Американские подводные лодки.

Совсем иначе сложилась судьба другой аме­риканской экспериментальной АПЛ - Glenard P. Lipscomb (SSN-685). Его проект также был разработан КБ отделения Electric Boat Division по заказу Главного управления ко­раблестроения. По замыслу, это должна была быть 38-я лодка типа Sturgeon, имеющая сис­тему полного электродвижения, а также сни­женный уровень первичного акустического поля. Особенностью этого корабля являлось то, что при его создании подход к проблеме шума рассматривался комплексно. Он включал в себя не только использование АЭУ с реакто­ром, имеющим естественную циркуляцию теп- лоноситачя первого контура, а также низко­оборотного ПТА для привода многополюсного генератора системы движения, но и обесшумливание отдельных элементов ГЭУ, широкое применение двойной амортизации основных и вспомогательных механизмов, звукоизоля­ционных и шумопоглощающих покрытий.

Все эти нововведения в перспективе пред­полагалось использовать при создании ПЛАРБ типа Ohio. Однако оказалось, что для дости­жения требуемого уровня шумности нормаль­ное водоизмещение Glenard P. Lipscomb при­шлось увеличить более чем в 1,5 раза по срав­нению со Sturgeon - до 5800 т (против 3640 т), и это при том же составе ракетно-торпедного и радиотехнического вооружения. Кроме того, по сравнению с ГТЗА система электродви­жения имела низкую надежность и невысо­кий КПД, обеспечивая при этом сравнитель­но невысокую скорость хода в подводном положении.

АПЛ Narwhal была спроектирована КБ отделения Electric Boat Division в 1962-1964 гг. на базе Sturgeon. С одной стороны, она предназначалась для борьбы ПЛ на противолодоч­ных рубежах и на подходах к базам противника, а с другой - являлась экспериментальным кораблем. Предполагалось, что он станет прототипом для торпедных АПЛ третьего поко­ления (впоследствии Los Angeles). С точки зрения архитектуры корабль отличался от Sturgeon отсутствием двухкорпусной конструкции в средней части корпуса и отсека вспо­могательных механизмов (его объединили с турбинным отсеком). На большей части длины Narwhal имел однокорпусную конструкцию, что заставило отказаться от средней группы ЦГБ - ее перенесли в корму. В результате длина корабля по сравнению с прототипом увеличилась на 6,9 м.

Исходя из предназначения, АПЛ не должна была иметь высокой скорости хода, и глав­ным требованием, предъявляемым к ней, являлось максимально возможное снижение уровня шумности. Одним из основных направлений решения зтой задачи стало использование ППУ с естественной циркуляцией теплоносителя первого контура. В этой схеме отсутству­ют сильно шумящие ЦНПК. Narwhal был оснащен ЯР S5Ga, который стал прототипом для реактора S6G, который стал основой ППУ на АПЛ типа Los Angeles. Во всем остальном Narwhal в основном повторял прототип.

В середине 60-х годов в КБ отделения Electric Boat Division по заказу Бюро корабле­строения приступили к проектированию экс­периментальной многоцелевой лодки, получив­шей название Narwhal (SSN-671), оснащенной водоводяным реактором S5G с естественной циркуляцией теплоносителя первого контура (без использования ЦНПК), которым предпо­лагали оснастить АЛЛ третьего поколения. В ос­нове проекта Narwhal лежала идея создания лодки, предназначенной в основном для борь­бы с советскими АПКР на противолодочных рубежах - своеобразное возвращение к rRillibeo (SSN-597), но без каких-либо ограничений по нормальному водоизмещению. Исходя из моде­ли использования этого корабля, ему не требо­валась высокая скорость в подводном положе­нии. Особое внимание обращалось на снижение шумности и в первую очередь ПТТУ.

Narwhal по общей компоновке, ПТУ и со­ставу вспомогательных механизмов должен был повторять Sturgeon, а все изменения пред­полагали снижение уровня первичного акус­тического поля и собственных помех работе гидроакустических средств. С этой целью от­казан ись от двухкориусной конструкции в рай­оне отсека вспомогательных механизмов и на большей части длины (за исключением пер­вого отсека) All Л выполнили однокорпусной, что позволяло увеличить жесткость корпуса корабля и снизить его вибрацию под воздей­ствием набегающего потока. Данное решение привело к отказу от средней группы ЦГБ, что потребовало увеличения длины кормовой око­нечности корабля. При этом количество цис­терн в кормовой группе сократилось до двух. Прочный корпус Narwhal делился лишь дву­мя водонепроницаемыми переборками, кото­рыми был выделен реакторный отсек. Подоб­ное решение упростило общую компоновку ПТУ и вспомогательных механизмов, свело к минимуму проблемы, связанные с ограниче­нием длины отсеков, и упрощало прокладку общекорабельных систем.

Проект Thresher был разработан Главным управлением кораблестроения (Bureau of Ships) в 1957-1958 гг. Это была первая многоцелевая АЛЛ, предназначенная для борьбы с надводными кораблями и подводными лодками (в первую очередь отечественными АПКР), а также для действий на коммуникациях противника.

Она имела смешанную архитектуру с двухкорпусными конструкциями в районе носово­го (торпедного) и четвертого (вспомогательных механизмов) отсеков. Прочный корпус ко­рабля в средней части и носовой оконечности был выполнен в форме цилиндров различно­го диаметра, а в кормовой оконечности (в районе турбинного отсека) - в виде эллиптичес­кого усеченного конуса. Оконечности завершались торосферическими прочными перебор­ками. Переход от одного диаметра к другому осуществлялся с помощью конических обеча­ек. В носовой переход были вварены трубы торпедных аппаратов.

