Индекс материала
Типа Los Angeles.
Страница 2
Страница 3
Все страницы

Если проанализировать ТТЭ американских АПЛ второго поколения, то станет очевидным], что скорость их хода в подводном положении колебалась от 23 (у Glenard P. Lipscomb) до 29 (у Skipjack) уз. Характерно то, что она пада­ла от серии к серии, и у самой многочислен­ной серии кораблей типа Sturgeon не превы­шала 25 уз. Такое положение вещей объясня­ется кругом задач, решение которых возлага­лось на эти корабли. В первую очередь они предназначались для борьбы с советскими АЛЛ на противолодочных рубежах, а также на выходе из баз, и поэтому приоритет отда­вайся не скорости, а скрытности и эффектив­ности гидроакустических средств.

Идея создания многоцелевой АПЛ, имею­щей более высокую скорость хода в подвод­ном положении, по сравнению с лодками ВМС США предшествующих типов, возникла еще в 1963 г. Впоследствии ее реализовали в про­екте Los Angeles. Благодаря скорости лодка могла бы оказывать непосредственную под­держку действиям группировок надводных кораблей (прежде всего АУГ). Согласно замыс­лу, АПЛ должна была осуществлять разведку по курсу следования соединения, скорость ко­торого определялась максимально возможным ходом атомного авианосца (более 30 уз.). Дей­ствуя в режиме «рывок-дрейф» (т.е. чередуя режимы хода на полном ходу и поисковой ско­рости), скоростная АПЛ вела бы поиск лодок противника, не допуская их сближения с ко­раблями охраняемого соединения для нанесе­ния торпедного или ракетного ударов. Кроме того, высокая скорость хода позволяла быст­ро разворачивать многоцелевые АПЛ в райо­нах возможных боевых действий и использо­вать их «по вызову» с максимально возмож­ной эффективностью.

В качестве прототипа были выбраны Sturgeon (в части, касающейся обводов кор­пуса и общей компоновки) и Narwhal (в час­ти, касающейся ППУ с естественной циркуляцией теплоносителя в первом контуре). Прав­да, в отличие Sturgeon, специалисты Управ­ления кораблестроения и вооружения ВМС США решили на Los Angeles отказаться от некоторых технических решений, связанных с обеспечением безопасности плавания в ле­довых условиях. К таким решениям можно отнести усиленную конструкцию ограждения прочной рубки и проницаемых оконечностей корпуса. Los Angeles стала первой полностью однокориусной АПЛ мира. На всем ее протя­жении отсутствует как легкий корпус, так и надстройка. Цистерны главного балласта окончательно разделили на носовую и кормо­вую группы и сгруппировали в оконечностях. Таким образом, подводное кораблестроение США завершило эволюционную линию пере­хода на полностью однокорпусный архитек­турно-конструктивный тип АПЛ. Как пред­ставляется, одной из главных причин такого перехода стало стремление к увеличению же­сткости корпуса корабля и снижению его виб­рации под воздействием набегающею потока. Прочный корпус Los Angeles является цилин­дром единого диаметра, с коническими секция­ми в оконечностях, заканчивающимися проч­ными торосферическими переборками.

Такое техническое решение обеспечило не только более высокую технологичность пост­ройки корабля, но и оказало благоприятное влияние на его общую компоновку. Его «по­бочным» результатом стало то, что лодка де­литься водонепроницаемыми переборками только лишь на три отсека. В носовом отсеке сосредоточены торпедное вооружение, ГКП, жилые и бытовые помещения экипажа, ряд вспомогательных механизмов, аварийный ди- зель-генератор и АБ. Во втором отсеке разме­щен реактор, а в третьем - ПТУ, основное оборудование ЭЭС и вспомогательные меха­низмы. Интересно также и то, что однокор- пусное исполнение корабля заставило сместить ТА в нос — они вварены в носовую коническую секцию прочного корпуса под углом к ди­аметральной плоскости. Такая схема, в свою очередь, заставила удлинить носовую прони­цаемую часть лодки и тем самым обеспечить наиболее благоприятные условия для работы ГАК. Для этой же цели основную антенну ком­плекса прикрыли специальными экранами, отделяющими ее от носовой группы ЦГВ, и изменили конструкцию носовой горизонталь­ной шахты, соединяющей с носовой перебор­кой прочного корпуса. В дальнейшем это уд­линение позволило разместить в носовой око­нечности 12 шахт для запуска КР Tomahawk, а затем - заваливающиеся носовые горизон­тальные рули.

Удлинение носовой оконечности потребо­вало адекватного увеличения длины кормо­вой оконечности и забортной части линии вала. На последней модификации этот объем использовали для размещения лебедки, бара­бана и других механизмов протяженной гид­роакустической буксируемой антенны ТВ-23 (ТВ-29 или ТВ-29А).

