Индекс материала
Модификации АПЛ типа Los Angeles.
Страница 2
Все страницы

Помимо трех серий часть АПЛ типа Los Angeles прошла различного рода модифика­ции, направленные на совершенствование имеющихся систем вооружения, отработки но­вых (в том числе перспективных) конструк­тивных решении и проверки их эффективно­сти в процессе проведения испытаний в усло­виях повседневной эксплуатации корабля. Не­которые из лодок модернизированы в носите­ли различного рода подводных аппаратов и док-камер.

Среди этих кораблей прежде всего следу­ет выделить Memphis (SSN-691). В 1988 г. она была переведена в разряд опытных ко­раблей. Ее предполагалось использовать, со­хранив основные боевые возможности, для проверки ряда технических решений, пред­назначенных для реализации на АПЛ типа Seawolf, НИОКР различных лабораторий и подрядных организаций, проводимых с це­лью создания АПЛ пятого поколения. В част­ности, Memphis планировалось привлекать в качестве испытательной платформы при выполнении работ по созданию БИУС с эле­ментами искусственного интеллекта для пер­спективных кораблей. Результаты этих раз­работок частично внедрили в системе AN/ BSY-2, которая предназначалась для АПЛ типа Seawolf.

Кроме того, на борту Memphis отрабаты­вались: опытный образец оптоэлектронного перископа тип NPP; 762-мм ТА; необитаемые подводные аппараты типа UUVs\ перспектив­ные гидроакустические средства; устройства для снижения сопротивления трения; новый движитель типа Pump Jet; противорадиолока- ционные и шумопоглощающие покрытия, а также огнестойкая изоляция корпуса и мало­шумные вентиляторы с магнитными подшип­никами. Только в течение 1990 г. на корабле было испытано около 20 различных видов обо­рудования. В процессе проведения этих работ за ограждением прочной рубки установили карапасную надстройку (двоякой кривизны) с палубой из стеклопластика и предназначен­ного для обеспечения возможности размеще­ния и использования дистанционно управляе­мых НПА, буксирной лебедки, лебедки выбор­ки и постановки экспериментальных ГПБА. На конце кормового стабилизатора установи­ли плоскости высотой 4,27 и шириной 1,37 м для размещения гидроакустических антенн, а также направляющих (диаметром 54 мм) для выпуска ГПБА, расположенных полевому бор­ту корабля. Стальной гребной вал заменили валом, выполненным из композитного ма­териала.

В 1991 г. на Memphis установили перис­коп тип NPP. Благодаря оснащению лодки оптоэлектронным, не проникающим в проч­ный корпус перископом, не имеющим механи­ческой связи с ЦП, снимаются некоторые ог­раничения по конструкции прочного корпуса в целом. Среди них можно выделить такие, например, как расположение все того же ЦП под ограждением выдвижных устройств. Сня­тие этого ограничения обеспечивает возмож­ность увеличения его полезной площади и луч­шего размещения оборудования и техничес­ких средств. Наличие крупноразмерного мо­нитора в верхней части пульта оператора пе­рископа позволяет видеть изображение прак­тически всем находящимся в ЦП (при обыч­ном оптическом перископе его мог видеть толь­ко командир или вахтенный офицер).

В 1993-1994 гг. в процессе проведения те­кущего (или заводского) ремонта на Memphis установили вместо двух «штатных» 533-мм правого борта один 660,4-мм ТА1. Этот аппа­рат предназначен для отработки стрельбы методом «самовыхода» торпед Мк. 48 ADCAP, а также перспективных самоходных необитае­мых подводных аппаратов (НПА) типа UUVs (Unmanned Underwater Vehicle) и средств ПВО. На прочном корпусе, сразу за огражде­нием рубки, смонтировали фундаменты для крепления различных устройств, включая бук­сируемые средства обнаружения и самоходные необитаемые аппараты (НПА) типа UUVs. Ха­рактерно то, что эти аппараты разрабатыва­лись в нескольких вариантах, отличавшихся друг от друга не только функциональным на­значением, но и размерами. Малые НПА пред­назначены для использования в качестве средств ПВО против самолетов и вертолетов, а большие - в качестве многофункциональных средств надводных кораблей и подвод­ных лодок (отсюда индекс s - submarine). Для темы данной монографии, понятно, особый интерес представляют НПА типа UUVs, носи­телями которых являются ПЛ. Эти аппараты предназначены для: ведения наблюдения и разведки в интересах выпустивших их АПЛ; обзора грунта и маршрута движения корабля в минном поле (заграждении); действий в ка­честве ложной цели в дуэльном поединке с ПЛ противника; обеспечения минных поста­новок и разминирования акваторий, недоступ­ных ддя других сил флота; постановки стацио­нарных гидроакустических средств, подобных SOSUS, в том числе и в водах, контролируе­мых противником.

