Индекс материала
Проект Thresher.
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Все страницы

 

В начале 70-х годов Hawkbill (SSN-666), Pintado (SSN-672) и William Н. Bates (SSN-680) модернизировали в носители спасательного аппарата типа DSRV(Deep Submergence Re­scue Vehicle)1, который мог доставляться к ава­рийной лодке. С этой целью над кормовым ава­рийно-спасательным люком (ведущим в энер­гетический отсек) смонтировали специальные пилоны, на которых «сидит» и транспортиру­ется аппарат. После этого корабли классифи­цировались как лодки-носители (Mother)

Во время проведения капитальных ремон­тов все АПЛ типа Sturgeon (кроме Sturgeon, Pargo, Ray, Lapon, Sea Devil, Bill fish, Archer­fish и Parche) были вооружены ПКРК Har­poon, a Whale, Tautog, Grayling, Sun fish, Puffer, Gurnard, Hammerhead, Guitarro, Spade fish и Flying Fish - комплексом Toma­hawk с заменой ПУТС Mk.113 системой Mk.117. Ракеты того и другого комплексов принимались в счет торпедного боезапаса и ПЛУР ПЛРК SUBROC. В 1987-1991 гг. Parche модернизировапи в лодку специального назна­чения. В 1977-1978 гг. Silversides и Rachard В. Russell оснастили системой GNATS (General Noise and Tonal System) - вероятно, снятия шумовых «портретов» советских АГ1Л с антен­нами, смонтированными под обтекателями за ограждением прочной рубки и над проницае­мой кормовой оконечностью.

В целом АПЛ типа Sturgeon считались до­вольно удачными кораблями. Они несли бое­вое патрулирование до конца 90-х годов про­шлого столетия. Показательно то, что до это­го момента АПЛ ВМС США в общей сложнос­ти предприняли около 20 походов к Северно­му полюсу, и большую часть из них соверши­ли корабли типа Sturgeon. На закате своей карьеры они сыграли огромную роль в океано­графических и геофизических исследованиях Арктики. Так, например, в начале 1993 г.

Pargo{SSN-650) по заказу Геологического об­щества США предприняла поход под паковы­ми льдами вокруг Северного полюса с его нео­днократным пересечением. Этот поход оказал­ся настолько успешным, что в середине 1994 г. между Управлением морских операций ВМС США (Office of Naval Operations) и Геологи­ческим обществом США был заключен специ­альный меморандум об использовании АПЛ для исследований Арктики в рамках програм­мы SCICEX. Эта программа предусматрива­ла картографирование рыхлых донных отло­жений и грунта под ними, батиметрию (для правильного понимания и моделирования ар­ктических течений), сбор данных о гравита­ционных аномалиях.

Вместе с тем поход Pargo показал, что она не имела оборудования, позволявшего полу­чать необходимые данные в области морфо­логии и структуры донных отложений. Для ре­шения этой проблемы была разработана спе­циальная аппаратура SCAMP (Seafloor Cha­racterization and Mapping Pod), позволявшая определять характеристики грунта и прово­дить картографирование. В состав этой аппа­ратуры входила узкополосная ГАС бокового обзора SeaMARC с рабочей частотой 12 кГц. Каждая из четырех антенн этой станции дли­ной 5 и шириной 1 м, смонтированных по бор­там прочного корпуса, несла четыре горизон­тальных ряда приемо-передающих элементов. Кроме SeaMARC в состав аппаратуры SCAMP также входила ГАС высокого разрешения (до 10 см) с импульсными сигналами с линейной частотной модуляцией, предназначавшаяся ддя определения профиля грунта под рыхлы­ми отложениями и являвшаяся специальной модификацией станции гражданского назна­чения Bathy-2000.

Данные от SeaMARC и узкополосной стан­ции поступали и обрабатывались в централь­ном вычислительном устройстве Sun Ultra­SPARC с дисплеем и периферийным оборудо­ванием. Второй такой же компьютер входил в систему привязки к текущим координатам (к штурманской прокладке) DAQCS (Data Acguisition, logging archiving and Quality Control System), которая располагалась в тор­педном отсеке.

В рамках программы SCICEX в общей сложности было осуществлено три похода АПЛ типа Sturgeon: CavaJla (SSN-684) - в 1995 г.; Pogy (SSN-647) - в 1996 г. и Archer fish (SSN-678) - в 1997 г. Все они начинались в ВМб Гротон (штат Коннектикут) и продолжа­лись около 80 суток, из которых больше поло­вины проводились в водах Арктики под пако­выми льдами. За одни сутки корабли прохо­дили в среднем 250 морских миль с постоян­ным проведением обсерваций. При этом ши­рина полосы наблюдения достигала 16-20 км. Таким образом, при условии непрерывной ра­боты аппаратуры SCAMP, в среднем за час обследовалось 320 км2 (или 7680 км2/сут.). Ин­тересно то, что эти исследования, в частно­сти, выявили, что Северный Ледовитый оке­ан разделен Гребнем Ломоносова на две час­ти, а также то, что этот гребень является длин­ным обломком континентальной земной коры, расположенным за пределами континенталь­ного шельфа Баренцева моря. Как известно, эти данные в нашей стране были получены только лишь во второй половине нулевых годов во время экспедиции НИС Академик Келдыш. Правда, отечественные ученые при­шли к выводу, что Гребень Ломоносова все же является продолжением континентального шельфа.

В 1999 г. еще одна АПЛ типа типа Sturgeon - Hawkbill (SSN-666) - предприняла поход к Северному полюсу. На этом корабле, для про­ведения испытаний, была установлена новая инерциальная система SINS Mk.39 mod.3 (вме­сто «штатной» SINS Mk.3), построенная на кольцевых лазерных гироскопах и созданная фирмой Sperry Marine концерна Litton Marine Systems. Эта система обеспечивает получение точного географического положения носите­ля (с использованием СНС GPS или без нее), а также данных о глубине и курсе. Система SINS Mk.39 mod.3 занимает на 36% меньший объем по сравнению с предыдущими инерци- альными навигационными системами семей­ства SINS. Помимо испытаний новой инерци- альной навигационной системы этот поход также проводился и в интересах Националь­ной научной организации Управления поляр­ных программ (NSF Office of Polar Programs). 18 марта 1999 г. Hawkbill вышла из Перл- Харбора и направилась в воды Арктики. Не­делю спустя она достигла кромки паковых льдов у побережья Аляски. 25 марта корабль вошел под лед и в подводном положении по­шел на север через Берингов пролив. Это было рискованное мероприятие. Дело в том, что пролив на большей его части покрывали льды, толщина которых в некоторых местах дости­гала нескольких метров. Временами лодка шла с запасом глубины под килем менее 6 м, в то время как просвет между ограждением рубки и нижней кромкой льда сокращался до 4,5 м. В середине апреля Hawkbill возврати­лась в базу, с успехом выполнив поставлен­ную перед ней задачу. Это был последний по­ход корабля перед выводом его из состава ВМС США.



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Материалы по теме "ВМФ".

Новое на сайте