Индекс материала
АПЛ NR-1.
Страница 2
Все страницы

Еще в период начала работ над системой Polaris адмирал X. Риковер пришел к убежде­нию о необходимости создания реактора ма­лых мощности и габаритов для АПЛ. Однако какие-либо разработки в этом направлении в США не велись до тех пор, пока 10 апреля 1963 г. не затонула АЛЛ Thresher (SSN-593) и когда стало очевидным, что ВМС остро нуждаются в глубоководных исследователь­ских и спасательных ОПА. Тогда и было ре­шено создать АПЛ NR-1, причем Комиссия по атомной энергии (в настоящее время Мини­стерство энергетики) взялась за разработку атомного реактора, а ВМС - за разработку са­мой лодки. Характерно то, что обе группы про­ектантов должны были использовать уже имев­шиеся технологии и образцы оборудования.

Работы велись в обстановке строжайшей секретности. Покров тайны с АПЛ NR-1 был частично снят 18 апреля 1965 г., когда прези­дент Линдон Джонсон объявил о ее создании. В пресс-релизе Белого дома, в частности, со­общалось: «Разработка АЭУ для глубоковод­ной исследовательской ПЛ обеспечит более широкую свободу развития и позволит увели­чить кампанию активной зоны главных и вспомогательных АЭУ. Эти особенности вне­сут вклад в результаты исследований специа­листов и в разработке ресурсов океана». Ин­тересно то, что NR-1 никогда официально не получала наименования и литерно-цифрово- го индекса. Ее даже не вводили в строй. Как известно, в ВМС США используется сквозная нумерация кораблей, назначаемая через кон­гресс. Адмирал Риковер, отказавшись от но­мера в общем списке, стремился избежать над­зора, которому корабль обычно подвергается со стороны сразу нескольких бюрократичес­ких организаций.

Предполагалось, что NR-1 будет иметь ис­пытательную глубину погружения порядка 1000 м - большую, чем у любой боевой АЛЛ ВМС США. В то же самое время она была типичной для глубоководных ОПА. Однако их автономность составляла всего несколько ча­сов и находилась в прямой зависимости от ем­кости АБ - атомный реактор позволял пре­одолеть данный недостаток.

АПЛ NR-1 была разработана КБ отделе­ния Electric Boat Division и построена на его верфи в Гротоне. Ее спустили на воду 25 ян­варя 1969 г. и 27 октября того же года пере­дали ВМС США. Одной из главных проблем при проектировании корабля являлось экра­нирование реактора. На стандартных АПЛ ВМС США эта задача решалась за счет за­щиты реактора с обеих сторон свинцовыми экранами толщиной до 30 см. Но такой экран был слишком тяжелым для NR-1. Тогда было решено поставить свинцовый экран только спереди для защиты жилого отсека, оставив остальную часть лодки за кормовой стенкой реактора (длиной 3,9 м) заполненной водой и недоступной для обслуживания в море. Идея заключалась в том, чтобы эта стена воды по­глощала выделяющуюся радиацию и служила вместо свинцового экрана, так как 0,36 м3 воды имеют такой же молекулярный вес, как и 0,02 м3 свинца. В то же самое время, когда лодка находилась в подводном положении, то вода совсем не добавляла ей веса. Данное ре­шение предопределило то, что оба ГЭД на главных линиях вала были смонтированы вне прочного корпуса.

ПЛА типа NR-1 была разработана КБ отделения Electric Boat Div. В соответствии с требованиями ВМС США она предназначена для изучения морского дна, измерения тем­пературы и направления течений, получения различной информации для военного, ком­мерческого и научного использования, а также обнаружения, идентификации подводных объектов и их подъёма на поверхность. Решение этих задач достигалось благодаря высо­кой маневренности и способности висеть в воде без движения, позиционируясь с высокой точностью. Атомный реактор обеспечивал независимость от судов обеспечения и позволял двигаться в погруженном состоянии длительное время, ограниченное только средствами жизнеобеспечения экипажа.

По своей архитектуре она являлась однокорпусной лодкой с проницаемыми оконечнос­тями и развитой надстройкой. Прочный корпус был выполнен из стали HY-80. Он делился водонепроницаемыми переборками на два отсека. Носовой из них являлся центральным постом лодки. В нем помимо приборов управления кораблем, гидравлическими манипуля­торами, выдвижным рабочим модулем, осветительными плафонами и храпцами (корзина­ми) для захвата объектов на грунте также располагаюсь спальные места для экипажа, запасы провизии и санитарно-бытовые помещения. В носовой части центрального поста, в нижней его части находилось три обзорных иллюминаторов с рабочими постами операто­ров и выдвижными и неподвижными телевизионными камерами. В кормовом отсеке рас­полагался реактор. Ориентирование на поверхности осуществлялось при помощи телека­меры, зафиксированной на мачте, смонтированной на крыше рубки вместо выдвижного перископа. Корпус NR-1 был окрашен в черный цвет (традиционный для ПЛ ВМС США), а ограждение рубки и вертикальный стабилизатор - в ярко-красный цвет, что облегчало ее обнаружение.



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Материалы по теме "ВМФ".

Новое на сайте