РН "Протон-М"Источник: www.aex.ru

Объединение космической и авиационной промышленности не за горами, оно должно пройти в рамках единой технической политики

«Считаю востребованной идею обсудить вопрос соединения в рамках единой технической политики того, что делается как в космической промышленности, так и в авиационной», - подчеркнул руководитель на заседании межведомственной комиссии по расследованию причин аварии ракеты-носителя «Протон-М», произошедшей чуть больше месяца назад на космодроме Байконур.

Заместитель председателя правительства подчеркнул, что в авиации сейчас расширяется потолок возможностей и перспектив развития. «Вполне вероятно, что могут появиться и аппараты, системы межсредные, работающие как в ближнем космосе, так и в воздушном пространстве. Так, может быть, если мы говорим о переразмеренности в авиации, в космосе, то сейчас использовать этот шанс», - подчеркнул Дмитрий Рогозин. При этом он добавил, что если начинать говорить о создании объединенной ракетно-космической корпорации, то нужно «определить географию ответственности».

Стоит признать, что саама мысль об объединении космической и авиационной промышленности в России звучала и раньше. Да и в целом, предшественником Роскосмоса, образованного, к слову, относительно недавно (в марте 2004 года), был как раз Росавиакосмос (Российское авиационно-космическое агентство), образованное в мае 1999 на базе Российского космического агентства.

Разговоры о слиянии космической и авиационной отрасли не случайно начались именно сегодня. Дело в том, если в авиасфере особых проблем в РФ не наблюдается, и более того – она находится на подъеме, то с комическими «изысканиями» не все так просто. 5 августа Дмитрий Рогозин даже объявил об отсутствие у руководства Роскосмоса внятной политики по развитию ракетно-космической сферы.

«Среди руководящего состава космической отрасли нет специалистов, имеющих опыт стратегического планирования управлением производства техническо сложной ракетно-космической техники, в том числе, в области ее надежности, - заметил вице-премьер. - Отрасль переразмерена и плохо управляется». В этой сфере такая неразбериха, что по этой причине у работников космической отрасли в РФ даже зарплаты маленькие. «Они (выплаты) и будут невысокими, когда у нас огромное количество предприятий занимаются одним и тем же, фактически параллельно, синхронно работая над реализацией одних и тех же задач», - заключил Дмитрий Рогозин. Свои суждения вице-премьер подтвердил фактами: в России 10 предприятий, готовящих спутники, в то время как в Китае – только 2.

Также вице-премьер подчеркнул, что функции оператора, производителя и заказчика космических систем в России до сих пор не разграничены. «Также не определены главные политические цели космической отрасли: чего мы вообще хотим от космоса, какие задачи глобальные, политические, прагматические мы ставим перед собой?», - заключил Дмитрий Рогозин. По его словам, «бумаг об этом много, в том числе прошедших фильтр правительства РФ. «Толка все равно нет», - считает чиновник. Крайне поверхностное отношение со стороны Роскосмоса Дмитрий Рогозин назвал в числе основных причин технической ошибки при сборке разбившегося месяц назад «Протон-М». По мнению вице-премьера, руководство Роскосмоса полностью самоустранилось от работы по развитию космической инфраструктуры на земле и единственное на чем сосредотачивается - на запусках ракет. Далеко не всегда удачных.

Кстати, Рогозин считает, что научно-технический задел российской космической отрасли скоро исчерпают до конца. «Слабо формируется научно-технический задел. Я приведу пример: Соединенные штаты Америки: 716 работ по развитию новых технологий в космосе, у нас — 132 работы», — подытожил вице-премьер. При этом он усомнился в целесообразности больших затрат на пилотируемые программы в российской космической отрасли.

Отметим, что Росавиакосмос в свое время является достаточно эффективным федеральным органом исполнительной власти России, осуществляющим руководство авиационной и космической деятельностью в интересах науки, техники различных сфер экономики. В его подчинении находилось не менее 14 предприятий, являющихся разработчиками прогрессивного оборудования, технологий, новых материалов, в том числе двойного назначения. Основные задачи данных разработок заключались в создании научно-технических и технологических заделов производства авиационной и ракетно-космической техники.

Елена Казакова

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Материалы по теме "Новости"

Новое на сайте