Переход к однокорпусной архитектуре так­же привел к тому, что ограждение прочной рубки, в отличие от американских АПЛ вто­рого поколения, было полностью изолировано от проницаемой носовой оконечности, и его вибрация, вызванная движением лодки, не передавалась на легкие конструкции корпу­са. Недостатками архитектуры и общей ком­поновки Los Angeles специалисты считают то, что они не обеспечивают надводную непотоп­ляемость, а также требуемую боевую и ава­рийную живучесть, так как в одном отсеке со­средоточены АБ, торпедное вооружение и ГКП со всеми системами управления кораблем.

Для обеспечения высокой скорости хода на Los Angeles использовали ППУ, построенную на базе нового реактора S6G, имеющего вдвое большую мощность реактора предыдущего проекта (S5W). Так как этот реактор имеет большие массогабаритные характеристики, пришлось увеличить диметр прочного корпу­са на 0,4 м по сравнению с АПЛ Stergeon. Реактор S6G создавался для перспективного эсминца проекта D2G и был использован ис­ключительно с целью сокращения финансо­вых затрат и времени проектировния. Одна­ко данное решение не позволило ооеспечить полноценную естественную циркуляцию теп­лоносителя в первом контуре, как это было реализовано на Narwhal.

Вооружение АПЛ типа Los Angeles состо­ит из четырех носовых 533-мм ТА при общем боезапасе 26 торпед Мк.48 различных моди­фикаций и ПЛУР ПЛРК SUBROC или мин Мк.60 и Мк.67. Торпедный комплекс оснащен автоматизированной системой продольного и поперечного перемещения боезапаса на стел­лажах, а также УБЗ ТА. На корабле исполь­зуется гидравлическая система пуска оружия из ТА, приводимая в действие поршневыми насосами постоянного объема. Она отличает­ся высокой надежностью, но имеет при этом сравнительно большие массу и габариты, из­дает большой шум в процессе работы и ха­рактеризуется продолжительностью цикла выстреливания. Немалой проблемой является монтаж такой системы на лодке. Информа­ция от ГАК поступает в ПУТС, СУРС и АСБУ (на кораблях третьей серии). В этих системах она соответствующим образом обрабатывает­ся и используется в процессе применения ору­жия. На первой серии АПЛ типа Los Angeles роль этих систем выполняли ПУТС Мк.113 Torpedo FCS mod. 10, а затем Мк.117, а на вто­рой их дополнили СУРС Mk.l mod.O (mod.2). Они решают следующие задачи: определение параметров движения до пяти целей; выра­ботка данных стрельбы по ним; подготовка ТА и торпед к стрельбе и наведение телеуп­равляемых торпед; применение ПЛУР комп­лекса SUBROC; постановка мин в заданном районе и в определенном порядке. Кроме того, они обеспечивают боевое использование раз­личных модификаций ПКР Harpoon и КР Tomahawk.


Корабли третьей серии АПЛ типа Los Angeles получили АСБУ AN/BSY-1, которая решает более широкий круг задач. В частно­сти: те же, что и ПУТС (правда, по 30-35 це­лям); сбор и обработка информации от кора­бельных РТС и внешних источников; освеще­ние тактической обстановки; управление тех­ническими средствами ПЛ; документирование информации и анализ проведенных атак; рас­чет и отображение гидроакустической обcтановки; диагностика и проверка боеготовнос­ти системы, а также тренировка корабельных расчетов.

Работы над АСБУ AN/BSY-1 начались в 1982 г. в рамках программы SubASC (Sub­marine Advanced Combat System). Специаль­но для этой системы были разработаны но­вые гидроакустические средства, процессоры обработки информации, универсальные инди­каторные устройства и системы связи. БИУС AN/BSY-1 построена на базе миниатюрных ЦВМ AN/UYK-43 и AN/UYK-44, а также мо­дульного процессора AN/UYS-2 с быстродей­ствием 100 млн. операций в секунду. Все эти вычислительные машины были созданы на основе технологии интегральных схем со сверхвысоким быстродействием. БИУС соеди­нена с источниками информации и системами управления стрельбой при помощи волокон- но-оптических линий. Она обеспечивает бое­вое использование всех модификаций торпе­ды Мк.48, ПЛУР комплекса SUBROC, КР To­mahawk, ПКР Harpoon и мин.

