Индекс материала
Система Polaris А 1.
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Все страницы

 

Нельзя не отметить, что к середине 1956 г. у командования ВМС США четко сформиро­валось представление о термине «система ору­жия» как о комплексе технических средств, объединенных общим замыслом и предназначенных для решения общих задач. В частно­сти, система морского ядерного оружия долж­на была включать в себя баллистические ра­кеты, их носители, плавучие и наземные сред­ства обеспечения боевой деятельности носи­телей и подготовки ракет. Такой подход, в об­щем и целом, предопределил организацию ра­бот по системе Polaris.

Примерно к осени 1957 г. каждый из раз­работчиков определился с техническими за­даниями, со сроками и объемом работ. На ос­новании представленных докладов была раз­работана программа развития МСЯС США, которую 26 ноября 1957 г. утвердил адмирал Арли Берк. В соответствии с ней уже в октяб­ре 1960 г. предполагалось принять на воору­жение первую ракету МСЯС, получившую обозначение Polaris А (с марта 1959 г. - Pola­ris А1, а с июня 1963 г. - UGM-27A). С июня

1963   г. все ПЛАРБ должны были вооружать ракетами системы Polaris В (с марта 1959 г. - Polaris А2, а с июня 1963 г. - UGM-27B) с дальностью полета порядка 3000 км, а с июля

г. - ракетами Polaris С (Polaris A3, а с июня 1963 г. - UGM-27C) с дальностью поле­та порядка 5000 км. 9 декабря 1959 г. эта программа была утверждена министром обо­роны США.

Если проанализировать программу разви­тия МСЯС США, то нельзя не поразиться сро­ками ее реализации и, что самое главное, - полученными при этом результатами. Дей­ствительно, Советский Союз приступил к со­зданию МСЯС в январе 1954 г., а получил нечто подобное системе Polaris лишь в декаб­ре 1974 г. (к моменту вступления в строй пос­леднего корабля пр. 667А), тогда как амери­канцы смогли ее полностью развернуть к ап­релю 1967 г. Иначе говоря, нашему вероят­ному противнику потребовалось для решения задачи вдвое меньше времени (10 вместо 20 лет). Особого внимания заслуживает ракета, хотя бы по той причине, что конструктивные решения, реализованные в ней, так или ина­че, повторялись на всех машинах сначала МСЯС США, а затем - Великобритании и Франции.

К апрелю 1957 г. фирме Lockheed уже уда­лось определить общую компоновку ракеты системы Polaris А1, конструкцию ее отдель­ных узлов, выяснить основные проблемные вопросы и разработать для субподрядчиков соответствующие технические задания. Достаточно сказать, что фирме General Electric предстояло разработать инерциальную систе­му управления, которая должна была иметь гораздо меньшие массогабаритные характе­ристики, чем у ракет Thor и Jupiter, а компа­нии Air get General - новый вид твердого ра­кетного топлива с чрезвычайно высоким удельным импульсом.

Polaris А1 являлась двухступенчатой ра­кетой с цельносварным корпусом, изготовлен­ным из нержавеющей стали и бериллиевых сплавов. Первая ступень представляла собой цилиндр диаметром 1,37 и длиной 7 м, не имею­щий стабилизаторов. В ней находились два вставленных друг в друга заряда твердого топ­лива: один - быстро сгоравший (для прида­ния высокой начальной тяги) и второй - мед­ленно горевший (для обеспечения длительной тяги на активном участке траектории). Вто­рая ступень имела меньший диаметр и встав­лялась в первую, что позволило выполнить ракету сравнительно небольшой по длине - 8,69 м, при стартовом весе 16,9 т.1

В качестве топлива использовалась поли- уретаново-перхлоратная смесь с алюминиевы­ми добавками, использовавшимися для стаби­лизации горения и увеличения удельного им­пульса за счет повышения температуры горе­ния. Первая ступень была оснащена четырь­мя подвижными соплами с поворотными коль­цевыми дефлекторами («джетеваторами»), ко­торые обеспечивали управление полетом на активном участке траектории полета. Вторая ступень двигателя также оснащалась такими же четырьмя поворотными соплами. Она включалась автоматически сразу после выго­рания топлива первой ступени и ее отделе­ния. Об эффективности системы управления можно судить, например, по тому, что она обес­печивала вывод ракеты на заданную траек­торию полета в момент включения двигателя первой ступени, при отклонении ее оси от вер­тикального положения на 40°. Помимо двига­теля во второй ступени размещались прибо­ры БСУ и моноблочная головная часть мощ­ностью 0,8 Мт, увенчанная аэродинамическим конусом специальной формы.

Работа двигателей обеих ступеней и фор­ма корпуса отрабатывались в полете на маештабных макетах ракеты, а также на назем­ных стендах. Производились также испыта­ния полномасштабных моделей с использова­нием так называемой привязи. Макет при­креплялся к земле тросом и после старта за­висал на определенной высоте под воздействи­ем силы тяги двигателей, а затем падал на заранее растянутые сети.

Однако самой трудной оказалась пробле­ма (впрочем, как и при создании комплексов МСЯС в нашей стране) обеспечения безопас­ного выхода ракеты из шахты и ее устойчиво­го движения в воде, а также в момент выхода из воды и начала работы двигателя первой ступени. Для предотвращения взрыва раке­ты в пусковой установке, а также неблагоп­риятного силового и температурного воздей­ствия газовых струй на корпус корабля было решено использовать сухой («холодный») спо­соб старта, т.е. без включения двигателя пер­вой ступени в ракетной шахте.

С целью исследования всех вопросов стар­та ракеты из-под воды осенью 1957 г. были начаты испытания стартового устройства, раз­работанного фирмой Westinghouse. Пусковая шахта была смонтирована в водонепроницае­мом цилиндрическом понтоне, после чего это устройство вывели в море и поставили на якорь в подводном положении. С его помощью производились пуски сжатым воздухом из-под воды полномасштабных макетов ракет, запол­ненных цементом.

В процессе проведения этих испытаний было исследовано поведение ракет во время выхода из пусковой шахты, движения под во­дой и выхода из нее. Для этой цели на макете размещали разнообразную телеметрическую аппаратуру. Одни и те же макеты отстрели­вались многократно (они удерживались на поверхности воды при помощи специальных сетей, установленных в районе проведения испытаний). Благодаря этому удалось выяс­нить, каким же образом корпус ракеты вы­держивал высокое давление сжатого воздуха.



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Материалы по теме "ВМФ".

Новое на сайте