Пентагон переходит на биотопливо

"Выращивается для биотоплива". Фото с сайта infobarrel.comСогласно опубликованному министерством обороны США сообщению, центр космической безопасности США при Пентагоне в ближайшее время намерен приступить к изучению возможности вывода в будущем на орбиту планеты аппаратов, способных накапливать солнечную энергию для её следующего применения на Земле.В сообщении подчёркивается, что данное изучение не означает создания в космосе "Выращивается для биотоплива". Фото с сайта infobarrel.com

Согласно опубликованному министерством обороны США сообщению, центр космической безопасности США при Пентагоне в ближайшее время намерен приступить к изучению возможности вывода в будущем на орбиту планеты аппаратов, способных накапливать солнечную энергию для её следующего применения на Земле.

В сообщении подчёркивается, что данное изучение не означает создания в космосе военных ферм солнечных электростанций. Этот проект рассматривается в качестве альтернативного источника электроэнергии, который может составить резерв при возникновении катастроф либо боевых действий.

Это сообщение является ещё одним свидетельством того, что Пентагон последовательно готовится к полному переходу вооружённых сил США на альтернативное топливо. К этому его подталкивает желание сократить зависимость американской армии от нефтяного топлива, тем самым обеспечив максимальную автономность объектов военной инфраструктуры США. Дело в том, что американская военная машина является крупнейшим в мире корпоративным потребителем энергоносителей. Так, в 2010 году американские вооружённые силы сожгли 135 млн. баррелей нефти. Растёт не только потребление, но и стоимость – в том же году Пентагон потратил 20 млрд. долларов на электроэнергию и топливо, что составляет годовой бюджет целой страны.

Существуют риски по транспортировке топлива в зону боевых действий. И это серьёзная проблема. «Большая часть используемого в Афганистане транспорта работает на обычном моторном топливе. Мы доставляем топливо по заминированным дорогам... Более трёх тысяч военных и подрядчиков погибли, защищая эти транспортные средства», - заявил заместитель министра обороны США Уильям Линн.

Наконец – и это, очевидно, самое главное – порядка 70 процентов всех нефтепродуктов, необходимых Пентагону, поступает, по словам контр-адмирала Филипа Каллома, из-за рубежа. Налицо явная зависимость американской военной машины от импорта нефти. Любые перебои с её поставками могут оставить без «крови» эту самую машину и станут смертельно опасной угрозой для Вашингтона.

Необходимость поиска альтернативного топлива американские военные осознали давно. А в 2006 году группа учёных под руководством Майкла Хорничека получила задание Пентагона провести исследование возможных последствий нехватки нефти. В результате на стол тогдашнего министра обороны США Дональда Рамсфельда лёг доклад под названием «Война без нефти». В нём содержался непреложный вывод: американская армия должна как можно скорее соскочить с «нефтяной иглы». Только таким образом, подчёркивалось в документе, можно будет сохранить американское превосходство над другими странами.

Для ускорения реализации идей в этой области в министерстве обороны США в 2011 году был создан новый специализированный орган – оперативное формирование по энергетическим инициативам. В его состав вошли группы экспертов, которые организуют и направляют работу по переходу армии на возобновляемые источники энергии. При этом к альтернативным источникам энергии предъявляется несколько требований - они не должны уступать по эффективности углеводородному топливу и вести к кардинальным техническим изменениям военной техники и вооружений, но должны обходиться дешевле.

Лидером по освоению перспективных альтернативных видов топлива являются военно-воздушные силы. И это не случайно - на долю ВВС приходится 54 процента от общего объёма потребления топлива вооружёнными силами США. Ежегодно военно-воздушные силы «сжигают» в среднем 700 млн. баррелей топлива. Поэтому к 2016 году планируется перевести все самолёты и вертолёты военно-воздушных сил США на частичное использование биотоплива.

Первым новым типом топлива, получившим сертификат пригодности к эксплуатации в авиации, может стать горючее ACJ. Оно производится путём переработки этанола, который, в свою очередь, можно получать из сахарного тростника или кукурузы. Топливо ACJ получается относительно простым в производстве и, как следствие, достаточно дешёвым в сравнении с другими сортами. Однако уже на стадии разработки оно подверглось критике. Утверждается, что некоторые этапы производства ACJ почти полностью сводят на нет все экологические преимущества топлива.

Ещё одним видом внедряемого в ВВС США биотоплива является «алкогольное» ATJ (alcohol-to-jet). Оно вырабатывается из сахаров в древесине, бумаге, траве и другом растительном материале, содержащем много клетчатки. Полученные сахара ферментируются в алкоголь, который затем проходит через процедуру гидроочистки. Данное топливо может заменить используемое в настоящее время стандартное авиационное горючее JP-8.

К настоящему времени полностью завершились испытания летательных аппаратов на возможность работать на биотопливе, произведённом из угля и природного газа, а также из водорослей, рыжиков или масел животного и растительного происхождения. Это топливо носит общее название HRJ (Hydroprocessed Renewable Jet). В декабре 2011 года министерство обороны США купило 450 тысяч галлонов (около 15 тысяч баррелей) этого биотоплива, потратив на него 12 млн. долларов.

