Статьи

Авианосец "Унрю".Концепция авианосца специальной постройки среднего тоннажа возникла в японском императорском флоте в период действия договорных ограничений на суммарный тоннаж боевых кораблей. В этих условиях требовалось создать боевую единицу ограниченного водоизмещения, чтобы в разрешённый тоннаж могло уложиться несколько (в японском случае — два) кораблей. Сходные идеи бытовали в тот период и в американском флоте, в котором тоже решали дилемму: распределить разрешённый тоннаж между небольшим числом крупных кораблей или большим числом малых.

Выбранный командованием японского императорского флота вариант оказался весьма удачным, оказавшийся своего рода «золотой серединой- Получившиеся в итоге корабли сочетали достаточно мощную авиагруппу, отличное зенитное вооружение, превосходные ходовые качества и хорошую защиту с достаточно небольшими размерами, что позволило позднее организовать серийное строительство кораблей этого проекта даже в условиях военного времени и при ограниченных ресурсах.

Сухая палубная доковая камера типа DOS {Dry Deck Shelter) используется для транспортировки любого из следующих видов полезной нагрузки: одного «мокрого» ОПА типа SDV Мк. VIII mod.О (SEAL Delivery Vehicle), предназначенного для транспортировки боевых пловцов сил специального назначения SEAL; отряда сил SEAL из 20 бойцов с полной экипировкой и вооружением; различных видов надувных высадочных средств. После прихода носителя в район выполнения задачи бойцы сил SEAL могут либо покинуть док-камеру и всплыть на поверхность вместе с элементами своей экипировки и надувными высадочными средствами, либо разместиться в ОПА типа SDV Mk.VIII и пройти в нем под водой несколько миль до объекта проведения операции.

Доковая камера типа DDS имеет массу 30 г, длину 11,6 и диаметр прочного корпуса 2.8 м. Она делится на три отсека: первый (носовой), представляющий собой декомпрессионную камеру со всеми необходимыми механизмами и устройствами; второй (средний), переходный, оснащенный камерой присоса для установки над прочной шахтой носителя; третий (кормовой) грузовой отсек - самый большой по длине и единственный, оснащенный люком большого диаметра. Два первых отсека имеют форму сферы, а кормовой - цилиндра со сферическими оконечностями. Все отсеки соединены между собой переборочными дверями.

Разработка британской многоцелевой АЛЛ второго поколения Swiftsure была нача­та в начале 60-х годов и велась параллельно с созданием ПЛАРБ типа Resolution, что ска­залось на сроках реализации программы. В 1969-1981 гг. по заказу ВМС Великобрита­нии построили шесть кораблей этого типа, ко­торые заменили собой АПЛ первого поколе­ния типа Valiant. В отличие от них Swiftsure имела увеличенную глубину погружения, по­вышенную скорость хода в подводном поло­жении, сниженный уровень шумности и соб­ственных помех работе гидроакустических средств. Как и предшествующие британские многоцелевые АПЛ, корабль имел ППУ с од­ним реактором и ППУ, состоящую из ГТЗА и двух АТГ американского производства.

Характерной особенностью корабля явля­лась своеобразная форма носовой оконечнос­ти (с штевневым образованием в верхней час­ти и с ожевальным — в нижней части) и пять носовых 533-мм ТА, один из которых, цент­ральный, был установлен в диаметральной плоскости и выходил под углом к основной плоскости. Торпедное и минное вооружение было представлено образцами собственной разработки. Вместе с тем в процессе эксплуа­тации все АЛЛ типа Swiftsure получили на вооружение ПКРК Sub-Harpoon, а некото­рые - еще и комплекс КР Tomahawk.

Разработка британской многоцелевой АЛЛ третьего поколения Trafalgar была начата в первой половине 70-х годов. По сути, в дан­ном случае говорить о качественном скачке вперед не приходится, так как этот корабль являлся улучшенной модификацией Swiftsure. Он создавался с учетом опыта проектирова­ния, постройки и эксплуатации прототипа. При этом были существенно снижены шум- ность и уровень собственных помех работе гид­роакустических средств за счет использова­ния новой более эффективной (чем у Swift- sure) амортизации главных и вспомогатель­ных механизмов, облицовки наружных и внут­ренних поверхностей корпуса противогидро- локационным и виброизолирующим покры­тиями и т.д. На корабле, впервые в мировой практике, был использован движитель типа Pump-Jet (вместо малошумного ВФШ). Trafalgar получил такое же торпедное воору­жение, что и прототип.

Новое на сайте