еще на этапе планирования ГОЗ. Но конфликтных ситуаций удается избежать далеко не всегда. Например, из контрактов, которые были сорваны еще в период 2008–2012 годов, в настоящее время 76 так и не выполнены, хотя минуло четыре года. В 2012-м недопоставлено более 20 процентов продукции ВВТ в эксплуатирующие организации. А штрафные санкции составили сумму 4,8 миллиарда рублей.

Есть предприятия, которые попросту срывают выполнение гособоронзаказа. По словам Олега Степанова, это ОАО «Военно-промышленная компания» – по поставкам БТР-82А, авиазавод «Авиакор» (Самара) – по самолету Ан-140, завод «Маяк» (Киров) – по противотанковым управляемым ракетам, концерн ПВО «Алмаз-Антей» – по ЗРС С-400.

Есть проблемы и с сервисом техники. За шесть месяцев 2013 года в войсках обслужено реально не более 15–20 процентов от запланированного. Интересно, что же тогда делали и делают в войсках структуры «Оборонсервиса»?

Как обуздать цены

Вернемся к вопросу выработки ценовой политики на этапах формирования и размещения ГОЗ. В прошлом году постановлением правительства № 766 функция контроля за ценообразованием и фактическими затратами, понесенными предприятиями при выполнении гособоронзаказа, с ВП была снята. 2012-й показал стремительный рост цен на комплектующие, который головные предприятия пытались с трудом сдерживать, особенно по продукции кооперации.

На этапе размещения ГОЗ военная приемка рассматривает расчетно-калькуляционные материалы и выдает свое заключение на этом основании. ВП является промежуточным звеном, поскольку эти же материалы прорабатываются потом Управлением военно-экономического анализа, что предполагает двухуровневая система определения цен. Но и это не всегда срабатывает.

«Только представитель Минобороны РФ, который находится непосредственно на предприятии и знает его экономическое состояние, а также реальное положение дел, может объективно проверить фактические затраты, назвать плановую цену продукции военного назначения, – сказал начальник Управления военно-экономического анализа ГПВ и ГОЗ Виктор Медведев. – Но не всегда руководство предприятий ОПК и военные представители находят взаимопонимание в части предоставления необходимых документов при обосновании цены».

И основная проблема здесь – отсутствие нормативно-правовой базы, обязательной к исполнению обеими сторонами. Наиболее рациональным решением, по мнению специалистов, тут стало бы восстановление в полном объеме постановления правительства Российской Федерации № 804, где многие вопросы были учтены. Но даже это, как и возвращение военпредов на предприятия, сегодня, к сожалению, уже не даст мгновенного эффекта. В военной приемке за последние два-три года образовался огромный дефицит специалистов, особенно тех, которые способны заниматься экономической работой. Чтобы после фактического разгрома военной приемки их опять набрать и подготовить, потребуется не один год.

Есть также проблемы, связанные, например, с учетом затрат предприятий на доставку изделия до потребителя, сокрытием фирмами-посредниками порядка формирования цены. Все они требуют последовательного решения. И Министерство обороны, возвращаясь на позиции здравого смысла, предпринимает в этом отношении немалые усилия.

В январе 2013 года были подготовлены и прошли правовую и юридическую оценку органами военного управления указания заместителя министра обороны о том, что военные представительства должны участвовать в формировании начальных цен госконтрактов, как размещаемых у единственного исполнителя, так и по другим позициям. Эти решения не противоречат положениям законодательства Российской Федерации, в соответствии с которым на Минобороны как на государственного заказчика возлагаются функции формирования цен по ГОЗ и осуществления контроля за целевым использованием выделенных бюджетных ассигнований. Хотя за последнее время некоторые директора предприятий ОПК уже отвыкли от такой роли ВП и засыпают вопросами Минобороны, Управление военных представительств МО РФ, министра обороны о том, что, мол, эти указания противоречат российскому законодательству, постановлениям правительства. В итоге порой создаются конфликтные ситуации, страдает ГОЗ.

Есть две проблемы, которые мешают сформировать проект цены и представить его на рассмотрение заказчика и Управления военно-экономического анализа МО РФ.

