Типа Virginia.

После распада Советского Союза геополи­тическая обстановка коренным образом изме­нилась, и строившиеся в тот период АЛЛ типа Sea wolf в одночасье стали слишком дорогими в постройке и эксплуатации, а также сильно «перевооруженными». По оценкам специалис­тов ВМС США, стремительное падение боево­го потенциала российского ВМФ не оставля­ло надежды на его возрождение, и в силу сло­жившихся обстоятельств задача слежения и уничтожения российских АПЛ утратила при­оритетный характер. Очевидно, что данная си­туация в начале 90-х годов породила кризис в развитии ВМС США в целом и их подвод­ных сил в частности. Преодолеть его можно было только за счет постановки перед флотом принципиально новых задач.

Здесь требуется сделать одно замечание. Seawolf перестал устраивать командование американских ВМС не только из-за измене­ния геополитической обстановки. Еще в ян­варе 1991 г. (т.е. до момента распада Совет­ского Союза) начальник морских операций адмирал Фрэнк Келсо приказал начать раз­работку проекта АПЛ умеренной стоимости, которая получила название Centurion (с на­меком на то, что это будет корабль следующе­го столетия, впоследствии Virginia). По замыс­лу, эта лодка должна была стать своеобраз­ной альтернативой дорогостоящей Sea wolf. При этом, с одной стороны, требовалось учесть опыт разработки предшествующего проекта, а с другой - использовать исследования по определению облика перспективной АПЛ пя­того поколения, которые начались, по некоторым оценкам, еще в 1988 г. В феврале 1991 г. секретарь ВМС официально санкционировал начало проектных работ над Centurion. Пе­ред кораблем был поставлен более широкий круг задач, нежели перед предшественника­ми, при этом задача борьбы с малошумными АПЛ противника не снималась.

В октябре того же года адмирал Фрэнк Келсо одобрил модель боевого использования новой АПЛ, а в январе следующего - задание на ее ТТЭ. При этом планировавшаяся сто­имость Centurion составляла половину тако­вой для Seawolf и приближалась к стоимости лодок типа Los Angeles третьей серии.

Для обеспечения снижения стоимости но­вой многоцелевой АПЛ было решено ограни­чить нормальное водоизмещение, приблизив его к Los Angeles, а также использовать имев­шееся в наличии коммерческое оборудование, и в первую очередь в части, касающейся ра­диотехнического вооружения (процессоры и программное обеспечение). Помимо постройки особое внимание было обращено на снижение стоимости эксплуатации корабля. Эта задача решалась по нескольким направлениям.

Во-первых, Centurion получил новый ВВР «упрощенной конструкции» (со сниженным чис­лом арматуры и обслуживающих механизмов) модульного типа ф. General Electric S9G тепло­вой мощностью порядка 29,8 мВт. Срок службы A3 этого реактора составляет 30-35 лет, что сопоставимо со сроком службы самой лодки. ППУ питает паром две турбины, объединенные в одном ГТЗА блочного исполнения, который обеспечивает мощность на валу 25 ООО л.с.

Во-вторых, на корабле в максимально воз­можной степени сократили численность эки­пажа. Наконец, в-третьих, на снижение сто­имости эксплуатации оказало большое влия­ние конструктивное обеспечение ремонтопри­годности корабля. Это касалось не только сис­тем вооружения (в том числе и радиотехни­ческого), но и ряда механизмов, а также сис­тем. Также для повышения ремонтопригодно­сти лодку оснастили двумя грузовыми люка­ми большого диаметра, через которые может осуществляться погрузка-выгрузка крупного оборудования и электронных блоков. Впервые такое решение было реализовано на ПЛАРБ типа Ohio.

