Американские подводные лодки.

АПЛ типа Sea wolf разработана КБ отделения Electric Boat Div. в 1983-1989 гг. Изна­чально она главным образом предназначалась для борьбы с малошумными АПД, а также с другими кораблями и судами советского флота на подходах к пунктам базирования и в арктических районах, в том числе и под паковыми льдами. Вторым предназначением Seawolf являлось нанесение ударов по береговым объектам КР Tomahawk, выстреливаемых из ТА (вместо запускаемых из ВПУ на Los Angeles).

Общая компоновка Sea wolf осталась такой же, как и у АЛЛ типа Los Angeles третьей серии. Вследствие увеличения диаметра прочного корпуса сократилась относительная дли­на цилиндричесчкой вставки, а ограждение выдвижных устройств и прочной рубки смес­тилось к носовой оконечности. Соответственно изменилось и положение торпедопогрузоч- ного люка - его смонтировали за ограждением. Прочный корпус изготовлен из стали HY-100 с пределом текучести 70,3 кг/мм2, что позволило увеличить испытательную глубину погру­жения до 600 м.

Прочный корпус Sea wolf представляет собой цилиндр единого диаметра (12,8 м), с ко­ническими секциями в оконечностях, заканчивающимися прочными торосферическими пе­реборками. Он разделен плоскими водонепроницаемыми переборками на три отсека. ЦГБ сконцентрированы в двух группах и размещаются в проницаемых оконечностях корабля. Прочный корпус лодки имеет три люка: носовой (диаметром 980 мм) - для погрузки (выг­рузки) боезапаса, провизии и элементов АБ; и два - аварийно-спасательных, расположен­ных над концевыми (обитаемыми) отсеками. Последние оборудованы комингс-площадка­ми. Из носового отсека также обеспечен выход через прочную рубку.

В начале 80-х годов прошлого столетия США были вынуждены пересмотреть свою военно-морскую стратегию. Это было вызва­но наличием у советского флота большого чис­ла ракетоносцев, способных наносить удары по береговым объектам из районов, контро­лируемых своими противолодочными силами, и даже из пунктов постоянного базирования. К районам, контролируемым отечественным флотом, специалисты ВМС США относили моря Северного Ледовитого океана и Охот­ское море. Понятно, что в этих условиях сдер­живать противника на имевшихся противо­лодочных рубежах просто не имело смысла - требовалось проникновение в воды, находив­шиеся под полным контролем советского ВМФ.

Официально работы над АЛЛ типа Seawolf были начаты в мае 1982 г. с образования спе­циальной группы Tango, которая сформули­ровала пять главных целей, которые требова­лось достичь в проекте АЛЛ XXI века (21st century). Эти цели заключались в следующем: максимально возможный низкий уровень шум- ности; высокая скорость хода; большая глуби­на погружения; совершенствование состава во­оружения, с кардинальным увеличением (по сравнению с АПЛ типа Los Angeles) принима­емого на борт боезапаса, а также способность вести боевые действия в Арктике.

Работы над проектом Sea wolf шли настоль­ко успешно, что уже к декабрю 1983 г. ведом­ство начальника морских операций (Chief of Naval Operations) и группа Tango смогли сфор­мулировать тактико-технические требования к АПЛ нового поколения, а также определить ее общий технический облик. Решение зада­чи облегчалось тем, что многие технические решения, которые предполагалось реализо­вать в новом проекте, уже были отработаны в процессе многочисленных модернизаций АПЛ типа Los Angeles. Иначе говоря, Seawolf должен был стать своеобразным развитием этих кораблей.

Помимо трех серий часть АПЛ типа Los Angeles прошла различного рода модифика­ции, направленные на совершенствование имеющихся систем вооружения, отработки но­вых (в том числе перспективных) конструк­тивных решении и проверки их эффективно­сти в процессе проведения испытаний в усло­виях повседневной эксплуатации корабля. Не­которые из лодок модернизированы в носите­ли различного рода подводных аппаратов и док-камер.

