Средний танк Т-54

Первый серийный советский мас­совый танк послевоенного выпус­ка. Разработан в 1945 — 1946 го­дах в КБ-520 завода № 19З (Ниж­ний Тагил) на базе корпуса, трансмиссии и ряда других техни­ческих решений среднего танка Т-44. При проектировании изна­чально задавались более высокие тактико-технические характерис­тики, чем у Т-34 и Т-44. а также учитывался опыт Второй мировой войны. Принят на вооружение Советской Армии в 1946 году.

Серийное производство танков Т-54 разных модификаций осу­ществлялось с 1947 по апрель 1959 гола па трех заводах Минис­терства транспортного машино­строения: №183 в Нижнем Таги­ле. №75 в Харькове и №174 в Омске. При этом последний главным образом занимался изготовлением различных боевых и специальных машин на базе тан­ка Т-54: САУ. ЗСУ и инженерной техники. На заводе №75 парал­лельно с танком осуществлялся серийный выпуск тяжелого ар­тиллерийского тягача АТ-Т на его базе. Причем в отдельные периоды объем выпуска тягачей превышал выпуск танков. Точное количество выпущен­ных танков указать затруднитель­но. Можно говорить примерно о 17 — 17,5 тыс. изготовленных тан­ков Т-54.

 

По советской лицензии произ­водство танка Т-54А осуществля­лось в Польше и Чехословакии. В Польше танки Т-54А выпускались заводом Bumbar-Labedy в г. Глинице с 1956 до конца 1963 года. За время производства в Польше из­готовили около 3 тыс. танков Т-54А И Т-54АМ. Чехословакия по­лучила лицензию на производство танков Т-54А в 1958 году. Их про­изводством занимался завод ZTS (Zavod Trucanske Strqjarne) в г. Мартин в Словакии. До 1964 го­да из его цехов вышли около 2.5 тыс. боевых машин.

Конструкция

Танк имеет классическую компо­новку с задним расположением моторно-трансмиссионного отде­ления. Корпус сварен из броневых катаных листов и имеет острую носовую часть и вертикальные борта.   Днище   для   увеличения прочности имеет корытообразную форму. Монолитный верх­ний лобовой лист корпуса имеет толщину 120 мм и расположен под углом 60" к вертикали. Тол шина брони боргов корпуса составляет 80 мм, крыши и днища корпуса — 30 и 20 мм соответственно.

Башня —литая, крупногабарит­ная, с варной крышей и обрат­ным скосом («заманом») снизу по всему периметру. Толщина ее ло­бовой части 200 мм. Поворотный механизм башни с электроприво­дом управляется с помощью конт­роллера наводчиком, а с по­мощью системы командирского управления — командиром.

100-мм пушка Д-10Т была спа­рена с 7,62-мм пулеметом СГ-43. Углы вертикального наведения пушки — от -5" до +18". Прицел спаренной установки — ТШ-20, телескопический, шарнирный. Два пулемета СГ-43 смонтирова­ны в броневых коробках на надгу­сеничных полках, не прицельный огонь из них ведет механик-води­тель. Над люком заряжающего на турели аналогичной применявшимся на танках ИС-2 и ИС-Э устанавливается 12,7-мм зенит­ный пулемет ЛШК с коллиматорным прицелом К10-Т. Углы вер­тикального наведения пулемета от -4,5" до +82". Боекомплект танка включает 34 унитарных 100-мм выстрела (20 — в отделении уп­равления справа от механика-во­дителя. 14 — в боевом отделении). 200 патронов калибра 12,7 мм и 4500 патронов калибра 7.62 мм.

Приборы наблюдения: команди­ра, наводчика и заряжающего -перископические типа МК-4. Ме­ханик-водитель для наблюдения за полем боя располагает двумя при­борами МК-4, установленными под углом 165" друг к другу.