Наиболее перспективным направлением развития биотоплива для ВВС сейчас считается создание комбинированных смесей из растительных и нефтяных компонентов. Иными словами, из какого-либо растения производится горючее – полуфабрикат, имеющее неплохие, но недостаточные для использования в авиации характеристики. Затем в него добавляется специальный комплекс присадок, изготовленный из нефтяного сырья. Присадки, естественно, могут немного испортить экологические параметры готовой смеси, однако значительно поднимут показатели экономичности.

ВМС США также решили не отставать от прогресса. Во время слушаний в сенате в марте 2011 года глава ВМС Рэй Мабуc заявил: «Наше министерство слишком зависимо от ископаемого топлива, поэтому наши войска весьма подвержены изменениям в цене и доступности топлива, которые могут быть вызваны естественными или искусственными событиями. А это в свою очередь может воздействовать на наши войска на стратегическом, оперативном и тактическом уровне. Мы просто не можем позволить нестабильным регионам планеты влиять на цену на нефть и на регулярность поставок топлива, которое мы используем».

По словам министра, до 2020 года доля неископаемого топлива, используемого военно-морскими силами, должна составлять не менее 50 процентов от общего объёма потребления горючего. На альтернативное топливо будут переведены все авиационные и корабельные части американских военно-морских сил. Эта инициатива в Пентагоне получила название «великий зелёный флот».

В марте этого года фрегат ВМС США «Форд», заправленный 94,6 тысячами литров нового топлива, которое наполовину состояло из топлива HRD-76, полученного из водорослей, и наполовину - из нефтяного горючего F-76, вышел из порта базирования в городе Эверетт, штат Вашингтон. Он маневрировал до тех пор, пока его турбины полностью не «переварили» новое горючее.

В свою очередь на базе ВМС Норфолк успешно прошли ходовые испытания экспериментального прибрежного катера сил специальных операций RCB-X. На нём было использовано композитное топливо, которое наполовину состояло из топлива F-76, а наполовину – из топлива HRD, производимого на основе водорослей альгае.

Производство биотоплива HRD – пока ещё довольно хлопотное и недешёвое занятие. Водоросли приходится выращивать в специальных биореакторах. Затем их собирают, высушивают и превращают в порошок, из которого и получают горючую жидкость. При этом они могут обеспечить производство от 2.000 до 5.000 галлонов топлива с одного акра площади произрастания в год. Для сравнения: при использовании в процессе получения биотоплива из соевых культур данный показатель равен 50 галлонам, а в случае с пальмовым маслом – 600 галлонам. Водоросли альгае привлекательны и тем, что их можно выращивать вне земель, задействованных в сельском хозяйстве.

Возможность использования биотоплива на базе альгае проверялась на учениях ВМС «Римпак-2012», состоявшихся в июле прошлого года. Танкер «Генри Д. Кайзер» в пункте пополнения запасов ВМС США в Манчестере (штат Вашингтон) закачал на борт 3,41 миллиона литров биотоплива. В ходе учений оно было передано на авианосец «Нимитц», ракетный крейсер «Принстон» и эсминцы «Чан Хун» и «Чаффи». Заправленные им корабли и самолёты в своих действиях ничем не уступали другим боевым единицам, работавшим на обычном топливе.

Есть свои планы в переходе на альтернативные источники энергии и у армии (сухопутных сил) США. В частности, к 2025 году американские сухопутные войска планируют обеспечить за их счёт до четверти своей потребности в электричестве. Для нужд сухопутных сил создаётся гибридная версия армейского вездехода хамви, способного работать как на обычном топливе, так и на электричестве.

В марте 2012 года командование армии США выделило 7 млрд. долларов на развитие альтернативных источников энергии для обеспечения сухопутных войск бесперебойным электропитанием. Вложения оправдались, и 16 января 2013 года была торжественно открыта крупнейшая на территории страны военная солнечная электростанция. Она расположена на полигоне Уайт-Сэндс в штате Нью-Мексико. На её строительство было потрачено около 17 млн. долларов.

Первой электростанцию, работающую на газе из органических отходов, 31 июля прошлого года запустила объединённая военная база армии и ВВС США Элмендорф-Ричардсон на Аляске. Метан для новой энергетической установки вырабатывается из отходов, хранящихся на свалке города Анкоридж.

Таким образом, считая, что армия, чьи исследователи найдут возможность производить в промышленных масштабах возобновляемое топливо, не основанное на нефти, станет, скорее всего, сильнейшей в мире, Пентагон тратит огромные средства на исследования в этой области. Кроме того, в силу необходимой унификации США, являясь ведущим государством–членом Североатлантического союза, оказывают в деле внедрения альтернативных источников энергии сильное влияние и на своих европейских союзников по блоку.

Сергей Порожняков