Среди этих кораблей прежде всего следу­ет выделить Memphis (SSN-691). В 1988 г. она была переведена в разряд опытных ко­раблей. Ее предполагалось использовать, со­хранив основные боевые возможности, для проверки ряда технических решений, пред­назначенных для реализации на АПЛ типа Seawolf, НИОКР различных лабораторий и подрядных организаций, проводимых с це­лью создания АПЛ пятого поколения. В част­ности, Memphis планировалось привлекать в качестве испытательной платформы при выполнении работ по созданию БИУС с эле­ментами искусственного интеллекта для пер­спективных кораблей. Результаты этих раз­работок частично внедрили в системе AN/ BSY-2, которая предназначалась для АПЛ типа Seawolf.

Кроме того, на борту Memphis отрабаты­вались: опытный образец оптоэлектронного перископа тип NPP; 762-мм ТА; необитаемые подводные аппараты типа UUVs\ перспектив­ные гидроакустические средства; устройства для снижения сопротивления трения; новый движитель типа Pump Jet; противорадиолока- ционные и шумопоглощающие покрытия, а также огнестойкая изоляция корпуса и мало­шумные вентиляторы с магнитными подшип­никами. Только в течение 1990 г. на корабле было испытано около 20 различных видов обо­рудования. В процессе проведения этих работ за ограждением прочной рубки установили карапасную надстройку (двоякой кривизны) с палубой из стеклопластика и предназначен­ного для обеспечения возможности размеще­ния и использования дистанционно управляе­мых НПА, буксирной лебедки, лебедки выбор­ки и постановки экспериментальных ГПБА. На конце кормового стабилизатора установи­ли плоскости высотой 4,27 и шириной 1,37 м для размещения гидроакустических антенн, а также направляющих (диаметром 54 мм) для выпуска ГПБА, расположенных полевому бор­ту корабля. Стальной гребной вал заменили валом, выполненным из композитного ма­териала.

ПЛА Los Angeles разработана КБ фирмы Newport News Shipbuilding в 1963-1971 гг. По замыслу командования ВМС США она изначально предназначалась для борьбы с мало­шумными АЛЛ и надводными кораблями советского флота, а также прямой поддержки действий своих корабельных соединений и в первую очередь АУГ. Эта АЛЛ должна была осуществлять разведку по курсу следования соединения (что заставило обеспечить ей ско­рость, сопоставимую со скоростью атомного авианосца - не менее 30 уз) и, действуя в режиме «рывок-дрейф» (т.е. чередуя полный ход с малошумным режимом движения), вести поиск ГШ противника и не допускать их сближения с авианосцами соединения для нанесе­ния ракетного или торпедного удара. В процессе постройки АЛЛ этого типа на них была возложена задача нанесения ударов по береговым объектам на территории противника, проведения активных минных постановок. Некоторые из кораблей могут использоваться как носители подразделений специальных сил SEAL. Корабли последней (третьей) серии приспособлены для действий в арктических районах, в том числе и под паковыми льдами.

В качестве прототипа были выбраны АПЛ Stergeon и Narwhal. В отличие от них на Los Angeles полностью осутствуют двухкорпусные конструкции и надстройка. Прочный корпус Los Angeles представляет собой цилиндр единого диаметра (10,1 м), с коническими оконеч­ностями, заканчивающимися прочными торосферическими переборками. Он разделен плос­кими водонепроницаемыми переборками на три отсека. Прочный корпус лодки имеет три люка: носовой (диаметром 980 мм) - jyw погрузки (выгрузки) ракетно-торпедного боезапа­са, провизии и элементов АБ, а также использования в качестве входного люка; и два - аварийно-спасательных, расположенных над концевыми (обитаемыми) отсеками. Послед­ние оборудованы комингс-площадками.

Система вооружения Dallas (SSN-700) заслуживает особого внимания, так как именно она послужила основой для создания АСБУ AN/BSY-1, ее совершенствования, а затем разработки АСБУ AN/BSY-2, стоящей на вооружении АПЛ типов Seawolf и Virginia. Если проанализировать состав и схему взаимодействия различ­ных составляющих этой системы вооружения, то станет очевидным, что ее создатели стремились получить корабль, способный полностью контролировать окружающее его пространство по всем направлениям. Пол­ный контроль пространства позволял бы лодке с наибольшей эффективностью использовать оружие и техни­ческие средства, достигая тем самым поставленных боевых задач.

Система вооружения Dallas содержит четыре подсистемы: датчиков информации (Sensor Subsystem); навигации (Navigation Subsystem); центральный вычислительный комплекс (Central Computer Complex) и управления огнем (Fire Control Subsystem).