Несмотря на расширенный круг задач, сто­ящих перед Centurion, на нем (как и на Los Angeles) опять вернулись к четырем 533-мм ТА и 12 ВПУ для КР Tomahawk. Объясняется это тем, что уменьшение диаметра прочного корпуса (до 10,4 м) не позволило оставить (как у Seawolf) восемь 660,4-мм ТА и большой бое­запас, хранимый в прочном корпусе. Един­ственное, что досталось от предшественника, так это гидравлическая система стрельбы из ТА с воздушным наддувом. На Centurion об­щее количество боезапаса, находящегося в прочном корпусе, сократилось до 22 единиц. Интересно то, что в него могут быть включены 324-мм «легкие» торпеды Мк.50 или Mk.54LHT, «штатными» носителями которых являются летательные аппараты и надводные корабли. Стрельба этими торпедами может осуществляться методом «самовыхода».

АПЛ способна выполнять следующие за­дачи: вести борьбу с надводными кораблями и подводными лодками противника; проводить десантно-диверсионные операции; вести раз­ведку; освещать обстановку для нанесения ударов другими силами флота, в том числе и артиллерией надводных кораблей; наносить прямые удары по береговым объектам про­тивника. Для обеспечения скрытной высадки ударно-диверсионных групп он оснащен де­вяти местной шлюзовой камерой, которая обес­печивает выход (вход) легководолазов из АПЛ в подводном положении. Эта камера может также использоваться для выхода экипажа из аварийной лодки методом свободного всплытия. Лодка может осуществлять доставку сил специального назначения. Для этого исполь­зуется ракетно-торпедная выгородка, конст­рукция которой позволяет освободить объемы (примерно 68 м3) для размещения 40 человек сил специального назначения SEAL с оружи­ем и полным снаряжением. Предполагается, что все АПЛ типа Virginia будут приспособле­ны для транспортировки на корпусе доковой камеры типа DDS.

С целью эффективного решения противо­лодочных задач и преодоления минных за­граждений корабль оснастили таким же ГАК, что и Seawolf. Помимо всего прочего, это ре­шение сократило затраты и технические рис­ки на проектирование, а также постройку ко­раблей всей серии. Вместе с тем из-за него про­ектанты столкнулись с рядом проблем. Так как диаметр прочного корпуса у Centurion мень­ше, чем у Sea wolf (10,4 против 12,9 м ), при­шлось несколько изменить обводы (приполнив их) обтекателя основной антенны комплекса, а для обеспечения нормальных условий работы полусферической («блюдцеобразной») антенны активного тракта в нижней части носовой око­нечности корабля оборудовать так называемый подбородок - звукопроницаемый обтекатель. Вместо широкоапертурных антенн станции AN/BQG-5D использовали ее облегченный образец AN/BQG-5A, ранее испытывавшийся на двух лодках типа Los Angeles - Augusta (SSN-710) и Cheyenne (SSN-773). Кроме того, Virginia оснащена датчиками акустической си­стемы оповещения об опасности ATDS (Acoustic Threat Detection System) AN/WLY-1. Во всем остальном гидроакустическое вооружение этой лодки такое же, как и у Seawolf. Еще одним новшеством, внедренным в Virginia, стала АСБУ AN/BSY-2, которая (в отличие от Seawolf) полностью совмещена с перспективной систе­мой управления силами флота JMCIS.

В рамках программы создания АПЛ Vir­ginia, как и в случае с Seawolf, для Акусти­ческого испытательного отделения Исследова­тельского центра им. Д. Тейлора была разра­ботана крупноразмерная исследовательская масштабная (1 : 300) модель LSV. Работы над этой моделью проводились в 1998-2001 гг. Она получила наименование Cutthroat (LSV-2).

Так же как и Кокапее, эту модель доставили на озеро Пен-Орей, где и были проведены все необходимые испытания. Она имела сменные ограждения рубки и носовой оконечности, а также имитаторы горизонтальных и вертикальных рулей лодки, что позволило найти наиболее оптимальные конструктивные реше­ния, позволившие обеспечить кораблю задан­ную скорость хода при сравнительно маломощ­ной ГЭУ.{jcomments on}