Россия – Франция: одностороннее движение

Флаги России и ФранцииМосква приобретает у Парижа высокотехнологичное оборудование, которое устанавливается в экспортную российскую продукцию военного назначенияФранцузская Республика стабильно занимает место в пятерке главных экспортеров вооружений. Причем среди двадцати крупнейших покупателей продукции военного назначения (ПВН) Франции по итогам последних десяти лет (2003–2012) 11-е место занимает Россия.По итогам минувшего Флаги России и Франции

Москва приобретает у Парижа высокотехнологичное оборудование, которое устанавливается в экспортную российскую продукцию военного назначения

Французская Республика стабильно занимает место в пятерке главных экспортеров вооружений. Причем среди двадцати крупнейших покупателей продукции военного назначения (ПВН) Франции по итогам последних десяти лет (2003–2012) 11-е место занимает Россия.

По итогам минувшего года наша страна импортировала из Франции ПВН на сумму 118,6 миллиона евро (156 миллионов долларов). Это пока без учета строящихся по российскому заказу на французских верфях универсальных десантных кораблей (УДК) «Владивосток» и «Севастополь». Поэтому у нашей страны есть все необходимые и достаточные условия для повышения своего рейтинга в перечне наиболее значимых заказчиков продукции французского оборонно-промышленного комплекса.

Объем поставок

Двадцатка крупнейших заказчиков французской ПВН, в которой у России почетное 11-е место, сформирована в основном из стран – импортеров вооружений и военной техники, хотя даже мировые лидеры в области торговли оружием – США и Великобритания пользуются французскими военными высокими технологиями.

Первой по объему закупок в списке покупателей французских вооружений по итогам прошлого десятилетия (2003–2012) идет Саудовская Аравия. Далее следуют Индия, Бразилия, ОАЭ, США, Малайзия, Великобритания, Республика Корея, Марокко, Австралия, Россия, Испания, Пакистан, Греция, Оман, Сингапур, Китай, Германия, Турция и Катар. На первую десятку крупнейших импортеров французской ПВН приходится 54 процента всех закупок вооружений и военной техники французского ОПК и из наличия Министерства обороны.

Согласно данным июльского отчета Министерства обороны парламенту Пятой республики (Rapport au Parlement 2013 sur les exportations d’armement de la France) Франция занимает четвертое место среди ведущих экспортеров оружия. Эксперты отмечают, что за период 2006–2011 годов средний ежегодный объем мирового экспорта ПВН составил 74,7 миллиарда евро. Лидер – США. У них 48 процентов, у России – 12, у Великобритании – 10,8. Затем следуют Франция (8,6), Израиль (5), Германия (3,8), Италия (3), Испания (1,6), Швеция (1,1) и Китай (1). На все страны – члены Евросоюза приходится 30,4 процента от общемирового экспорта вооружений за рассматриваемый период, а средний ежегодный объем экспорта ПВН европейских государств – 22,8 миллиарда евро. На остальной мир, без учета России, приходится 10,2 процента мирового рынка ПВН. Средний ежегодный объем французского экспорта – 7,7 миллиарда евро. За период 2008–2012 годов крупнейшими заказчиками французских вооружений стали страны Азиатско-Тихоокеанского региона (27,8 процента всех заказов), Ближнего и Среднего Востока (21,4), Латинской Америки (20,9). По итогам минувшего года наибольшее число заказов пришлось на АТР (52 процента).

Структура экспорта

Оборонная промышленность Франции может производить широкую номенклатуру ПВН высокого качества, которая практически вся может быть востребована на мировом рынке. В авиационной области это прежде всего истребители «Рафаль», ставшие победителями в крупнейшем индийском тендере стоимостью свыше 11 миллиардов долларов на закупку 126 многоцелевых боевых самолетов MMRCA, ударные вертолеты «Тигр» и военно-транспортные NH90, выпускаемые совместно с партнерами. В ракетном секторе Франция может предложить широкую гамму ракет всех классов и назначений. В области сухопутных вооружений – бронеавтомобили, артиллерийские установки, военные автомобили. Продукция французского кораблестроения также весьма конкурентоспособна. Это прежде всего технологии строительства подлодок, неатомные подводные лодки «Скорпен», новые многоцелевые фрегаты FREMM, универсальные десантные корабли типа «Мистраль». Французские компании экспортируют не только финальную ПВН, но и высокотехнологичное оборудование, интегрируемое в зарубежную продукцию военного назначения.