На танке установлен двигатель В-54 мощностью 520 л.с. Для мак­симального сокращения размера занимаемого МТО по длине ма­шины, двигатель установлен по­перек корпуса и соединен с ко­робкой передач повышающим ре­дуктором — так называемой «гитарой*. Топливные баки ем­костью 520 л располагаются и бо­евом отделении и отделении уп­равления. На надгусеничных пол­ках установлены дополнительные баки цилиндрический фирмы не подсоединенные к системе пита­ния двигателя. Запас хода танка по топливу составляет 330 км.

Коробка передач танка — пятис­тупенчатая, с двумя инерционны­ми синхронизаторами. В качестве механизма поворота применены двухступенчатые планетарные ме­ханизмы, обеспечивающие полу­чение двух расчетных радиусов по­ворот. Бортовые передачи — од­норядные. Ведущие колеса — литые, со съемными зубчатыми венцами. Зацепление — цевочное.

В ходовой части с каждого бор­та имеется пять сдвоенных обрезиненных опорных катков. Меха­низм натяжения — червячного типа. Гусеница мелкозвенчатая, стальная, с открытым шарниром.

Ширина гусеницы — 500 мм. Подвеска опорных катков инди­видуальная  торсионная, в узлах подвески первого и пятого катков каждого борта установлены лопа­стные гидравлические амортиза­торы. Электрооборудование танка вы­полнено по однопроводной схеме, напряжение 24 В, четыре аккуму­ляторные батареи соединены па­раллельно и последовательно, ге­нератор имеет мошность 1,5 kBт. стартер — 15 л.с.

Средства связи состояли из ра­диостанции 10-PT-26 и перего­ворного устройства ТПУ-47 на че­тыре абонента. На танке имелась противопожарная углекислотная установка автоматического типа. Для постановки дымовой завесы на корме танка крепились две ды­мовые шашки МДШ, оборудован­ные системой дистанционного запала и сброса.

Варианты

СУ-Ш (объект 600)

Самоходная установка СУ-122 разрабатывалась с 1949 года в ка­честве истребителя танков. При­нят на вооружение в 1954 году. Выпускалась малой серией в 1955 и 1956 годах на заводе №174 в Омске.

СУ-122 (СУ-122-54) была изго­товлена на базе агрегатов танка Т-54А. Корпус сваривался из ката­ных  бронелистов, расположенных поп большими углами наклона (единый для корпуса и рубки ло­бовой лист располагался под уг­лом 51*). Отделения управления и боевое были совмещены. Бронезащита лобной части корпуса и рубки составляла 100 мм, борта рубки защищались 80-мм броней, корпу­са -- 60-мм. корма корпуса — 45-мм, корма рубки — 30-мм. Толщина брони крыши и днища сос­тавляла 20 мм. На крыше рубки находилась командирская башен­ка с дальномером ТКД-09 и ту­рель с зенитным пулеметом КПВТ. В амбразуре лобовою лис­та в рамке была установлена 122-мм пушка Д-49. защищенная ли­гой маской. Внутреннее устрой­ство ствола, баллистика и боеприпасы как у пушки Д-25Т. Заряжание — раздельное. Имелся электромеханический досылатель. Скорострельность 5 — 6 выстр./мин. На первых образцах САУ использовалась система про­дувки ствола сжатым воздухом от компрессора, вскоре замененная эжекционным устройством. Углы наведения: горизонтальный 16°, возвышения +16°, склонения -4°. Для стрельбы прямой наводкой применялся телескопический прицел TШ-2-24. а для стрельбы с закрытых позиций — прицел С-71-24 с панорамой C-71. Спарен­ный пулемет КПВТ был снабжен пневматической системой перезарядки. Боекомплект — 35 выстрелов и 600 патронов.

Боевая масса машины составля­ла 36.4 т, экипаж состоял из пяти человек. На САУ устанавливается радиостанция 10РТ-26Э и перего­ворное устройство ТПУ-47. С 1958 гола при капитальном ре­монте устанавливались радиос­танция Р-113 и ТПУ Р-120.