Ha Chicago {SSN-721) в 1996 г. отрабаты­валась технология использования беспилотных летательных аппаратов (ЕЛА) с АПЛ. Нахо­дясь на перископной глубине, она осуществ­ляла управление полетом ЕЛА типа Predator, получая с его помощью и передавая необхо­димую информацию подразделениям сил SEAL, находившимся на суше. Работы над ло­дочными ЕЛА начались в США с середины 80-х годов. Фирма Lockheed Martin разраба­тывала ЕЛА для использования с носителей КР Tomahawk (SSGN) - типа UCAV (Unin­habited Combat Air Vehicle) и с АПЛ типа Virginia - типа UAV (Unmanned Air Vehicle). Предполагалось, что каждая из лодок сможет нести по два таких БЛА. Они должны были отличаться высокой автономностью и выпол­нять длительный полет без постоянной связи с носителем, неся при этом различные виды боевой нагрузки, предназначенные как для атаки береговых объектов, так и для выпол­нения различных операций на море, вплоть до поражения лодки противника при помощи торпеды - своеобразный аналог ПЛУР.

В 1998-2002 гг. Los Angeles (SSN-688), Philadelphia (SSN-690), Dallas (SSN-700), La Jolla (SSN-701), Buffalo (SSN-715), Charlotte (SSN-766) и Greeneville (SSN-772) модерни­зировали в носители спасательных аппаратов типа DSRViDeep Submergence Rescue Vehicle) и ОПА типа ASDS (Advanced SEAL Delivery System). С этой целью над кормовым аварий­но-спасательным люком (ведущим в энерге­тический отсек) смонтировали специальные пилоны, на которых «сидят» и транспортиру­ются аппараты. Известно, что эти корабли также классифицируются как лодки-носите- ли (Mother Submarine). Они главным обра­зом предназначены для быстрой доставки не­посредственно к аварийной лодке спасатель­ного ОПА типа DSRV. Наглядным примером использования этих АЛЛ могут служить меж­дународные учения Pacific Reach 2002, прово­дившиеся с 22 апреля по 2 мая 2002 г. на под­ходах к Сасэбо (Япония ).


 

В них принимали участие ВМС Австралии, Сингапура, США, Южной Кореи и Японии. От ВМС США к учениям были привлечены АПЛ La Jolla, являвшаяся носителем ОПА DSRV-1 (Mystic), и спасательное судно пере­дового развертывания Safeguard (ARS-50), вы­ступавшее в качестве командного пункта.

Роль аварийного корабля выполняла одна из корейских ДЭПЛ, которая лежала на грунте на глубине 50 м. La Jolla подошла к ней и выпустила О ПА. С борта Safeguard был спу­щен водолаз в жестком скафандре, который выполнил первоначальное обследование «ава­рийного» корабля, развернул систему аварий­ного жизнеобеспечения и подготовил входной люк лодки к сочленению со спасательным ОГ1А. DSRV-1 несколько раз выполнял сты­ковку и фактически доставлял подводников на Safeguard или на японское спасательное судно Тикайя (ASR-403). В процессе учений несколько ПЛ ВМС различных стран имити­ровали тяжелую аварию, ложась на грунт на различных глубинах.

Аппараты типа ASDS\ как и DDS, пред­назначены для доставки боевых пловцов сил специального назначения SEAL (Sea-Air- Land) в полной экипировке и с оружием. В сен­тябре 1994 г. фирма Northrop Grumman по­лучила заказ на изготовление прототипа ОПА типа ASDS. Тогда предполагалось построить шесть таких аппаратов. Морские испытания головного ОПА ASDS-1 были завершены в 2000 г., а испытания в составе ВМС - в 2002 г. Последние включали выпуск и прием его на борт Greeneville (SSN-772). В августе 2003 г. этот аппарат развернули на борту Charlotte (SSN-766). Как показали испытания и эксп­луатация, его элементы не соответствовали требованиям ВМС и главным образом в части, касающейся систем связи. Кроме того, стои­мость программы в ходе реализации резко воз­росла. Все это заставило в 2006 г. ее приоста­новить. Как следствие в 2008 г. в состав ВМС вошел второй и последний аппарат — ASDS-2. О планах дальнейшей постройки этих ОПА в открытой печати пока не сообщалось.

В 1997-2004 гг. Los Angeles, Philadelphia, Dallas, La Jolla, Buffalo, Charlotte (SSN-766) и Greeneville (SSN-772) модернизировали в носитель доковой камеры типа DDS. Для этой цели над носовым аварийно-спасательным люком (ведущим в носовой отсею смонтиро­вали специальную платформу, обеспечиваю­щую транспортировку камеры и доступ в нее личного состава.

