Командование ВМС США весьма высоко оценивало (Skipjack iSSN-585). Однако эти лодки не были построены большой серией. Объясняется это двумя причинами. Во-первых, корпуса кораблей этого типа, а также имев­шийся задел механизмов и оборудования ис­пользовали для постройки ПЛАРБ типа George Washington. Во-вторых, в конце 50-х годов прошлого столетия изменились взгляды командования ВМС США на идеологию раз­вития торпедных АПЛ. До этого момента до­минировало мнение, что эти корабли могут заменить ДЭПЛ лишь при условии равной сто­имости и водоизмещения. По существу, все американские АПЛ, строившиеся до Skipjack (за исключением разве что Triton), являлись экспериментальными. Их боевые возможнос­ти сравнивали с дизельными аналогами, «на­щупывая» наиболее приемлемые конструктив­ные решения и стремясь минимизировать за­траты на постройку. Skipjack являлась типич­ным примером такого подхода.

Одновременно с ней строился дизель-элект- рический аналог - ДЭПЛ Barbel (SS-580) - с таким же торпедным и радиотехническим воо­ружением. Мало того, оба корабля имели кор­пус в виде хорошо обтекаемого тела враще­ния, обводы которого были отработаны на Alba- core. Как казалось, командование ВМС США и дальше было намерено строить ДЭПЛ, отда­вая предпочтение их низкой стоимости, а не боевым возможностям, но это оказалось не так.

В начале 1958 г. Бюро кораблестроения (Bureau of Ships) подготовило проект АПЛ типа Thresher (SSN-593). В процессе его раз­работки во главу угла ставилось повышение боевых возможностей корабля без каких-либо ограничений по его нормальному водоизме­щению. В соответствии с ОТЗ эта задача ре­шалась за счет внедрения в состав вооруже­ния ГАК AN/BQQ-2 (впервые в практике ВМС США) и ПЛРК SUBROC. При этом особое вни­мание было обращено на снижение уровня первичного акустического поля и собственных помех работе гидроакустических средств.

Thresher интересна прежде всего тем, что реализованные в ней технические решения так или иначе повторялись на всех АПЛ ВМС США второго, третьего и даже четвертого по­колений. С этой точки зрения она является этапным кораблем, положившим начало раз­витию американских многоцелевых лодок. Одновременно разрабатывалась лодка проти­володочной войны (Hunter-Killer Submarine) Tullibee (SSN-597), о которой уже говорилось в первом томе монографии. Имея меньшее, чем у Thresher; нормальное водоизмещение (более чем на треть), она имела такой же со­став и схему размещения торпедного и радио­технического вооружения. Как показали ис­пытания, lullibee была способна решать широкий круг задач и могла бы считаться многоцелевым кораблем. Однако развития она не получила, несмотря на то что имела по срав­нению с Thresher меньшую стоимость. Неко­торые источники объясняют это тем, что Tullibee не могла развивать ход в подводном положении свыше 15 уз (почти вдвое мень­шую, чем Thresher), так как малые размеры не позволили разместить в ней достаточно мощную ГЭУ. С этим можно было бы и согла­ситься, но дело в том, что как тогда счита­лось, для противолодочной «охоты» высокая скорость хода и не требовалась, но вот обеспе­чить низкий уровень шумности кораблю так и не удалось - опять же, из-за его малых раз­меров. Интересно то, что сами американцы относят Tullibee к первому поколению своих АЛЛ, что лишний раз показывает условность подобного деления.

В качестве прототипа для Thresher была выбрана Skipjack. Все изменения в проекте были вызваны исключительно требованиями ОТЗ, а также стремлением достичь конструк­тивного совершенства и технологичности. Для повышения боевых возможностей лодку во­оружили FAKAN/BQQ-2, который имел основ­ную сферическую и конформную антенны. Их разместили в носовой оконечности корабля, причем конформная антенна, выполненная в виде подковы, как бы охватывала основную антенну. Гидроакустическое вооружение до­полняла шумопеленгаторная станция управ­ления огнем AN/BQG-1. Для обеспечения наи­более благоприятных условий работы гидро­акустики ТА перенесли во второй отсек и рас­положили побортно под углом 10° к диамет­ральной плоскости (на расстоянии примерно 16 м от носовой прочной переборки), а в носо­вом отсеке сосредоточили малошумящие ме­ханизмы и посты акустиков. По сравнению со Skipjack число ТА сократили на треть (с шес­ти до четырех). С целью повышения скорост­рельности комплекс торпедного вооружения оснастили УБЗ, а стеллажи для хранения бое­запаса - устройствами продольного и попе­речного перемещения. На Thresher были улуч­шены условия обитаемости. Во второй отсек (под ограждение прочной рубки) перенесли аварийный ДГ, что дало возможность отка­заться от «спинного хребта» (обтекателя тру­бопровода его газоотвода), характерного для внешнего вида Skipjack.

Все эти нововведения заставили внедрить в корпус цилиндрическую вставку длиной око­ло 9 м. Эта вставка, кроме того, позволила сохранить скорость хода в подводном положе­нии примерно такой же, что и у Skipjack, не­смотря на возросшее водоизмещение и исполь­зование все той же ППУ. Эта задача также решалась за счет снижения размеров ограж­дения прочной рубки и придания ей более про­стой, хорошо обтекаемой формы.

В процессе создания Thresher особое вни­мание было обращено на снижение уровня первичного акустического поля. С этой целью главные и вспомогательные механизмы, а так­же больше всего подверженное вибрации оборудование разместили на амортизаторах или амортизированных фундаментах. ГТЗА и линию вала соединили при помощи эластич­ной муфты. В трубопроводы и паропроводы амортизированных механизмов включили шумопоглощающие патрубки, изготовленные из металла, резины или синтетических мате­риалов. Распространение структурного шума через охлаждающую воду второго и третьего контуров ГЭУ ограничили включением в цир­куляционные трассы специальных глушителей.

С целью уменьшения вибрации и шумоизлучения вращающиеся части энергетической установки были изготовлены по высокому классу точности. Так, например, зубчатые колеса ре­дукторов выполнили с точностью до десятых и даже сотых долей микрона. Кроме того, на Thresher применили внутреннее звукопоглоща­ющее покрытие из специального стеклопласти­ка, толщина которого в отдельных местах дос­тигала 76 мм. Оно крепилось к прочному кор­пусу корабля с помощью приварных шпилек.

Оригинальная техника боя на сайте www.dim4me.com

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Материалы по теме "ВМФ".

Новое на сайте