Статьи

Разработка британской многоцелевой АЛЛ второго поколения Swiftsure была нача­та в начале 60-х годов и велась параллельно с созданием ПЛАРБ типа Resolution, что ска­залось на сроках реализации программы. В 1969-1981 гг. по заказу ВМС Великобрита­нии построили шесть кораблей этого типа, ко­торые заменили собой АПЛ первого поколе­ния типа Valiant. В отличие от них Swiftsure имела увеличенную глубину погружения, по­вышенную скорость хода в подводном поло­жении, сниженный уровень шумности и соб­ственных помех работе гидроакустических средств. Как и предшествующие британские многоцелевые АПЛ, корабль имел ППУ с од­ним реактором и ППУ, состоящую из ГТЗА и двух АТГ американского производства.

Характерной особенностью корабля явля­лась своеобразная форма носовой оконечнос­ти (с штевневым образованием в верхней час­ти и с ожевальным — в нижней части) и пять носовых 533-мм ТА, один из которых, цент­ральный, был установлен в диаметральной плоскости и выходил под углом к основной плоскости. Торпедное и минное вооружение было представлено образцами собственной разработки. Вместе с тем в процессе эксплуа­тации все АЛЛ типа Swiftsure получили на вооружение ПКРК Sub-Harpoon, а некото­рые - еще и комплекс КР Tomahawk.

Разработка британской многоцелевой АЛЛ третьего поколения Trafalgar была начата в первой половине 70-х годов. По сути, в дан­ном случае говорить о качественном скачке вперед не приходится, так как этот корабль являлся улучшенной модификацией Swiftsure. Он создавался с учетом опыта проектирова­ния, постройки и эксплуатации прототипа. При этом были существенно снижены шум- ность и уровень собственных помех работе гид­роакустических средств за счет использова­ния новой более эффективной (чем у Swift- sure) амортизации главных и вспомогатель­ных механизмов, облицовки наружных и внут­ренних поверхностей корпуса противогидро- локационным и виброизолирующим покры­тиями и т.д. На корабле, впервые в мировой практике, был использован движитель типа Pump-Jet (вместо малошумного ВФШ). Trafalgar получил такое же торпедное воору­жение, что и прототип.

В странах Западной Европы постройкой ГШАРБ занимались только Великобритания и Франция. В каждой из этих стран развитие МСЯС шло по своему пути. В Великобрита­нии в 1964-1969 гг. построили четыре кораб­ля типа Resolution, которые создавались на базе американской ПЛАРБ Lafaeyette, и прак­тически полностью его повторяли, за исклю­чением разве что ПНУ, схемы расположения носовых горизонтальных рулей, обводов но­совой оконечности и состава радиотехничес­кого вооружения. Эти корабли изначально несли 16 ракет системы Polaris A3, а затем его доработанной в Великобритании версии - системы Polaris АЗТК.

В 90-х годах прошлого столетия лодки типа Resolution после истечения установленных сроков службы в составе британских ВМС были заменены четырьмя кораблями нового поколения типа Vanguard. По сложившейся традиции они создавались при активной тех­нической помощи американских специалистов и но общей компоновке повторяют своих пред­шественников. Эти корабли вооружены 16 ра­кетами системы Trident D5.

Франция, в отличие от Великобритании, старалась развивать свои МСЯС самостоя­тельно, хотя и здесь не обошлось без техни­ческой помощи со стороны США. Первая французская ПЛАРБ Le Redoutable по общей компоновке отсеков и систем также во мно­гом повторяет Lafaeyette. Наиболее суще­ственные различия заключались в использо­вании турбоэлектрической АЭУ, отечествен­ного радиотехнического, ракетного и торпед­ного вооружения, а также в обводах корпуса.

26-29 сентября 2000 г. в Гааге прошел ежегодный 26 Форум Европейского вертолетного общества. Его цель - объединить всех; кто связан с вертолетостроением, и дать возможность специалистам из разных стран обменяться информацией, найти новые формы сотрудничества.

В рамках этого европейского собрания работала 15 Конференция эксплуатантов вертолетной техники, проводящаяся один раз в два года.

На форуме было сделано более 100 докладов. Их обсуждение шло по секциям, из которых четыре, как правило, работали параллельно. Круг рассматриваемых вопросов, как всегда, был очень широк и включал проблемы теоретических исследований, развития, конструирования, производства, испытаний и эксплуатации вертолетов и летательных аппаратов с поворотным винтом. Пути расширения возможностей аэропортов в использовании винтокрылой техники рассматривались на совместном заседании делегатов форума и конференции.

Один из дней работы в Гааге был отдан техническим визитам, включающим посещение Королевской военно-морской базы Де Кой и знаменитой аэродинамической трубы аэрокосмической лаборатории Нидерландов.

Новое на сайте