По наружным обводам корпуса Thresher представляла собой тело вращения с эллипти­ческой носовой и конусообразной кормовой оконечностью, на конце которой находился семилопастной гребной винт диаметром ~ 5м. Перед винтом располагалось крестообразное кормовое оперение, включавшее в себя рули и горизонтальные стабилизаторы. На расстоя­нии примерно 16,5 м от носовой оконечности находилось крыловидное ограждение проч­ной рубки и выдвижных устройств, на котором были установлены носовые горизонталь­ные (рубочные) рули. Шахты ПМУ после их опускания и ходовой мостик закрывались щитами (для снижения гидродинамического шума). Прочный корпус выполнили из стали HY-80, обтекатель основной антенны ГАК AN/BQQ-2 - из титановых сплавов, а проницаемые оконечности и ЦГБ средней группы - из стали марки МТ-50 с пределом текучести 35 кг/мм2.

Командование ВМС США весьма высоко оценивало (Skipjack iSSN-585). Однако эти лодки не были построены большой серией. Объясняется это двумя причинами. Во-первых, корпуса кораблей этого типа, а также имев­шийся задел механизмов и оборудования ис­пользовали для постройки ПЛАРБ типа George Washington. Во-вторых, в конце 50-х годов прошлого столетия изменились взгляды командования ВМС США на идеологию раз­вития торпедных АПЛ. До этого момента до­минировало мнение, что эти корабли могут заменить ДЭПЛ лишь при условии равной сто­имости и водоизмещения. По существу, все американские АПЛ, строившиеся до Skipjack (за исключением разве что Triton), являлись экспериментальными. Их боевые возможнос­ти сравнивали с дизельными аналогами, «на­щупывая» наиболее приемлемые конструктив­ные решения и стремясь минимизировать за­траты на постройку. Skipjack являлась типич­ным примером такого подхода.

Одновременно с ней строился дизель-элект- рический аналог - ДЭПЛ Barbel (SS-580) - с таким же торпедным и радиотехническим воо­ружением. Мало того, оба корабля имели кор­пус в виде хорошо обтекаемого тела враще­ния, обводы которого были отработаны на Alba- core. Как казалось, командование ВМС США и дальше было намерено строить ДЭПЛ, отда­вая предпочтение их низкой стоимости, а не боевым возможностям, но это оказалось не так.

В начале 1958 г. Бюро кораблестроения (Bureau of Ships) подготовило проект АПЛ типа Thresher (SSN-593). В процессе его раз­работки во главу угла ставилось повышение боевых возможностей корабля без каких-либо ограничений по его нормальному водоизме­щению. В соответствии с ОТЗ эта задача ре­шалась за счет внедрения в состав вооруже­ния ГАК AN/BQQ-2 (впервые в практике ВМС США) и ПЛРК SUBROC. При этом особое вни­мание было обращено на снижение уровня первичного акустического поля и собственных помех работе гидроакустических средств.

В США многоцелевые АПЛ второго поко­ления вступали в строй двумя сериями, обра­зующими единую эволюционную цепь. Это были 14 кораблей типа Thresher (строившие­ся с июля 1959 г. по декабрь 1967 г.) и 37 типа Sturgeon (строившиеся с августа 1963 г. по август 1975 г.). Все они имели сходный архи­тектурный облик, который постепенно эволю­ционировал в соответствии с общим направ­лением развития A11JI. На их базе было со­здано несколько опытных кораблей.

В этот период было характерно постепен­ное, от лодки к лодке, снижение уровня пер­вичного акустического поля и помех работе собственным гидроакустическим средствам с «консервацией» достигнутого уровня. Доста­точно сказать, что в период с мая 1956 г. по август 1975 г. шумность американских много­целевых АПЛ снизилась почти в 25 раз (при­мерно на 25 дБ). Одновременно с этим прини­мались активные меры по совершенствованию гидроакустических средств, которые обеспе­чивали упреждающее обнаружение противни­ка. С целью натурной проверки технических решений параллельно с серийными в США как раз и строились опытные АПЛ.

В конце 50-х годов в США и ряде других зарубежных стран стало наблюдаться увели­чение объема исследований в области элект­родвижения АПЛ. Вызвано это было тем, что оно является наиболее эффективным спосо­бом, обеспечивающим снижение шумов ГЭУ. Так, например, в опытной противолодочной Tullibee (SSN-597), переданной ВМС в ноябре 1960 г., удалось достичь резкого снижения шумности не только за счет звукоизоляции основных и вспомогательных механизмов, но и за счет размещениях их на вибропоглощающих платформах. Кроме того, вместо традиционной редукторной передачи была исполь­зована турбоэлектрическая система электро­движения (СЭД) постоянного тока. При этом малошумный ГЭД мощностью 1800 кВт обес­печивал подводную скорость порядка 15 уз. Другая опытная АПЛ специального назначе­ния ВМС США NR-1, спущенная на воду в 1969 г., также была оснащена СЭД, в состав которой входил один турбогенератор и два малошумных ГЭД, расположенных вне проч­ного корпуса корабля.

Материалы по теме "ВМФ".

Новое на сайте