ПЛА типа Virginia.

ПЛА типа Virginia разработана КБ отделения Electric Boat Div. в 1991-1998 гг. Она предназначена для: борьбы с надводными кораблями и ПЛ противника; нанесения ударов по береговым объектам; выполнения минных постановок; радиоэлектронной разведки и мониторинга тактической обстановки в районе боевых действий (или возможных угроз); обеспечения действий своих корабельных соединений (в первую очередь АУГ) и скрытой высадки на побережье противника ударно-диверсионных групп.

Прочный корпус Virginia представляет собой цилиндр единого диаметра (10,4 м), с ко­ническими секциями в оконечностях, заканчивающимися прочными торосферическими пе­реборками. Он разделен плоскими водонепроницаемыми переборками на три отсека-моду- ля: носовой (основной); средний (жилой) и кормовой. В носовом модуле находятся ГКП, АСБУ, оружие и системы самообороны, во втором - жилые (на 119 человек), санитарно- бытовые помещения экипажа и шлюзовая камера, а в третьем (кормовом) - ППУ, ПТУ и ЭЭС с соответствующими системами автоматического управления, а также движителем и рулевым устройством. Шлюзовая камера расположена у верхней части носовой водонепро­ницаемой переборки второго отсека и по высоте занимает два межпалубных пространства.

Прочный корпус лодки имеет три люка: носовой - для погрузки ракетно-торпедного боезапаса, провизии и элементов АБ; и два - аварийно-спасательных, расположенных над шлюзовой камерой и кормовым отсеком. Последние оборудованы комингс-площадками. Из носового отсека также обеспечен выход через прочную рубку.

Ограждение прочной рубки и выдвижных устройств Virginia имеет прямоугольную кры­лообразную форму. В носовой своей части оно сопрягается с легкими конструкциями кор­пуса. На крыше ограждения размещены закрывающиеся щитами вырезы открытого ходо­вого мостика и выдвижных устройств. Как и на Seawolf, в верхней части ограждения у кормового среза находится выгородка газоотвода аварийного дизель-генератора, а в ниж­ней части носового среза - обтекатель.

По сравнению с Seawolf эта лодка имеет довольно протяженную носовую проницаемую оконечность, в которой, помимо основных антенн ГАК AN/BQQ-10 и носовых горизонталь­ных рулей с механизмами заваливания (постановки), расположены 12 ВПУ для КР Tomahawk. Носовая оконечность корабля имеет форму параболоида вращения, с «подбо­родком» в нижней части - звукопроницаемым обтекателем полусферической («блюдцеоб- разной») антенны активного тракта. На бортах корпуса (ниже его оси) расположены шесть широкоапертурных антенн станции AN/BQG-5A. Как и на Seawolf в дополнение к кресто­образному кормовому корабль имеет два «плавника» с дюзами для выпуска ГПБА TB-16F (с левого борта) и ТВ-29А (с правого борта). Наружные поверхности корпуса облицованы противогидролокационным покрытием, представляющим собой наформованную резиноподобную массу.

Корабль в проницаемых оконечностях имеет две группы безкингстонных ЦГБ - носо­вую и кормовую. Каждая из групп включает в себя три разделенных побортно цистерны, которые обеспечивают примерно 15%-ный запас плавучести. ЦГБ продуваются воздухом высокого давления или системой пороховых аккумуляторов давления, которая обеспечива­ет всплытие лодки в аварийной ситуации.

ППУ включает в себя один ВВР модульного типа фирмы General Electric S9G тепловой мощностью порядка 29,8 мВт и с естественной циркуляцией теплоносителя в первом конту­ре. Реактор работает на ТВЭЛах, высокая энергоемкость которых обеспечивает их функ­ционирование на протяжении всего жизненного цикла корабля. ППУ питает паром две турбины, объединенные в одном ГТЗА блочного исполнения, который обеспечивает мощ­ность на валу 25 ООО л.с. В качестве резервного средства движения используется выдвиж­ная поворотная колонка (ВПК), имеющая привод от ЭД. Она расположена вне прочного корпуса в кормовой проницаемой оконечности.

