Статьи

Японская авианосная авиацияАдминистративная организация

С апреля 1941 г высшим эшелоном административной организации японских авианосцев был флот, состоявший из нескольких дивизий авианосцев: 1-й Воздушный Флот с апреля 1941 г. и до июля 1942 г., 3-й Флот с июля 1942 г. и до 15 ноября 1944 г Флотом командовал вице-адмирал, одновременно командовавший 1 -й ЛАВ

Дивизия авианосцев, как правило, состояла из 1-3 кораблей с принадлежащими им авиагруппами, командовал ею контр-адмирал. При этом он обычно командовал авиагруппами ДАВ и в том случае, когда они действовали на суше. В феврале—марте 1944 г. палубная авиация была реорганизована: лётные части каждой ДАВ были выделены из состава экипажей авианосцев и сведены самостоятельную авиагруппу, называвшуюся теперь «ко:ку:тай». В июле—августе 1944 г. АГ были реорганизованы ещё раз: теперь в них входили отдельные авиаотряды (истребительные, ударные или разведывательные), обозначавшиеся буквами латинского алфавита и индивидуальным номером. Однако эта организация применялась только при действиях с сухопутных аэродромов, а для действий с авианосцев формировались сводные группы из состава нескольких кокутаев.

Схема японскогоо авианосцаОрганизация противовоздушной обороны на японском авианосце возлагалась на командира артиллерийской боевой части, который по боевому расписанию именовался командиром непосредственной обороны («дзикиэй сикикан»). Следует отметить, что ПВО в японском императорском флоте понималась комплексно, т.е. как совместные действия зенитной артиллерии и истребителей боевого воздушного патруля (поэтому командир непосредственной обороны иногда именовался командиром самолетов непосредственной обороны (дзикиэйки сикикан»), то есть истребителей ВВП).

Командный пункт командира непосредственной обороны находился в носовой части КП ПВО и оборудовался 12-см зенитным бинокуляром, светопланами отображающими положение зенитных орудий и боевых прожекторов и средствами внутрикорабельной связи.

ПВО корабля обеспечивалась развитым комплексом оптических средств наблюдения. Наблюдение за воз¬душной обстановкой штатно велось наблюдателями и двумя командирами наблюдательной вахты (соответственно, правого и левого бортов), каждый из которых имел в своём распоряжении 12-см зенитный бинокуляр. С обнаружением воздушной цели следовал док-лад командиру непосредственной обороны. Кроме наблюдателей на корабле задача оповещения о приближении воздушной цели возлагалась и на истребите¬ли боевого воздушного патруля.

Система посадки на японские авианосцыСамой интересной особенностью палубного оборудования японских авианосцев была светотехническая система наведения самолётов на посадку «тяккан си-до: то». Система представляла собой две пары выстрелов, первая из которых устанавливалась на расстоянии 40—50 м от кормового среза полётной палубы, а вторая — на 10—15 м дальше в нос, в зависимости от конкретного типа корабля. На каждом выстреле первой пары устанавливались по два сигнальных огня красного цвета, на выстрелах второй пары — по меты- ре огня зелёного цвета. 1-кВт сигнальные огни оснащались зеркальными отражателями и фокусирующими линзами, позволяющими создавать сильный, узкий, направленный пучок света (световой конус). Красные огни устанавливались примерно на метр выше уровня зелёных огней и, таким образом, обеспечивалась линия визирования под углом в 6-6,5 к горизонту.

Новое на сайте