ВМФ получит погодный «Якорь» для авианосцев

Тяжелый авианесущий крейсер Северного флота России "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов"Военные автономные комплексы будут снимать метеорологические параметры при помощи подводных буевАвтономные метеорологические комплексы (опытно-конструкторская разработка «Якорь»), способные выдать точный прогноз погоды, начнут поступать на Северный и Тихоокеанский флота через год. Именно там планируется развернуть две авианосные Тяжелый авианесущий крейсер Северного флота России "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов"

Военные автономные комплексы будут снимать метеорологические параметры при помощи подводных буев

Автономные метеорологические комплексы (опытно-конструкторская разработка «Якорь»), способные выдать точный прогноз погоды, начнут поступать на Северный и Тихоокеанский флота через год. Именно там планируется развернуть две авианосные ударные группировки, службу которых и будет обеспечивать новая метеосистема.

К единственному российскому авианесущему крейсеру «Адмирал Кузнецов», базирующемуся на Севере, в 2018 году должен добавиться новый перспективный тяжелый авианесущий крейсер на Дальнем Востоке.

— Своевременный и качественный учет надежных данных о фактическом и ожидаемом состоянии метеорологической и гидрологической обстановки может повысить эффективность боевых действий на 20–30%, способствовать скрытному развертыванию сил и внезапному применению оружия, — рассказал «Известиям» кандидат технических наук Виктор Галахов. — Об этом убедительно свидетельствует опыт всех последних войн, происходивших на море.

Разработка комплексной автоматизированной метеорологической системы для кораблей с авиационным вооружением (самолеты и вертолеты) началась еще в конце 1990-х годов. Получить новый метеокомплекс ВМФ может уже в 2014 году. На проведение опытно-конструкторских работ, заказчиком которых выступает Министерство обороны России, из федерального бюджета выделено 95,1 млн рублей. Всего планируется выпустить 14 комплектов комплекса сроком эксплуатации 15 лет.

Перспективная гидрометеосистема включает в себя пять связанных в цепь модулей, управляемых единым программно-аппаратным средством. Информация о состоянии воды и движениях воздуха будет поступать с надводных, подводных, береговых и корабельных датчиков. Подсистемы комплекса будут собирать данные о скорости и направлении ветра, температуре воздуха, атмосферном давлении, температуре и электропроводимости воды, скорости, направлении и давлении поверхностных масс воды, а также о волнении моря. Передача данных со всех подсистем будет осуществляться при помощи УКВ-связи, GSM и спутниковых модемов в центральный модуль системы.

Блоки автономного питания подсистем ПИГМА (подсистема измерительная гидрометеорологическая автономная) позволят эксплуатировать их в автономном режиме до семи месяцев. В течение этого же времени все поступающие данные будут храниться на сервере гидрометцентров.

ПИГМА-1 представляет собой поверхностный буй, оснащенный мачтой, датчиками скорости и направления ветра, температуры воздуха и атмосферного давления. Подводный (до 50 м) блок подсистемы оснастят датчиками электрической проводимости и температуры воды, гидростатического давления, скорости и направления течения. Буй будет иметь отцепляемый якорь и проблесковый маяк, запускающийся в темное время суток. Управление буем будет осуществляться с корабельного модуля. ПИГМА-2 отличается наличием приводного двигателя и глубиной погружения подводного блока — притопленный буй раз в сутки погружается на глубину до 300 м. Анализируются те же параметры, только на большей глубине.

Метеомачта ПИГМА-3 будет устанавливаться на берегу и оснащаться средствами молнезащиты. Она предназначена для передачи в центр информации о скорости и направлении ветра, температуре, относительной влажности воздуха и атмосферном давлении. На кораблях ВМФ для сбора информации с автономных подсистем, а также для контроля работоспособности датчиков расположится ППИ-1 (подсистема получения информации). С помощью радиоканала подсистемы возможно произвести отцепку якоря буев ПИГМА, кроме того, ППИ-1 оснастят гидрологическим зондом.

Роль головного модуля комплекса выполнит ППИ-2. Полученная с автономных и корабельных подсистем информация будет использована для прогнозирования поведения окружающей среды. Математическая модель «Гидрометеонаблюдатель» разрабатывается для вычисления скорости и направления глубинного течения, плотности и солености воды, скорости распространения в ней звука, а также величины изменения атмосферного давления за последние 3 часа.

Алексей Криворучек