Вооружение Virginia состоит из четырех 533-мм ТА, вваренных в носовую торосфери- ческую переборку прочного корпуса, и 12 ВПУ для КР Tomahawk, установленных вне прочного корпуса между основными антеннами ГАК AN/BQQ-10 и носовыми горизонталь­ными рулями. ТА оснащены гидравлической системой пуска с турбиной (АТР), приводимой в действие сжатым воздухом, которая подает воду в трубу аппарата. Боезапас насчитыва­ет 22 многоцелевые торпеды Мк. 48 ADS*\P, КР Tomahawk и ПКР Harpoon. Вместо них могут приниматься 324-мм «легкие» торпеды Мк. 50 или Mk.54LHT. Боезапас хранится на стеллажах с системой продольного и поперечного перемещения. Для подачи боезапаса в ТА и обеспечения требуемой скорострельности используется УБЗ. Док-камера типа DDS может транспортироваться на комингс-площадке шлюзовой камеры, а аппараты типа ASDS- на комингс-площадке кормового аварийно-спасательного люка.

Первая серия (Block I) Virginia (SSN-774). Верфь отделения Electric Boat Div. (Гротон): 30.09.1998 г.; 16.08.2003 г.; 23.10.2004 г.

Texas (SSN-775). Верфь фирмы Northrop Grumman Newport News (Ньюнорт-Ньюс): 7.12.1998 г; 31.07.2004 г.; 9.09.2006 г.

Hawaii (SSN-776). Верфь отделения Electric Boat Div. (Гротон): 13.11.2000 г; 17.06.2006 г.; 5.05.2007 г.

Вторая серия (Block II) North Carolina {SSN-777). Верфь фирмы Northrop Grumman Newport News (Ныопорт- Ньюс): 29.01.2002 г; 21.04.2007 г.; 3.05.2008 г.

New Hampshire (SSN-77S). Верфь отделения Electric Boat Div. (Гротон): 14.08.2003 г; 21.06.2008 г.; 2009 г.

New Mexico (SSN-779). Верфь фирмы Northrop Grumman Newport News (Ньюпорт- Ньюс): 29.01.2004 г.1; 2009 г.; 2010 г.

Missouri (SSN-780). Верфь отделения Electric Boat Div. (Гротон): 29.12.2004 г.; 2010 г.; 2011 г. California (SSN-781). 30.01.2006 г.; ? ; ? ; Mississippi (SSN-782). 2007 г.; 2012 г.; 2013 г. Minnesota (SSN-783). 2008 г.; 2013 г.; 2014 г.

Третья серия (Block III) North Dakota (SSN-784). 2009 г.


Хотя корпус Virginia, как и у предшест­вующих АПЛ ВМС США, разбит на три отсе­ка, этот корабль имеет несколько иную ком­поновку. В первом отсеке (основном) находят­ся ГКП, АСБУ, оружие и системы самооборо­ны, во втором (жилом) - жилые (на 119 чело­век) и санитарно-бытовые помещения экипа­жа и, наконец, в третьем (кормовом) - ППУ, ПТУ и ЭЭС с соответствующими системами автоматического управления. В свою очередь, каждый из отсеков-модулей состоит из не­скольких функциональных секций. По неко­торым оценкам, их насчитывается 49. По­стройка кораблей ведется на верфи отделе­ния Electric Boat Div. в Гротоне и верфи фир­мы Northrop Grumman Newport News в Нью- порт-Ньюсе. В принципе она сохранилась та­кой же, как и в случае с ПЛАРБ типа Ohio и АПЛ Los Angeles. Единственно, на последнем из этих предприятии после сборки корпуса лодки он вводился в плавучий док длиной 195 м. Затем док буксируется в бассейн глу­биной около 21,3 м, где лодку выводят на воду. Достройка и швартовные испытания осуще­ствляются у пирса верфи South Yard, там же, в Ньюпорт-Ньюс.