Всего в период с января 1972 г. по сен­тябрь 1996 г. были построены 62 корабля типа Los Angeles, которые в настоящее время со­ставляют основу подводных сил многоцелево­го назначения. Они делятся на три серии, раз­личающиеся между собой рядом конструктив­ных решений, составом радиотехнических средств и вооружения. Всего в ходе серийной постройки в первоначальный проект Los Angeles было внесено 25 крупных и около 4000 более мелких изменений. Все они неизбежно приводили к росту стоимости кораблей. Так, например, головная Los Angeles стоила 221, 25 млн. долларов, New York City (переданная ВМС в марте 1979 г.) - 325,6 млн. долларов, а Phoenix (переданная ВМС в декабре 1981 г.) - 495,8 млн. долларов. Столь стремительный рост стоимости АПЛ типа Los Angeles даже стал предметом рассмотрения специально со­зданной комиссии Конгресса США, но так ос­тановлен и не был.

В Гротоне корабли этого типа строились по той же технологии, что ракетоносцы систе­мы Trident. Единственное, надо добавить, что после выхода на полную мощность комплекс в Куонсет-Пойнте стал выпускать цилиндри­ческие секции для корпусов не только для ко­раблей системы Trident, но также и для АПЛ типа Los Angeles. Причем как для тех, что строились в Гротоне, так и для тех, что были заказаны верфи компании Newport News Shipbuilding and Dry Dock Co. в Ньюпорт-Нью- ce, которая раньше их получала от канадской ф ирмы Vickers.

Интересно то, что испытания спускового сооружения кораблей системы Trident, по­строенного на верфи отделения Electric Boat Div., проводились с участием Jacksonville (седьмой в серии типа Los Angeles). Так как ее водоизмещение в порожнем состоянии было около 4000 т (что приблизительно в три раза меньше, чем у корабля типа Ohio), для пере­возки использовалось 38 четырехколесных са­моходных тележек (вместо 93, предусмотрен­ных для Ohio)у на которые было наложено 17 опорных конструкций, непосредственно не­сших на себе лодку. Процесс спуска на воду занял около недели и завершился официаль­ной церемонией 18 ноября 1978 г.

Как уже говорилось (см. система Trident), предприятие в Гротоне оказалось не готовым к параллельной реализации двух кораблестро­ительных программ по АПЛ нового поколе­ния: 6900-тонных многоцелевых типа Los Angeles и 18 700-тонных ракетных типа Ohio. В частности, по вине заказчика (ВМС) была недостаточно проработана технологическая документация. Рабочие чертежи пришлось постоянно корректировать, что вызывало мно­гочисленные переделки уже выполненных ра­бот и в конечном итоге привело к срыву пла­новых сроков передачи ВМС кораблей обоих типов. Достаточно сказать что, по подсчетам специалистов верфи отделения Electric Boat Div. компании General Dynamics, со времени подписания первого контракта на постройку семи АПЛ типа Los Angeles1 в 1971 г. и до 1978 г. ВМС внесли в рабочие чертежи и про­ектную спецификацию более 35 ООО измене­ний. В итоге трудоемкость постройки голов­ного корабля в серии, строившегося в Грото- не (Philadelphia), увеличилась с 3,8 млн. чел./ч. по плану до 7,1 млн. чел./ч. Это не только уве­личило стоимость постройки лодки, но и задер­жало ввод ее в строй на два года (в июне 1977 г. вместо июня 1975 г.). На серийных лодках это явление приобрело характер тенденции.

Дело дошло до того, что сроки реализации контрактов с компанией General Dynamics дважды (в декабре 1980 г. и в апреле 1981 г.) пересматривались в сторону их удлинения. Так, например, Bremerton (шестая в серии) была передана ВМС с опозданием на четыре года (в ноябре 1981 г. вместо ноября 1977 г.). В общем-то все корабли, строившиеся в Гро­тоне, вступали в строй со значительным опоз­данием от планового графика, предусматри­вавшегося заключенными контрактами.

Первая серия (Flight I) насчитывала 31 ко­рабль - с Los Angeles (SSN-688) по Honolulu (SSN-718). Хотя они и соответствовали пер­воначальному проекту, но тем не менее дели­лись на три подсерии, отличавшиеся друг от друга в основном модификацией ГАК AN/ BQQ-5, составом вооружения и системами уп­равления огнем. В принципе по первоначальному проекту построили только 12 лодок (с SSN-688 по SSN-699). Головная АПЛ вто­рой подсерии - Dallas (SSN-700) - отличается от своих предшественниц не только наличием ПКРК Harpoon, но и новой схемой построе­ния системы вооружения, в которой впервые удалось объединить разрозненные средства в систему взаимоувязанных элементов, пред­назначенных для решения боевых задач ко­рабля1. Такая структура вооружения сохраня­лась до Salt Lake City {SSN-716), которая по­лучила ГАК AN/BQQ-5C (вместо комплекса AN/BQQ-5B) и СУРС Mk.l mod.O (вместо под­системы ПУТС Mk.117 mod.O, обеспечиваю­щей стрельбу КР Tomahawk). Кроме того, были модернизированы инерциальные систе­мы НК (в них использовали электростатичес­кие гироскопы ). Во всем остальном Salt Lake City повторяет Dallas.


