Индекс материала
Система вооружения Dallas (SSN-700).
Страница 2
Страница 3
Все страницы

 

Подсистема управление огнем (ПСУО) служит для уточнения элементов движения цели, подготовки ТА и боезапаса к стрельбе, в том числе и ввода в него данных, а также выстреливания. Кроме того, она обеспечи­вает боевое использование средств противодействия и наведение телеуправляемых торпед. ПСУО включает в себя три дисплейных пульта управления оружием, преобразователь данных, два индикатора пеленга и дистан­ции, графопостроитель, пульт управления атакой и пульт стрельбы. ПСУО взаимодействует со всеми подсисте мами корабля, обеспечивающими обнаружение и сопровождение подводных и надводных целей, их классифи­кацию и индификацию, определение координат и элементов движения, выдачу данных своего носителя.

На АПЛ Dallas впервые, пожалуй, в мировой практике почти все радиотехнические средства и системы вооружения объединены в единую систему, состоящую из четырех взаимоувязанных автономных подсистем. Такая архитектура позволила организовать централизованную обработку информации, рационально распре­делить средства, обеспечить необходимой информацией командование корабля и заинтересованные служ бы, а также продублировать наиболее важные приборы и устройства. В период создания данная структура вооружения вполне удовлетворяла командование ВМС США. Однако к началу 80-х годов стало очевидным, что она обладает рядом недостатков, которые стали сказываться по мере развития советских противолодоч­ных сил и АПЛ.

Среди этих недостатков можно выделить следующие. Во-первых, недостаточное количество боезапаса в залпе, выстреливаемого из четырех 533-мм ТА при значительном разнообразии образцов оружия. Достаточ­но сказать, что на кораблях первых подсерий АПЛ типа Los Angeles через 533-мм ТА выстреливались торпе­ды Мк.48 различных модификаций, ПЛУР комплекса SUBROC. ПКР Harpoon, мины Captor, самоходные имита­торы лодки Мк.ЗО и Мк.70. Впоследствии к ним добавились КР Tomahawk. Частично эту проблему решили на второй серии АПЛ типа Los Angeles (начиная с Providence) путем размещения 12 ВПУ для КР Tomahawk в носовой оконечности вне прочного корпуса. Благодаря этому удалось не только увеличить принимаемый на борт боезапас, но и несколько разгрузить ТА, а также торпедный отсек. Правда, это заставило модернизиро­вать СУРС.

Во-вторых, внедрение в состав вооружения КР Tomahawk с их дальностью полета порядка 550 км (в проти­вокорабельном варианте) заставило решать проблему целеуказания. Собственные средства АПЛ на такой дис­танции не могут обеспечить обнаружение противника и выдачи целеуказания оружию. Эта задача была решена путем создания и совершенствования специальной береговой системы загоризонтного целеуказания OS (Outlaw Shark), включения в состав системы оперативного управления ПЛ в море SUBOPAUTH (Submarine Operation Authority) аппаратуры берегового терминала слежения за целями STT (Shore Targeting Terminal), а также уста­новки на корабль специальной аппаратуры AN/USQ-81, предназначенной для приема (через комплекс радио­связи), обработки, хранения, отображения и выдачи в СУРС загоризонтного целеуказания.

В-третьих, недостаточная точность определения дистанции до цели существующими геометрическими и физическими методами при работе ГАК AN/BQQ-5 в пассивном режиме. Геометрические методы определения дистанции, реализованные в ПУТС Мк. 117, основаны на выработке такой начальной дистанции, при которой наилучшим образом расчетный путь цели совмещается с фактическим. При большой дальности до цели этот метод дает большие ошибки и занимает много времени. Физические методы определения дистанции до цели, основанные на использовании шумопеленгаторного тракта ГАК AN/BQQ-5, также не дают удовлетворитель­ного результата. Как следствие, практически сразу после принятия на вооружение комплекса AN/BQQ-5 нача­лись работы по его модернизации. Так, например, в модификации AN/BQQ-5A в числе других усовершенство­ваний была внедрена система пассивного определения дальности до цели DIFAR (Direction Finding and Ranging) с использованием основной сферической антенны и ГПБА, а в модификации AN/BQQ-5C - расширенный DIFAR с использованием ряда новых технических решений.

Наконец, в-четвертых, недостаточно высокие характеристики образцов оружия. Достаточно сказать, что ПЛУР комплекса SUBROC с ее боевой частью может использоваться только в условиях ядерной войны. В качестве альтернативы в 1981 г. фирма Boeing начала разрабатывать новую ПЛУР по программе ASW-SOW (AntiSubmarine Warfare-Stand-off Weapon), имеющую в качестве боевой части малогабаритную торпеду ALWT. После распада Советского Союза, вероятно, работы по этой программе были свернуты или приостановлены.

Как показал опыт, совершенствование систем управления огнем и образцов вооружения по отдельным программам, не увязанным между собой принципиально по срокам и ожидаемым результатам, хотя и прино­сит результат, в конечном итоге приводит к неоправданному росту стоимости работ при не столь значитель­ном эффекте. Так, например, внедрение в состав вооружения ПКР Tomahawk, заставило разрабатывать систе­му загоризонтного целеуказания, а затем размещать эти ракеты в ВПУ вне прочного корпуса. Таким образом, возникала цепочка практически непрерывных работ.

В 1976-1977 гг. ВМС США приступили к разработке принципиально новых путей совершенствования системы вооружения многоцелевых АПЛ. В сентябре 1981 г. эти работы завершились созданием программы SUBACS. В соответствии с ее требованиями предполагался переход от централизованной к расширенной архитектуре систем управления кораблем и системами вооружения с использованием волоконно-оптической шины для передачи данных. В общих чертах преимущества такой системы сводятся к следующему: возмож­ность изменения конфигурации (в зависимости от решаемых кораблем задач) без существенной ее передел­ки и доработки; существенное снижение затрат в процессе постройки и модернизации АПЛ. Предпосылками для внедрения такого подхода являлись разработка элементной базы нового поколения (сверхбольших ин­тегральных схем) со сверхвысоким быстродействием, создание быстродействующих микропроцессоров и внедрение многоканальных систем обмена информацией, стандартных электронных модулей и принципи­ально нового программного обеспечения.

Программа SUBACS была разделена на два этапа: первый - разработка АСБУ AN/BSY-1 с поставкой, начиная с ноября 1987 г.. 21 комплекта для АПЛ типа Los Angeles (начиная с San Juan) третьей серии; второй - разработка АСБУ AN/BSY-2 с поставкой девяти комплектов для АПЛ типа Seawolf.



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Материалы по теме "ВМФ".

Новое на сайте