Указать количество изготовлен­ных самоходок не представляется возможным, однако известно, что в 1955 году завод № 221 «Баррикады» изготовил 65 пушек Д-49. а и 1956-м -30. В 1957 голу они не выпускались. По-видимому, при­нятие на вооружение ПТУР пер­вого поколения, являвшихся более эффективным противотанко­вым  средством, сделало дальнейшее производство СЛУ СУ-122 нецелесообразным. Во второй половине 1960-х годов СУ-122 были изъяты из боевых частей, разоружены и переобору­дованы в эвакуационные тягачи и машины технической помощь мтп-з.

ЗСУ-57-2

Первая крупносерийная отечест­венная ЗСУ. Предназначалась для ПВО танковых и мотострелковых частей. Разработана в 1947 - 1955 годах. Принята на вооружение 14 февраля 1955 года. Серийно про­изводилась Омским заводом им. Октябрьской революции в 1955 — I960 годах.

ЗСУ изготовлена на базе танка Т-54 с частичным сохранением узлов и агрегатов его ходовой час­ти, силовой установки и транс­миссии. Корпус сварен из ката­ных броневых листов и состоит из тpex отделений: управления, бое­вого и силового. Над боевым от­делением расположена открытая сверху квадратная сварная башня. В башне на станке установлена 57-мм спаренная автоматическая пушка С-68, состоящая из двух пушек С-60 с длиной стволов 76,6 калибра. Вертикальное и горизон­тальное наведение пушки С-68 осуществлялось электрогидравлическим приводом. Углы наведения: горизонтальный 360\ вертикальный -5".-+85". Максимальная дальность стрельбы: вертикальная - - 8800 м. горизонтальная 12000 м. Темп стрельбы из двух автоматов: 200 — 240 выстр./мин.

Зенитных самоходных устано­вок ЗСУ-57-2 было изготовлено сравнительно немного. Они пос­тупили на вооружение нескольких танковых полков, где было поло­жено иметь одну батарею из 4 установок. Эти машины не пользо­вались большой популярностью в войсках по причине свойствен­ных им недостатков: низкого тем­па стрельбы, ручного обойменного заряжания, невозможности ве­дения огня на ходу.

С 1960-х голов, по мере поступ­ления в войска более современ­ных ЗСУ «Шилка*. некоторое ко­личество ЗСУ-57-2 было передано или продано за рубеж. Боевое Крещение ЗСУ-57-2 приняли во вьетнамской  войне, примем они сражались на территории как Се­верного, так и Южного Вьетнама. ЗСУ-57-2 принимали участие в боевых Действиях на Ближнем Востоке, а также в ирано-иракс­кой войне. По-видимому, послед­ний раз ЗСУ этого типа использо­вались в марте 1999 года в ходе отражения авиа налетов НА­ТО на территорию Югославии.

С абсолютной точностью мож­но утверждать, что по состоянию на 1 января 2010 года ЗСУ-57-2 находились на вооружении армии Кубы, так как в марте 2010 гола они принимали участие в воен­ном параде в Гаване. В 2007 году 25 ЗСУ имелись и составе армии Республики Сербской (часть Бос­нии и Герцеговины). Наличие ЗСУ-57-2 (в том числе и на хране­нии) также возможно в составе армий Вьетнама, Египта. Ирана, КНДР и Сирии.

БТС-2

Бронированный тягач на базе танка Т-54 был разработан на за­воде .N§183 в 1951 году. В 1955 го­ду машина была принята на во­оружение Советской Армии под обозначением БТС-2. Ее серий­ное производство осуществлялось на заводе №183.

По сравнению с танком Т-54 полностью изменилась конструк­ция крыши корпуса. Она состояла из переднего листа, приваренного к бортовым к носовому листам корпуса. В нем были оборудованы люки механика-водителя, сцепщика-такелажника и радиста. За передним листом располагались съемные листы крыши над лебед­кой и двигателем, откидная кры­ша над радиаторами, сетки над входными и выходными воздухо­водами системы охлаждения дви­гатели. На средней части крыши была закреплена грузовая плат­форма  грузоподъемностью 4 т  с откидными бортами.

