Narwhal и Glenard P. Lipscomb.

В середине 60-х годов в КБ отделения Electric Boat Division по заказу Бюро корабле­строения приступили к проектированию экс­периментальной многоцелевой лодки, получив­шей название Narwhal (SSN-671), оснащенной водоводяным реактором S5G с естественной циркуляцией теплоносителя первого контура (без использования ЦНПК), которым предпо­лагали оснастить АЛЛ третьего поколения. В ос­нове проекта Narwhal лежала идея создания лодки, предназначенной в основном для борь­бы с советскими АПКР на противолодочных рубежах - своеобразное возвращение к rRillibeo (SSN-597), но без каких-либо ограничений по нормальному водоизмещению. Исходя из моде­ли использования этого корабля, ему не требо­валась высокая скорость в подводном положе­нии. Особое внимание обращалось на снижение шумности и в первую очередь ПТТУ.

Narwhal по общей компоновке, ПТУ и со­ставу вспомогательных механизмов должен был повторять Sturgeon, а все изменения пред­полагали снижение уровня первичного акус­тического поля и собственных помех работе гидроакустических средств. С этой целью от­казан ись от двухкориусной конструкции в рай­оне отсека вспомогательных механизмов и на большей части длины (за исключением пер­вого отсека) All Л выполнили однокорпусной, что позволяло увеличить жесткость корпуса корабля и снизить его вибрацию под воздей­ствием набегающего потока. Данное решение привело к отказу от средней группы ЦГБ, что потребовало увеличения длины кормовой око­нечности корабля. При этом количество цис­терн в кормовой группе сократилось до двух. Прочный корпус Narwhal делился лишь дву­мя водонепроницаемыми переборками, кото­рыми был выделен реакторный отсек. Подоб­ное решение упростило общую компоновку ПТУ и вспомогательных механизмов, свело к минимуму проблемы, связанные с ограниче­нием длины отсеков, и упрощало прокладку общекорабельных систем.

Narwhal закончили постройкой в июле 1969 г. Как показали его испытания, ППУ на основе реактора S5Ga полностью отвечала предъявляемым к ней требованиям. После от­работки ее использовали как основу в про­цессе создания установки для АПЛ типа Los Angeles. С первой половины 70-х годов Nar­whal служила в качестве обычного боевого ко­рабля. На лодке были проведены испытания ГБПА ТВ-16 и одного из «привязных» НГ1А, который вместе с барабаном для кабель-троса и лебедкой размещался в ангаре, смонтиро­ванном над кормовой проницаемой оконечно­стью. Во время капитального ремонта ГАК AN/ BQQ-2 заменили комплексом ANYBQQ-5. АЛЛ исключили из списков ВМС только лишь в июле 1999 г. - после 30-летней эксплуатации. По некоторым данным, в настоящее время ко­рабль в Ньюпоте (штат Кентукки) использу­ется в качестве музея.

АПЛ Narwhal была спроектирована КБ отделения Electric Boat Division в 1962-1964 гг. на базе Sturgeon. С одной стороны, она предназначалась для борьбы ПЛ на противолодоч­ных рубежах и на подходах к базам противника, а с другой - являлась экспериментальным кораблем. Предполагалось, что он станет прототипом для торпедных АПЛ третьего поко­ления (впоследствии Los Angeles). С точки зрения архитектуры корабль отличался от Sturgeon отсутствием двухкорпусной конструкции в средней части корпуса и отсека вспо­могательных механизмов (его объединили с турбинным отсеком). На большей части длины Narwhal имел однокорпусную конструкцию, что заставило отказаться от средней группы ЦГБ - ее перенесли в корму. В результате длина корабля по сравнению с прототипом увеличилась на 6,9 м.

Исходя из предназначения, АПЛ не должна была иметь высокой скорости хода, и глав­ным требованием, предъявляемым к ней, являлось максимально возможное снижение уровня шумности. Одним из основных направлений решения этой задачи стало использование ППУ с естественной циркуляцией теплоносителя первого контура. В этой схеме отсутству­ют сильно шумящие ЦНПК. Narwhal был оснащен ЯР S5Ga, который стал прототипом для реактора S6G, который стал основой ППУ на АПЛ типа Los Angeles. Во всем остальном Narwhal в основном повторял прототип.

