Индекс материала
Система Polaris А 1.
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Все страницы

 

Летом 1958 г. фирма Lockheed стала изго­тавливать летающие макеты, которые отли­чались от самой ракеты системы Polaris А1 только лишь телеметрической аппаратурой, размещенной вместо боевой головной части.

Статические испытания этих макетов прово­дились в Санта-Крус (шт. Калифорния), а пуск первого из них осуществили в сентябре 1958 г. на мысе Канаверал. В процессе проведения данного этапа испытаний отработали систему зажигания двигателей первой и второй сту­пеней, системы управления полетом и систе­мы наведения. Он позволил, в общем и целом, изучить все проблемы, связанные с создани­ем системы Polaris А1.

Одновременно на специальном опытном на­вигационном судне Compass Island (EAG-153) проверялись приборы обеспечения стрельбы. Особое внимание было обращено на инерци- альную навигационную систему SINS Mk.2 mod.О, которая предназначалась для выработ­ки исходных данных, необходимых для стрель­бы БР. Летные испытания самой ракеты Pola­ris А1 начались в январе 1959 г., а 20 апреля того же года был осуществлен первый успеш­ный ее пуск с качающегося берегового стенда.

Программу испытаний завершили на опыт­ном корабле Observation Island (EAG-154)1, вступившем в строй 5 декабря 1958 г. после 13-месячного переоборудования из грузового судна Empire State Mariner. Его оснастили таким же навигационным комплексом, что и строившаяся тогда ПЛАРБ George Washington (SSBN-598), системой стабилизации с двумя управляемыми бортовыми рулями, а в кормо­вой части смонтировали две пусковые шах­ты. Испытания с участием Observation Island проводились в Норфолке и на подходах к нему в августе-сентябре 1959 г. Погрузка ракет осу­ществлялась заводским краном. При помощи пара они выстреливались на высоту около 40 м. При этом корабль был накренен на 7°, что позволяло избежать падения ракеты на его палубу. Наконец, 15 июля 1960 г.2 с борта ПЛАРБ George Washington, впервые в мире, был осуществлен пуск ракеты из-под воды.

Ракета системы Polaris А1 в неуправ­ляемом режиме выбрасывалась со скоростью 50 м/с сжатым воздухом, который под давле­нием 315 кг/см2 подавался под обтюратор ма­шины и хранился в шарбаллонах (объемом 700 л), смонтированных в трюме ракетного отсека. После ее выхода из воды, на высоте примерно 10 м, включался двигатель первой ступени. После его отключения на высоте около 20 км включался двигатель второй сту­пени, и ракета выходила на траекторию по­лета к цели.

В момент старта носитель всплывал на глу­бины от 20 до 30 м и шел со скоростью не больше 5 уз. Предстартовая подготовка и старт всего боезапаса производились автома­тизировано. Давление в шахте выравнивалось с забортным, и затем открывалась крышка шахты. Доступу забортной воды препятство­вала относительно тонкая (несколько мм) пла­стичная мембрана, изготовленная из армиро­ванного стекловолокна. Все ракеты могли стартовать в течение 15 мин. После старта забортная вода заполняла шахту, а специаль­ное автоматизированное устройство замеще­ния обеспечивало продувание специальных цистерн, компенсируя тем самым разницу в весе между принятой водой и стартовавшей ракетой.

Система пуска и хранения ракеты систе­мы «Polaris А1» имела индекс Мк.17. Ее осно­вой являлась шахта, представлявшая собой конструкцию из двух коксиально расположен­ных труб. Диаметр внутренней трубы (пуско­вого стакана) составлял 1446 мм, а наружной - колебался от 2170 до 2440 мм. Высота шахты не превышала 8,7 м. Пусковой стакан с раз­мещенной в нем ракетой монтировался на 20 (впоследствии 30) гидравлических амортиза­торах, которые снижали перегрузки, действу­ющие на ракету во время качки или при под­водных взрывах, до безопасного уровня. По­добная система амортизации оказалась чрез­вычайно сложной и малонадежной. В случае протечки гидравлики экипаж не мог провес­ти ремонтные работы. Впоследствии от гид­равлической системы амортизации ракет от­казались, отдав предпочтение «подушки» из эластичного пенопласта, по своим свойствам близкого к губчатой резине.

Другим недостатком системы Polaris А1 являлось несовершенство вычислительной машины СУРС Мк. 80, использовавшейся в ней. Из-за этого приходилось хранить про­граммы стрельбы по выбранным целям. Рас­четы производились медленно, и поэтому про­грамма стрельбы могла использоваться в строго определенном районе. Все это заставляло перед выходом на боевое патрулирование при­нимать на лодку комплект перфорированных карт с расчетами для всех предстоящих райо­нов патрулирования.

Ракета Polaris А1 находилась на вооруже­нии ВМС США в период с июня 1960 г. по ок­тябрь 1965 г. Первой с этими машинами на бор­ту 15 ноября 1960 г. вышла на боевое патрули­рование George Washington, а последней в ав­густе 1965 г. - Abraham Lincoln (SSBN-602). Кроме ВМС США ракеты системы Polaris А1 находились на вооружении ВМС Италии. В 1967 г. четыре UGM-27A были приобрете­ны для проходившего глубокую модернизацию легкого крейсера Giuseppe Garibaldi.

Теперь вернемся к «штатному» носителю системы Polaris А1. История его создания в общем-то схожа с историей разработки отече­ственной АПЛ пр. 658. Как и наш корабль, он создавался на базе торпедного прототипа. Правда, имелось два существенных различия. Во-первых, советская лодка восприняла от АПЛ пр. 627А лишь ГЭУ и основные корпус­ные конструкции, а вот ракетное вооружение - целиком и полностью от ДЭПЛ пр. 629. При этом из-за того старт ракет мог производить­ся только лишь из надводного положения, ко­раблю пришлось обеспечивать хорошие море­ходные качества за счет существенного изме­нения формы легкого корпуса. Американцы же сохранили у АПЛ Skipjack практически все, внеся лишь изменения, связанные с раз­ мещением ракетного оружия. Так как старт был обеспечен из-под воды, то и обводы тор­педного прототипа изменять не пришлось.

Во-вторых, корабль пр. 658 был вооружен всего лишь тремя ракетами комплекса Д-2, в то время как его американский «ровесник» (аналогом, по существу, он не являлся) нес 16 ракет с куда более большей дальностью поле­та. Вот как раз в выборе числа пусковых ус­тановок на первом носителе МСЯС США и заключается вся интрига его создания.



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Материалы по теме "ВМФ".

Новое на сайте