В середине корпуса устанавли­валась лебедка с тяговым усилием 25 т и длиной троса 200 м. Привод к лебедке - от основного двига­теля. В кормовой части корпуса тягача имелся откидной сошник для самозакрепления машины при работе с лебедкой. Сошник поднимался и опускался в рабо­чее положение тяговой лебедкой Па переднем правом углу крыши корпуса монтировался кран-стре­ла с ручным приводом грузоподъ­емностью 5 т.

Тягач был приспособлен и дли буксировки  танков потерявших управляемость. Для этой цели имелось буксирное устройство с двухсторонней амортизацией, рассчитанное на максимальное усилие 7 т. В комплект тягача входили буксирные штанги и тросы.

Для самообороны на тягаче был установлен пулемет АК калибра 7,62 мм с кривым стволом и зе­нитный пулемет ДШК. Огонь из пулеметов вел радист. Для внеш­ней связи тягач был оборудован радиостанцией Ю-РТ-26.

МТУ (МТУ-12)

Танковый мостоукладчик МТУ был разработан на заводе №183 в Нижнем Тагиле и принят на во­оружение в 1955 году. Машина выпускалась в больших количест­вах и по существу стала первым серийным советским танковым мостоукладчиком (до этого в 1940 году была выпущена небольшая партия мостоукладчиков ИТ-28). МТУ предназначался для сопровождения танковых подразделений в бою с целью обеспечения преодоления танками узких водных преград, оврагов и противотанковых рвов. Мост наводился (снимался) экипажем бет выхода его из машины, т.е. экипаж, был защищен от огня стрелкового оружия и осколков снарядов. С помощью МТУ мож­но было наводить одно пролетный металлический мост грузоподъем­ностью 60 т через препятствия шириной до 11 м. Длина моста 12 М., ширина — 3,2 м. Ширина ко­жи моста — 1,2 м. Допускаемое превышение (принижение) про­тивоположного берега препят­ствия — до 2,5 м. Время наводки (снятия) моста — до 4 мин. Эки­паж 2 человека. Вооружение машины: крупно­калиберный пулемет ДШКМ с боекомплектом 400 патронов. Мостоукладчики МТУ состояли на вооружении в инженерно-са­перных ротах мотострелковых и танковых полков.

СПК-12Г

В 1966 голу в войска начал посту­пить самоходный кран СЛК-12Г, созданный на базе танка Т-54. Кран предназначался для монтажно-ремонтных работ при ремон­те бронетанковой техники в полевых условиях и изготавливался си­лами танкоремонтных заводов Министерства обороны. Башня бы­ла Снята, я посередине корпуса ус­танавливалась поворотная плат­форма с кабиной и крапом грузо­подъемностью 12 т. Масса машины - 36,2 т. экипаж — два человека, вооружение отсутствовало. Для большей устойчивости при работе крана были введены механизмы блокировки подвески передних и задних катков. Время развертыва­ния крана составляло 5 — 7 мин.

Статус

Производство завершено. Танки Т-54 различных модификации ак­тивно использовались в локаль­ных войнах и военных конфлик­тах, в том числе на Ближнем Вос­токе и в Индокитае.  В составе

Советской Армии в боевых действиях не участвовали. Ис­пользовались в советских танко­вых частях при вводе войск в Венгрию в 1956 году и в Чехосло­вакию в 1968 году.

Согласно данным, заявленным советской стороной на венских переговорах по ограничению обычных вооружений в Европе, в 1990 году на европейской части территории СССР, а также в войсках, дислоцированных в Вос­точной  Европе, находилось  1379 танков Т-54Б. Т-54М  и Т-54МК,

В 1994 году эти танки были сняты с вооружения Российской Армии. По состоянию на 1 января 2011 года танки Т-54 различных моди­фикаций находятся на вооруже­нии (данные ориентировочные) в Алжире, Анголе, Армении (8 ед.), Бангладеш, Боснии и Герцегови­не (12 ед.), Вьетнаме. Гвинее (8 ед.). В Египте (на хранении), Ираке, КНДР, Ливии, Мозамбике (более 60 ед. на 2007 г.), Монго­лии, Перу, Конго. Руанде, Сирии.{jcomments on}