Статьи

Эволюция военно-политической доктрины и страте­гии США после второй мировой войны показывает, что, несмотря на различие официальных формулировок при разных администрациях, речь, по сути дела, идет об аг­рессивной наступательной стратегии. Она неизменно ис­ходит из установки на обеспечение США позиции силы как в отношении потенциальных противников, так и собственных союзников. Хотя на протяжении послево­енного периода Соединенным Штатам под влиянием объективных процессов в мире пришлось приспосабли­вать свою стратегию к новым реальностям, несколько умерять свои имперские амбиции, Белый дом все еще не может отрешиться от иллюзий американской исклю­чительности, от силового подхода к миру. Использова­ние силы и угроза силой, в том числе и бряцание ядер­ным оружием, по-прежнему остаются важнейшими ком­понентами американской внешней политики.

Если задуматься о назначении обычных вооруженных сил США, то нельзя не прийти к выводу о том, что это — интервенционистские силы, предназначенные для использования в операциях за рубежами США. Именно в этом качестве и только в этом они и использовались американскими правительствами в XX веке. И в этом, между прочим, характерное отличие вооруженных сил США от вооруженных сил любой другой страны, выполняющих в первую очередь функцию обороны собственной территории. У США же главная функция вооруженных сил — не оборона собственной территории, а реализация военными способами американских целей за рубежом.

Взятые целиком, американские обычные вооруженные силы, при всей их технической оснащенности, все же достаточно неповоротливы для того, чтобы реагировать быстро, особенно в случаях, когда речь идет об их использовании в локальных кризисах в отдаленных от США точках планеты. Поэтому США создали особый компонент вооруженных сил, предназначенный для быстрого интервенционистского реагирования, — морскую пехоту. Этот компонент и поныне остается авангардом интервенционистских сил США. Однако новые условия в мире, иной характер потенциальных противников, новые задачи, которые ставятся перед вооруженными силами США, предъявляют повышенные требования к мобильности, боеготовности, оснащенности сил, предназначенных для оперативного использования за пределами США. Это и привело теоретиков Пентагона к мнению о необходимости иметь более специализированные интервенционистские силы, предназначенные для действий в различных регионах мира.

Cтатусы жизненные со смыслом для настроения.

Военно-морские силы США всегда были важным компонентом американской страте­гической мощи, а директивы военно-морской стратегии с ее ставкой на контроль за Мировым океаном долгое время доминировали в общей военно-политической стра­тегии США. Можно сказать большее: американские ВМС с их крупными линейными кораблями и авианос­цами и представляли собой до появления ядерного ору­жия стратегические силы США. Именно с помощью во­енно-морского флота в качестве главной силы Соеди­ненные Штаты решали задачи борьбы против Японии во второй мировой войне, с помощью ВМС осуществля­ли операции по высадке в Северной Африке, Италии и Нормандии.

 

Появление после второй мировой войны ядерного оружия, в качестве основного средства доставки кото­рого была избрана бомбардировочная авиация, а не ко­рабли военно-морского флота, привело на какое-то вре­мя к падению роли и особенно престижа ВМС в общем комплексе вооруженных сил США. Такое положение сохранялось до середины 50-х годов. Разработка атом­ного двигателя для надводных и подводных судов, со­здание баллистических ракет, запускаемых из-под воды, и целый ряд других успехов в кораблестроении и воен­но-морских вооружениях (включая палубную авиацию) вновь подняли роль и значение ВМС в осуществлении задач американской стратегии, ликвидировали их ущем­ленное положение. Важную роль, особенно в 70-е годы, сыграли и политические факторы. Главными среди них были изменения в соотношении сил между США и СССР, ухудшение американских военных позиций в ми­ре в связи с поражением в Индокитае и ликвидацией ряда американских военных баз в Азии, Африке, на Ближнем Востоке, усиление зависимости страны от им­порта нефти и ряд других факторов. С 1972 г. ВМС США выходят на первое место среди трех видов воору­женных сил по размерам получаемых бюджетных ас­сигнований, а военно-морская стратегия приобретает все более важное значение в военном планировании США.

Новое на сайте