При этом предусмотрена довольно широ­кая кооперация обоих предприятий. Верфь от­деления Electric Boat Div. выпускает основ­ной (без носовой проницаемой части) и реак­торный модули, а также 25 функциональных секций, верфь фирмы Northrop Grumman New­port News - кормовой модуль (с кормовым опе­рением и движителем) и 24 функциональные секции. Все обечайки прочного корпуса по-пре­жнему строит комплекс в Куонсет-Пойнте. Мо­дули с одного предприятия на другое перево­зятся на специальной транспортной барже.

Интересной особенностью является то, что на верфи отделения Electric Boat Div. по­строили специальный цех для сборки, доводки и испытаний модуля АСБУ AN/BSY-2. В этом цехе все оборудование и коммуникации АСБУ монтируются на единой амортизированной платформе, после чего проводятся комплекс­ные испытания. В дальнейшем полностью со­бранная, отрегулированная и испытанная АСБУ доставляется трейлером на стапель в виде единого законченного модуля и монти­руется на АПЛ без дополнительных регулиро­вок и проверок. Важно то, что испытания мо­дуля АСБУ проводятся примерно за два года до установки на корабль. Благодаря этому ми­нимизируется риск срыва графика работ по постройке АПЛ и обеспечивается своевремен­ная модернизация АСБУ.

Virginia после ввода в строй в течение трех лет проходила испытания, в процессе прове­дения которых устранялись обнаруженные за­мечания. Только лишь весной 2007 г. корабль ввели в начальную (Initial Operating Capa­bility), а в первой половине 2009 г. - в пол­ную оперативную готовность. К этому момен­ту в различных стадиях постройки находились семь кораблей данного типа (вместо восьми планировавшихся).

На North Carolina - четвертом корабле се­рии — в процессе постройки были обнаружены нарушения технологии сварки паропроводов второго контура ППУ и дефекты в маневро­вом устройстве. До момента начала заводских ходовых испытаний (они включали в себя три выхода в море продолжительностью от трех до восьми суток) все выявленные недостатки уда­лось устранить, и в процессе эксплуатации ко­рабля они пока себя не проявляли.

New Hampshire - пятый корабль серии - строился по измененной технологии. С целью сокращения стоимости работ, а также продол­жительности периода между спуском на воду и вводом в строй (примерно на восемь недель) его вывели из цеха (в феврале 2008 г.) с нане­сенным на корпус противогидролокационным покрытием, в технической готовности 90%. После вывода из цеха лодка 30 апреля 2008 г. подверглась процедуре «предварительного спуска на воду» - за два месяца до официаль­ного спуска, который был намечен на 21 июня 2008 г. Сделано это было для проведения «па­рового проворачивания» ряда механизмов ГЭУ, в том числе ГТЗА, АТГ и турбоприводов вспомогательных механизмов. Обычно эти работы выполнялись после спуска на воду.

В процессе постройки АПЛ типа Virginia выяснилось, что уложиться в заданные пара­метры стоимости (не более чем у кораблей типа Los Angeles третьей серии) не удается. В декабре 1996 г. была установлена следую­щая стоимость лодок этого типа: Virginia - 3,272 млрд. долларов; Texas - 2,543 млрд. дол­ларов; Hawaii - 2,093 млрд. долларов и, нако­нец, North Carolina (первый корабль второй серии) - 2,112 млрд. долларов. Как видно, сто­имость АПЛ типа Virginia в среднем сопоста­вима со стоимостью кораблей типа Seawolf.

Однако программа постройки АПЛ типа Virginia подвергается критике не только из-за существенного роста стоимости кораблей, но и из-за недостаточно высоких боевых качеств. При нормальном водоизмещении, составляю­щем около 85% от нормального водоизмеще­ния Seawolf, они принимают на борт всего лишь 65% от численности ее боезапаса. При этом Virginia имеет вдвое меньше ТА. Наре­кания также вызывает худшая (по сравнению с АПЛ типов Los Angeles третьей серии и Seawolf) приспособленность к действиям в Арктике и меньшая (по сравнению с АПЛ типа Seawolf) глубина погружения.