Наибольший вклад в военный экспорт вносят ведущие компании оборонно-промышленного комплекса: «Талес», французские филиалы европейского аэрокосмического и оборонного концерна ЕАДС («Еврокоптер» и «Астриум»), ракетостроительная корпорация MBDA, группа «Сафран», самолетостроительная компания «Дассо авиасьон», кораблестроительный концерн DCNS, компания «Некстер». В кооперации с ними в производстве ПВН участвуют около четырех тысяч мелких и средних промышленных предприятий. В общем объеме продукции крупных базовых производств около 32 процентов приходится на экспортную ПВН. У мелких и средних предприятий ОПК этот показатель существенно ниже и составляет от трех до пяти процентов.

В структуре продаж французской ПВН на экспортные соглашения стоимостью до 50 миллионов евро приходится от двух до пяти тысяч контрактов в год, на контракты от 50 до 200 миллионов евро – около десяти, а на крупные стоимостью свыше 200 миллионов евро – один – пять. В 2012 году объем полученных Францией военных контрактов составил 4,8 миллиарда евро, в то время как его максимальное значение приходится на 2009-й (восемь миллиардов евро).

Движущие силы

Высокое положение Франции в рейтинге мировых экспортеров вооружений и военной техники напрямую связано с кадровым составом оборонно-промышленного комплекса. В ОПК Франции в настоящее время работают около 165 тысяч высококвалифицированных специалистов. Годовой оборот ОПК в 2011-м составил 16 миллиардов евро, причем треть этого оборота пришлась на экспортную ПВН.

Оборонные предприятия особое внимание уделяют развитию научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), на которые приходится 14 процентов годового оборота. Как заявил Лоран Колле-Бийон, руководитель Генеральной делегации по вооружениям Франции DGA, которая выступает заказчиком всех видов вооружений и военной техники, производимой ОПК, ежегодное финансирование НИОКР в области обороны будет поддерживаться на уровне 700 миллионов евро. В реальности затраты на НИОКР во Франции в последние годы выше заявленных значений. В частности, в 2011-м на 60 программ в области НИОКР планировалось выделить 695 миллионов евро, а на деле дали 724. Годом ранее расходы на НИОКР предполагались на уровне 635 миллионов евро, а получено 730. Ранее реальные расходы на оборонные НИОКР были меньше планируемых. Как отметил глава DGA, в число приоритетных исследовательских программ включены исследования в области военной авиации и космоса, выведение на орбиту спутников радиоэлектронной разведки «Элиса», проведение испытаний по автоматической посадке беспилотного вертолета разработки США.

В 2011 году были начаты предварительные исследования по оценке замены атомных подводных лодок с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) в рамках программы SNLE-3G. На эту программу выделяется несколько сотен миллионов евро до 2016–2017 годов, после чего может начаться этап разработки новой ПЛАРБ с вводом ее в строй в 2030-м.

В рамках программы «Прометей» DGA выделяет средства на исследование новой ракеты для замены ASMP-A. В частности, ведутся испытания гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ГПВРД), первый полет демонстратора которого может состояться в 2014 году.

Ряд исследований связан с разработкой новой бортовой РЛС, имеющей новые рабочие режимы и повышенную помехозащищенность. На эту программу выделено несколько десятков миллионов евро, а сама БРЛС должна соответствовать концепции будущего боевого французского самолета.

Финансированию НИОКР в области обороны уделено особое внимание и в 2013-м. Расходы на проведение НИОКР в текущем году увеличатся на десять процентов по сравнению с 2012-м и достигнут 750 миллионов долларов.

Доля России

Всего за последние пять лет (2008–2012) Россия заказала во Франции ПВН на общую сумму 383,5 миллиона евро, оформив на импорт этой продукции 486 разрешений. Объем российских заказов на приобретение ПВН по итогам прошлого года составил около 200 миллионов евро, в то время как в 2011-м он достиг максимальной суммы за всю историю современного военно-технического сотрудничества России и Франции – 950 миллионов евро, что было связано с заказом на строительство двух УДК типа «Мистраль».

В объеме поставок французской ПВН в Россию по итогам 2012 года на сумму 118,6 миллиона евро наибольший объем (около 70 процентов) приходится на оптико-электронную аппаратуру. Далее следуют изделия военно-морской техники (10), средства связи и противодействия (4), другая техника (5).

Если проанализировать по номенклатуре поставки французской ПВН в Россию в прошлом году, то наибольший объем пришелся на тепловизоры, матрицы и компоненты для тепловизоров – 82,51 миллиона евро. На военно-морскую технику – 18,36 миллиона. Стоимость импортированных электронных компонентов составила семь миллионов, бронемашин, бронежилетов, защитных касок, защитных материалов – 4,6. На незначительные суммы были импортированы технологии для разработки, производства и применения военной техники (1,96 миллиона), взрывчатые вещества и их компоненты, ракетные топлива, добавки к ракетным топливам для повышения их энергетических характеристик (1,17), военные машины и компоненты к ним (1,5), химические компоненты для улучшения характеристик химических составов (0,543), прицелы, вычислители, целеуказатели, системы управления оружием, системы противодействия и другие (0,871).