Вторая серия (Flight II) насчитывает во­семь кораблей - с Providence (SSN-719) по He­lena (SSN-725), а также Newport News (SSN- 750). Ее корабли получили ГАК AN/BQQ-5D (вместо комплекса AN/BQQ-5C). Однако появ­ление этой серии прежде всего было обуслов­лено стремлением командования ВМС США повысить боевые возможности АПЛ типа Los Angeles, за счет дополнения их основного во­оружения ракетами Tomahawk, предназначен­ными для поражения надводных целей или береговых объектов. Первоначально ими пла­нировали также вооружить все уже введен­ные в строй лодки типа Los Angeles. Однако ракеты Tomahawk сначала получили только три из них - Boston (SSN-703), Baltimore (SSN-704) и Atlanta (.SSN-712). Так как они принимались в счет торпедного боезапаса и выстраттивались из «штатных» 533-мм ТА, впос­ледствии этим комплексом было решено воо­ружить только те лодки, что вступили в строй после Atlanta.

Стремясь избежать недостатков размеще­ния ракет Tomahawk в счет торпедного боеза­паса, специалисты фирмы Newport News Ship­building (чье КБ проектировало Los Angeles) предложили смонтировать ВПУ вне прочного корпуса в носовой группе ЦГБ. Такая схема не требовала значительных конструктивных изменений в корпусных конструкциях кораб­ля и не ухудшала его ходовых качеств. ВПУ представляет собой 12 контейнеров VLS, вы­полненных в виде стальных цилиндров длиной 7,6 и диаметром 0,61 м, торцы которых загер­метизированы специальными заглушками. Центровка и крепление ракеты осуществляют­ся с помощью специального опорного устрой­ства в нижней части контейнера и боковых фиксирующих вкладышей. Под опорным уст­ройством находится система выстреливания, основой которой является твердотопливный газогенератор. Он запускается при помощи специального пиропатрона. Контейнер VLS может быть быстро восстановлен для повтор­ного использования после отстрела ракеты.

СУРС, являющаяся подсистемой ПУТС Мк.117, а впоследствии - специальной систе­мой Mk.l mod.O (mod.2), сопряженной с АСБУ AN/BSY-1 - в процессе предстартовой подго­товки выдает в БСУ ракеты все необходимые данные, управляет механизмами, открываю­щими люки с водонепроницаемыми крышка­ми над контейнерами ВПУ, а также дает ко­манду на срабатывание системы выстрелива­ния. Избыточное давление, создаваемое газо­генератором, выталкивает ракету из контей­нера, разрушающую мембранную заглушку в верхнем его торце, способную выдерживать значительное внешнее давление.

Третья серия (Flight III) насчитывает 23 корабля - начиная с San Juan (SSN-751). За­казывая ее, командование ВМС США стре­милось получить АПЛ, в наибольшей степени приспособленные к действиям в Арктических районах (вопреки первоначальному замыслу проекта Los Angeles), с совершенными гидро­акустическими средствами и АСБУ.

Для решения первой задачи носовые го­ризонтальные рули перенесли с ограждения рубки в носовую оконечность корпуса и вы­полнили заваливающимися в проницаемые объемы, усилили конструкцию ограждения, носовой оконечности и кормового оперения. Корпус и ограждение облицевали противогид- ролокационным покрытием. Причем его сна- чана наносили отдельными пластинами, а за­тем перешли к наформовке резиноподобной массой - к так называемому бесшовному по­крытию, которое затем было воспроизведено на АПЛ ВМС США четвертого поколения. Для решения второй задачи корабли получи­ли ГАК AN/BQQ-5E (вместо комплекса AN. BQQ-5D) с улучшением конструкции обтека­теля основной антенны, а в дополнение к ГПБА ТВ-16 - вторую антенну ТВ-23 (впос­ледствии ТВ-29 или ТВ-29А). В дополнение к типовому крестообразному оперению на этих лодках появились два так называемых плав­ника, расположенных под горизонтальными стабилизаторами и предназначенных для вы­пуска антенн ТВ-16 (с левого борта) и ТВ-23 (с правого борта). При этом отказались от планшайб на концах кормовых горизонталь­ных стабилизаторов. Корабли получили АСБУ AN/BSY-1 и более совершенные средства ГПД. Вместо традиционного ВФШ АПЛ получила малошумный гребной винт с профилирован­ной кольцом насадкой. Также для снижения уровня шумов усовершенствовали конструк­цию ЦНПК и ГТЗА.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Материалы по теме "ВМФ".

Новое на сайте