Несмотря на всю критику, надо признать, что проектанты Virginia в своем стремлении создать корабль, способный полностью конт­ролировать окружающее его пространство по всем направлениям, достигли определенных успехов. Хотя решить эту задачу в полной мере пока так и не удалось, та последовательность, с которой действуют американцы, а также уме­лое управление силами и средствами позволя­ют им надеяться на то, что к концу постройки кораблей типа Virginia поставленные цели бу­дут достигнуты.

Благодаря тому, что АИЛ типа Virginia име­ет модульную конструкцию, ее модернизация не вызывает больших проблем. Так, например, начиная с 11-го корабля в серии - North Dakota (SSN-7S4) - ВМС США планируют приступить к постройке кораблей, в максимально возмож­ной степени пригодных к быстрому измене­нию выполняемых задач, известных как тре­тья модификация АПЛ типа Virginia (Block ИТ). С этой целью в корпус лодки (в районе цент­ра тяжести) будет врезан двухкорпусный от­сек длиной 9,14 м. По конструкции он будет аналогичен секции, внедренной на Jimmy Car­ter - третьем корабле типа Sea wolf. В между­бортном пространстве будут размещаться мо­дули (PIM) взаимозаменяемой полезной нагруз­ки, включая оружие. Эти модули могут вклю­чать в себя: системы наблюдения, разведки, об­наружения и определения координат целей; поддержки операций специальных сил SEAL; ударное оружие; системы подводной связи и сетевых датчиков; БЛА и НПА.

Новые АПЛ будут состоять из четырех от­секов-модулей: первого («основного») с ЦП, АСБУ, оружием, системами самообороны, жи­лыми и санитарно-бытовыми помещениями; второго («переходного») с полезной нагрузкой, позволяющего иметь доступ в нос и корму лод­ки; третьего («реакторного») с ППУ и ЭЭС с соответствующими системами автоматическо­го управления; четвертого («кормового») с ПТУ, движителем и рулевым устройством.

На модернизированных АПЛ типа будет изменена конструкция носовой оконечности. Основную сферическую антенну ГАК и проч­ный коридор, который используется для ее об­служивания, заменят подковообразной широ- коапертурнои антенной LAB (Large Aperture Bow array), а вместо 12 ВПУ установят два цилиндрических модуля для размещения 12 КР Tomahawk, подобных тем, что несут ПЛАРК типа Ohio. В этих модулях может быть размещено либо ударное оружие, либо различ­ные НПА и БПА. Эти модули имеют вдвое меньший объем по сравнению с 12 индивиду­альными ВПУ (30,4 против 65,1 м2). Такое ре­шение позволит не только расширить номен­клатуру вооружения, но и сэкономить на каж­дом корабле примерно 40 млн. долларов (а на стоимости постройки серии из 20 лодок - 800 млн. долларов). Кроме того, освободившиеся объемы можно будет использовать для разме­щения дополнительных модулей PIM.

Новая подковообразная антенна ГАК бу­дет полностью «мокрой», с менее сложными (чем у сферической антенны) компонентами, более простыми в монтаже и эксплуатации. В ней будут использованы гидрофоны с уве­личенными сроками службы, специально разработанными для AIIJI типа Seawolf. Пред­полагается, что таких кораблей будет 20, что позволит довести общую численность АЛЛ типа Virginia всех модификаций до 30 единиц.

По некоторым данным, начиная с 15-го в серии, корабли предполагается оснащать сис­темой полного электродвижения вместо тра­диционной ПТУ. Это может потребовать оче­редной переработки проекта АЛЛ типа Virginia с использованием более «полных» обводов кор­мовой оконечности. В более далекой перспек­тиве АПЛ типа Virginia планируют строить с новым удлиненным (примерно в четыре раза) ограждением прочной рубки. В нем предпола­гается разместить либо ангар для НПА и обо­рудования для специальных сил SEAL, либо БЛА. Существенной модернизации (какой именно, в открытой печати не сообщалось) дол­жна быть подвергнута ППУ, что позволит уве­личить ее мощность примерно на 50%.{jcomments on}