В 2002 г. на Greeneville (SSN-772) устано­вили прототип системы управления и связи командного центра C4ISR, предназначенного для ПЛАРК типа Ohio. Она включает в себя две многофункциональные антенны спутни­ковой связи ОЕ-538, две антенны сверхскоро­стной передачи данных Sub-HDR и два буя связи системы RTOF. Эффективность этой си­стемы проверялась в процессе проведения уче­ний Giant Shadow (в январе 2003 г.) и Silent Hammer (в октябре 2004 г.). Ее испытания, а также отработка продолжаются и в настоя­щее время.

Интересно то, что Greeneville можно счи­тать одним из самых несчастливых среди ко­раблей типа Los Angeles. За 14 лет своей служ­бы он пережил три серьезные аварии: 9 фев­раля 2001 г. на подходах к Гавайским о-вам, в надводном положении, столкнулся и пото­пил японское рыболовное судно Эхиме Маару (499 т); в декабре того же года в непосред­ственной близости от острова Сайпан (Мари­анские острова) коснулся грунта носовой око­нечностью и повредил обтекатель основной антенны ГАК; 27 января 2002 г. столкнулся с десантным кораблем ВМС США Ogden (LPD-5, типа Austin).

В сентябре 2005 г. на борту Scranton (SSN-756) проходили испытания НПА минной разведки AN/BLQ-11 типа LMRS1. Они выпол­нялись в два этапа: в сентябре 2005 г. прове­рялась работоспособность его ВСУ и сама воз­можность поиска миноподобных объектов; а в январе 2007 г. - систе*ма выпуска и возвра­щения на борт носителя. На первом этапе было зафиксировано избыточное шумоизлу- чение аппарата AN/BLQ-11. Второй этап хотя и продемонстрировал способность АПЛ выпус­кать его из «штатного» 533-мм ТА, а затем возвращать обратно при помощи системы под­водной связи и системы манипуляторов, его все же сочли неудачным (во всяком случае официально) из-за отказа ряда механизмов. Тем не менее в 2005-2007 гг. в носители ап­парата AN/BLQ-11 модернизировали три АПЛ типа Los Angeles: Minneapolis-Saint Paul (SSN-708); Oklahoma City (SSN-723) и Mon tpelier (SSN-765).

Augusta (SSN-710) и Cheyenne (SSN-773) использовали в качестве опытных кораблей для испытаний гидроакустических средств, предназначенных для АПЛ четвертого поко­ления. На них установили по четыре широко- апертурные антенны AN/BQG-5A, а на Augusta, кроме того, основную антенну ГАК AN/BQQ-10. Вероятно, это должно было привести к изменению внешнего вида ко­рабля, так как диаметр капсулы комплекса AN/BQQ-5 составляет «всего» 4,5 м, а комплек­са AN/BQQ-10 - 7,32 м.

Так как АПЛ типа Los Angeles составляют основу многоцелевых подводных сил ВМС США, естественно, они привлекались к учас­тию в боевых действиях в различных локаль­ных конфликтах. Среди них можно выделить операцию стран НАТО против Югославии и обе войны с Ираком. В первой участвовали Albuquerque (SSN-706), Norfolk (SSN-714) и Miami {SSN-755), развернутые в Средизем­ном море, а в двух других - в общей сложнос­ти 12 АПЛ типа Los Angeles.

В 1991 г. во время войны в Персидском заливе (операция Desert Storm) Louisville (SSN-724) выпустила по объектам на терри­тории Ирака восемь, a Pittsburg (SSN-720) - четыре стратегических КР Tomahawk (моди­фикации BGM-109C). В 2003 г. во время вой­ны в Ираке (операция Iraqi Freedom) Мопtpelier (SSN-765) сопровождала ЮТ ВМС Великобритании в составе АВ Ark Royal, вертолетоносца Ocean, трех эсминцев и не­скольких вспомогательных судов, Honolulu (SSN-718) - КУГ ВМС США во главе с АВ Abraham Lincoln (CVN-72.), a Bremerton (SSN-698) - КУГ ВМС США во главе с АВ Kit­ty Hawk (CV-63). Кроме этих в операции Iraqi Freedom участвовали следующие АПЛ типа Los Angeles, развернутые в Персидском заливе:

Augusta (SSN-710); Providence (SSN-719); Newport News (SSN-750V, San Juan (SSN-751); Boise (SSN764); Toledo (SSN-769) и Cheyenne (SSiV-773).

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Материалы по теме "ВМФ".

Новое на сайте