Статьи

Схема японскогоо авианосцаОрганизация противовоздушной обороны на японском авианосце возлагалась на командира артиллерийской боевой части, который по боевому расписанию именовался командиром непосредственной обороны («дзикиэй сикикан»). Следует отметить, что ПВО в японском императорском флоте понималась комплексно, т.е. как совместные действия зенитной артиллерии и истребителей боевого воздушного патруля (поэтому командир непосредственной обороны иногда именовался командиром самолетов непосредственной обороны (дзикиэйки сикикан»), то есть истребителей ВВП).

Командный пункт командира непосредственной обороны находился в носовой части КП ПВО и оборудовался 12-см зенитным бинокуляром, светопланами отображающими положение зенитных орудий и боевых прожекторов и средствами внутрикорабельной связи.

ПВО корабля обеспечивалась развитым комплексом оптических средств наблюдения. Наблюдение за воз¬душной обстановкой штатно велось наблюдателями и двумя командирами наблюдательной вахты (соответственно, правого и левого бортов), каждый из которых имел в своём распоряжении 12-см зенитный бинокуляр. С обнаружением воздушной цели следовал док-лад командиру непосредственной обороны. Кроме наблюдателей на корабле задача оповещения о приближении воздушной цели возлагалась и на истребите¬ли боевого воздушного патруля.

Система посадки на японские авианосцыСамой интересной особенностью палубного оборудования японских авианосцев была светотехническая система наведения самолётов на посадку «тяккан си-до: то». Система представляла собой две пары выстрелов, первая из которых устанавливалась на расстоянии 40—50 м от кормового среза полётной палубы, а вторая — на 10—15 м дальше в нос, в зависимости от конкретного типа корабля. На каждом выстреле первой пары устанавливались по два сигнальных огня красного цвета, на выстрелах второй пары — по меты- ре огня зелёного цвета. 1-кВт сигнальные огни оснащались зеркальными отражателями и фокусирующими линзами, позволяющими создавать сильный, узкий, направленный пучок света (световой конус). Красные огни устанавливались примерно на метр выше уровня зелёных огней и, таким образом, обеспечивалась линия визирования под углом в 6-6,5 к горизонту.

Организация взлетно-посадочных операций на японских авианосцах.Взлётно-посадочными операциями на японском авианосце руководил командир авиационной боевой части «хикотё», по боевому расписанию находившийся на командном пункте взлётно-посадочных операций «хаттяккан сикисё».

КП взлётно-посадочных операций находился обычно в кормовой части компасного мостика и оборудовался двумя 12-см зенитными бинокулярами помощников командира авиационной боевой части, снабжёнными двухканальным (красного и белого огня) светосигнальным прибором. Японцы называли его «ямакава то», т.е. «сигнальная лампа «гора-река», и репитерами автоматического анемометра

Организация взлёта была простой. По готовности самолётов к взлёту, командир авиационной БЧ докладывал командиру корабля и, получив его разрешение на взлёт, давал с КП ПВО отмашку белым флагом (в тёмное время суток — проблесками сигнальной лампы). Получив разрешающий сигнал, самолёты стартовали один за другим с интервалом примерно в 20-30 секунд.

Новое на сайте