Подсистема датчиков информации (ИДИ) обеспечивает: контроль за окружающей средой, обнаруже­ние, сопровождение, опознавания («свой-чужой») и классификацию целей, прием данных от внешних источ­ников и выдачу информации в центральный вычислительный комплекс (ЦВК).

В состав Г1ДИ входят: ГАК AN/BQQ-5; станция обнаружения ГЛС AN/BQR-12; аппаратура измерения скоро­сти звука в воде на различных глубинах погружения AN/BQA-1B; перископ атаки тип 8L; навигационный перископ тип 15; РЛС AN/BPS-15A; станция РТР ANA/VLR-8A (или AN/WLR-9). Кроме перечисленных, на лодке имеется ряд других источников информации, которые хотя и входят в подсистему, но данные от них могут вводиться ЦВК только лишь вручную.

Бесспорно, основой ПДИ является ГАК AN/BQQ-5. Он обеспечивает обнаружение, классификацию, сопро­вождение, определение координат надводных и подводных целей, а также торпед и вертолетов, запись, анализ частотных характеристик и определение элементов движения целей, определение дистанции до них (в том числе и в пассивном режиме) и выдачу данных в ЦВК.

Если проанализировать ТТЭ американских АПЛ второго поколения, то станет очевидным], что скорость их хода в подводном положении колебалась от 23 (у Glenard P. Lipscomb) до 29 (у Skipjack) уз. Характерно то, что она пада­ла от серии к серии, и у самой многочислен­ной серии кораблей типа Sturgeon не превы­шала 25 уз. Такое положение вещей объясня­ется кругом задач, решение которых возлага­лось на эти корабли. В первую очередь они предназначались для борьбы с советскими АЛЛ на противолодочных рубежах, а также на выходе из баз, и поэтому приоритет отда­вайся не скорости, а скрытности и эффектив­ности гидроакустических средств.

Идея создания многоцелевой АПЛ, имею­щей более высокую скорость хода в подвод­ном положении, по сравнению с лодками ВМС США предшествующих типов, возникла еще в 1963 г. Впоследствии ее реализовали в про­екте Los Angeles. Благодаря скорости лодка могла бы оказывать непосредственную под­держку действиям группировок надводных кораблей (прежде всего АУГ). Согласно замыс­лу, АПЛ должна была осуществлять разведку по курсу следования соединения, скорость ко­торого определялась максимально возможным ходом атомного авианосца (более 30 уз.). Дей­ствуя в режиме «рывок-дрейф» (т.е. чередуя режимы хода на полном ходу и поисковой ско­рости), скоростная АПЛ вела бы поиск лодок противника, не допуская их сближения с ко­раблями охраняемого соединения для нанесе­ния торпедного или ракетного ударов. Кроме того, высокая скорость хода позволяла быст­ро разворачивать многоцелевые АПЛ в райо­нах возможных боевых действий и использо­вать их «по вызову» с максимально возмож­ной эффективностью.

В качестве прототипа были выбраны Sturgeon (в части, касающейся обводов кор­пуса и общей компоновки) и Narwhal (в час­ти, касающейся ППУ с естественной циркуляцией теплоносителя в первом контуре). Прав­да, в отличие Sturgeon, специалисты Управ­ления кораблестроения и вооружения ВМС США решили на Los Angeles отказаться от некоторых технических решений, связанных с обеспечением безопасности плавания в ле­довых условиях. К таким решениям можно отнести усиленную конструкцию ограждения прочной рубки и проницаемых оконечностей корпуса. Los Angeles стала первой полностью однокориусной АПЛ мира. На всем ее протя­жении отсутствует как легкий корпус, так и надстройка. Цистерны главного балласта окончательно разделили на носовую и кормо­вую группы и сгруппировали в оконечностях. Таким образом, подводное кораблестроение США завершило эволюционную линию пере­хода на полностью однокорпусный архитек­турно-конструктивный тип АПЛ. Как пред­ставляется, одной из главных причин такого перехода стало стремление к увеличению же­сткости корпуса корабля и снижению его виб­рации под воздействием набегающею потока. Прочный корпус Los Angeles является цилин­дром единого диаметра, с коническими секция­ми в оконечностях, заканчивающимися проч­ными торосферическими переборками.

Материалы по теме "ВМФ".