В последнее время в сфере российско-французского ВТС сложилась определенная эйфория. Некоторые аналитики указывают, в частности, на то, что в Министерстве обороны Франции наметилось «русское течение», указанное может способствовать подписанию новых оборонных контрактов с Россией после завершения строительства вертолетоносцев типа «Мистраль» для ВМФ РФ. Об этом упоминал французский военный эксперт, главный редактор бюллетеня стратегической информации TTU Арно Калика. На 6-м Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге вице-премьер Дмитрий Рогозин сообщил, что осенью текущего года посетит Францию. Он планирует, в частности, закрепить новый подход в области военно-технического сотрудничества с республикой, который предполагает совместное проектирование, производство и продажу вооружений.

«Представляется, что следующий визит Дмитрия Рогозина во Францию будет проходить в контексте укрепления партнерства России и Франции в сфере военно-промышленного сотрудничества», – отметил Калика. Он добавил, что такой подход поддерживает и министр обороны Франции Жан-Ив ле Дриан. «Несмотря на то, что в отношениях между главами двух государств существуют некоторые шероховатости по причине противоречий в идеологии и политическом видении, это не мешает деловым отношениям, в том числе в сфере военно-технического сотрудничества», – подчеркнул эксперт. «Во французском оборонном ведомстве и, в частности, в Генеральной дирекции по вооружению Минобороны уже сформировалось «русское течение», что может способствовать подписанию новых оборонных контрактов после «Мистралей», – подытожил он.

Однако пока состояние российско-французского военно-технического сотрудничества можно характеризовать как улицу с односторонним движением. Были у наших стран в предыдущие годы совместные работы по созданию экспортных продуктов для продвижения на рынки третьих стран, но они, к сожалению, не нашли своего дальнейшего развития. Так, например, тульское КБП и компания «Силас» 15 лет назад вели работы по созданию российско-французского высокоточного артиллерийского комплекса «Краснополь». В октябре 2000-го были проведены демонстрационные испытания, в ходе которых УАС «Краснополь» выстреливались из пушки TRF1 фирмы «Жиат» и наводились на цели лазерным целеуказателем-дальномером (ЛЦД) DHY307 фирмы «Силас». При этом использовались метательные заряды российского и французского производства. Специалисты двух стран оценивали возможность совместимости снаряда «Краснополь» с пушкой TRF1 и полуактивной головки самонаведения с ЛЦД DHY307. Результаты испытаний превзошли ожидания. Все пять снарядов поразили цели. В частности, все три танка, находившиеся на удалении 100 метров друг от друга, были поражены в верхнюю, наименее защищенную часть и полностью разрушены. Бетонная стенка и бетонный бункер также полностью уничтожены. Результаты испытаний подтвердили полную совместимость УАС «Краснополь» с пушкой TRF1 и лазерным целеуказателем DHY307. Тем самым была подтверждена возможность создания российско-французского высокоточного артиллерийского комплекса и его продвижения на рынки НАТО и третьих стран. Тем не менее проект практической реализации не получил.

Французская фирма «Панар» и КБП в середине прошлого десятилетия работали по продвижению на рынок системы противотанкового оружия «Комбат» – «Квартет». Зарубежным странам предлагался бронеавтомобиль VBL с колесной формулой 4х4, на котором установлен модуль «Квартет» с четырьмя противотанковыми управляемыми ракетами «Корнет-Э». Маркетологи достаточно оптимистично оценивали потенциальный рынок для этой разработки, утверждая, что она может быть востребована в тех 15 странах, где уже эксплуатируются бронеавтомобили VBL разработки компании «Панар». В их числе упоминались страны Персидского залива, Юго-Восточной Азии, Африки и Латинской Америки. Маркетинг новой системы оружия проводится в тех регионах мира, где хорошо продаются как бронеавтомобили фирмы «Панар», так и ПТРК «Корнет-Э». Однако интереса к этой системе оружия у потенциальных покупателей не наблюдалось.

Как будет идти дальнейшее развитие российско-французского ВТС, покажет время. Однако пока только Россия приобретает у Франции высокотехнологичное оборудование, которое устанавливается в экспортную российскую ПВН. А вот заинтересуют ли Францию разработки реанимируемого российского ОПК? Ответ на это вопрос мы, очевидно, получим в ближайшем будущем.

Николай Новичков, главный редактор Агентства АРМС-ТАСС

Опубликовано в выпуске № 30 (498) за 7 августа 2013 года