Во-первых, оплата работы головного исполнителя с кооперацией. Не все предприятия ведут раздельный учет затрат, как это предусмотрено постановлением правительства № 47. Зачастую представляются материалы на одном-двух листах без расшифровок и подтверждения заявленных цен. Такие материалы военными представительствами возвращаются на доработку. Вместе с тем есть постановление правительства № 441, приказ Минпромэнерго № 200, приказ Федеральной службы по тарифам № 118, позволяющие нормально организовать работу и обеспечить составление необходимых калькуляционных материалов на продукцию ГОЗ.

Во-вторых, отсутствие методологии ценообразования, которая была бы понятна и принята к исполнению всеми сторонами. Например, ныне действующий приказ Минпромэнерго № 200 от 2006 года «Об утверждении порядка затрат на продукцию военного назначения» требует уточнений и дополнений, так как не определяет полный спектр затрат и возможность включения их в себестоимость продукции, не раскрывает порядок формирования цен. В частности, на работы с неопределенным объемом, сервисное обслуживание, ремонт по техсостоянию. Данная ситуация приводит к разногласиям при определении цены продукции, затягиванию сроков заключения контрактов, а в ряде случаев – к отказу исполнителя поставлять продукцию.

ФЗ № 275 от 2012 года «О государственном оборонном заказе» определяет такие виды цен: ориентировочная, фиксированная, возмещающая издержки. Казалось бы, это позволяет учитывать все нюансы. Однако п. 2 ст. 11 данного закона утверждает, что условия и порядок применения видов цен устанавливается правительством Российской Федерации. Но данный порядок и условия определения видов цен до настоящего времени не разработаны и затрудняют их использование, как и заключение ряда контрактов.

«Протоколом Военно-промышленной комиссии при правительстве Российской Федерации от 28 января 2011 года утвержден порядок определения состава затрат на создание научно-технической продукции военного назначения, поставляемой по ГОЗ, – поясняет Виктор Медведев. – Но он также не прошел регистрацию в Минюсте и не может являться официальным документом, обязательным к исполнению в части определения цен на НИОКР».

Все это говорит о том, что Минпромторгу необходимо в кратчайшие сроки разработать методические указания, которые в полной мере раскрывали бы пакет затрат, относимых на себестоимость ВВТ, определяли порядок формирования цен.

Возвращение к здравому смыслу

24 марта 2013 года министром обороны России Сергеем Шойгу утвержден план по возрождению и улучшению деятельности военных представительств, практически возрождающий то, что было порушено. В нем предусмотрены три направления работы.

1. Совершенствование нормативно-правовой базы деятельности ВП и, в частности, разработка проекта приказа министра обороны «О порядке определения номенклатуры военной продукции, подлежащей контролю военной приемки». Минобороны уходит от территориального принципа построения военных представительств и возвращается к видовому (по видам ВВТ). Сокращены отделы (группы), которые раньше входили в состав территориальных ВП, а само понятие «территориальное военное представительство» упраздняется. В связи с этим возрастает роль головных военных представительств по образцам ВВТ. Такая система показала свою эффективность в предыдущие годы.

2. Численность всех военных представительств Минобороны в 2013 году будет увеличена (уже подписаны документы) практически в два раза. Соответственно вводится достаточное количество должностей, которые должны комплектоваться новыми людьми. С этой целью перерабатывается приказ министра обороны № 194.

3. В девяти военных вузах, а также на военных кафедрах четырех гражданских вузов начаты подготовка и переподготовка военных кадров. Это прежде всего офицеры, отслужившие в войсках, особенно в инженерно-техническом составе, обладают опытом эксплуатации, знанием «узких» мест конкретных ВВТ, их потенциала.

Отныне военные представительства будут считать контроль качества и приемку всего вооружения ГОЗ основной своей обязанностью. За исключением продукции гражданского назначения, на которую не распространяются требования МО РФ, продукции иностранного производителя, а также вещевого имущества. Кроме того, на ВП возлагаются функции своевременного информирования заказывающих органов с возможностью принятия корректирующих позиций в выполнении ГОЗ. С 2013 года эти данные представляются на Центральный командный пункт Генерального штаба.

Все это должно исправить ущерб, нанесенный военной приемке и военным представительствам МО РФ непродуманными действиями прежнего руководства Министерства обороны России.

Олег Фаличев

Опубликовано в выпуске № 29 (497) за 31 июля 2013 года