АПЛ Glenard P. Lipscomb была спроектирована КБ отделения Electric Boat Division в 1965-1968 гг. как 38-я лодка типа Sturgeon, имеющая систему полного электродвижения, а также сниженный уровень первичного акустического поля. Особенностью этого корабля являлось то, что при его создании подход к проблеме шума рассматривался комплексно. Он включал в себя не только использование АЭУ с реактором, имеющим естественную цирку­ляцию теплоносителя первого контура, а также низко оборотного ПТА для привода много­полюсного генератора системы движения, но и обесшумливание отдельных элементов ГЭУ, широкое применение двойной амортизации основных и вспомогательных механизмов, зву­коизоляционных и звукопоглощающих покрытий. Glenard P. Lipscomb практически полно­стью повторял Sturgeon за исключением реакторного и кормового энергетического отсека. Ввиду малых надежности и КПД система электродвижения до настоящего времени на АПЛ ВМС США пока не повторялась.

Narwhal (SSN-671). Верфь отделения Electric Boat Div. (Гротон): 17.01.1966 г.; 9.09.1967 г.; 12.07.1969 г. Входила в состав АФ. 1.07.1999 г. была исключена из списков ВМС США. После выгрузки A3 реакторов прошла дезактивацию и в Бремертоне у пирса верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard поставлена на отстой.

Glenard P. Lipscomb (SSN-685). Верфь отделения Electric Boat Div. (Гротон): 5.06.1971 г.; 4.08.1973 г.; 21.12.1974 г. Входила в состав АФ. 11.06.1990 г. была исключена из списков ВМС США и 11.07.1990 г. продана на слом. После выгрузки A3 реакторов прошла дезактивацию и в Бремертоне у пирса верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard поставлена на отстой. С 6.01.1997 г. по 1.12.1998 г. в Бремертоне на верфи ВМС Puget Sound Naval Shipyard была разобрана на металл.

Совсем иначе сложилась судьба другой аме­риканской экспериментальной АПЛ - Glenard P. Lipscomb (SSN-685). Его проект также был разработан КБ отделения Electric Boat Division по заказу Главного управления ко­раблестроения. По замыслу, это должна была быть 38-я лодка типа Sturgeon, имеющая сис­тему полного электродвижения, а также сни­женный уровень первичного акустического поля. Особенностью этого корабля являлось то, что при его создании подход к проблеме шума рассматривался комплексно. Он включал в себя не только использование АЭУ с реакто­ром, имеющим естественную циркуляцию теп­лоносителя первого контура, а также низко­ оборотного ПТА для привода многополюсного генератора системы движения, но и обесшумливание отдельных элементов ГЭУ, широкое применение двойной амортизации основных и вспомогательных механизмов, звукоизоля­ционных и звукопоглощающих покрытий.

Все эти нововведения в перспективе пред­полагалось использовать при создании ПЛАРБ типа Ohio. Однако оказалось, что для дости­жения требуемого уровня шумности нормаль­ное водоизмещение Glenard P. Lipscomb при­шлось увеличить более чем в 1,5 раза по срав­нению со Sturgeon - до 5800 т (против 3640 т), и это при том же составе ракетно-торпедного и радио технического вооружения. Кроме того, по сравнению с ГТЗА система электродви­жения имела низкую надежность и невысо­кий КПД, обеспечивая при этом сравнитель­но невысокую скорость хода в подводном положении.

Как следствие в середине 70-х годов и был сделан вывод о том, что при существовавшем уровне развития техники сочетание в одной АПЛ большой скорости подводного хода и ма­лой шумности практически невозможно. Тем не менее в Ohio реализовали целый ряд ре­шений, использованных в Glenard P. Lipscomb.

Что же касается самой этой лодки, то сред­ства на ее постройку были выделены в рам­ках бюджета на 1968 финансовый год. Одна­ко заложили корабль только лишь в июне 1971 г., что объясняется проблемами, возник­шими в процессе разработки проекта, получившего необычное для АПЛ ВМС США обо­значение - TEDS (Turbine-Electric Drive Submarine). АПЛ ввели в строй 21 декабря 1974 г. Glenard Р Lipscomb прослужила недо­лго - в 1989 г. ее исключили из списков ВМС и в 1997 г. разобрали на металл.{jcomments on}