Великобритания, Франция и Китай.

В странах Западной Европы постройкой ГШАРБ занимались только Великобритания и Франция. В каждой из этих стран развитие МСЯС шло по своему пути. В Великобрита­нии в 1964-1969 гг. построили четыре кораб­ля типа Resolution, которые создавались на базе американской ПЛАРБ Lafaeyette, и прак­тически полностью его повторяли, за исклю­чением разве что ПНУ, схемы расположения носовых горизонтальных рулей, обводов но­совой оконечности и состава радиотехничес­кого вооружения. Эти корабли изначально несли 16 ракет системы Polaris A3, а затем его доработанной в Великобритании версии - системы Polaris АЗТК.

В 90-х годах прошлого столетия лодки типа Resolution после истечения установленных сроков службы в составе британских ВМС были заменены четырьмя кораблями нового поколения типа Vanguard. По сложившейся традиции они создавались при активной тех­нической помощи американских специалистов и но общей компоновке повторяют своих пред­шественников. Эти корабли вооружены 16 ра­кетами системы Trident D5.

Франция, в отличие от Великобритании, старалась развивать свои МСЯС самостоя­тельно, хотя и здесь не обошлось без техни­ческой помощи со стороны США. Первая французская ПЛАРБ Le Redoutable по общей компоновке отсеков и систем также во мно­гом повторяет Lafaeyette. Наиболее суще­ственные различия заключались в использо­вании турбоэлектрической АЭУ, отечествен­ного радиотехнического, ракетного и торпед­ного вооружения, а также в обводах корпуса.

Всего в 1964-1985 гг. было построено шесть кораблей типа Le Redoutable. Правда, проект шестой лодки в серии - Le Inflexible - был доработан. На ней снизили уровень шумности и собственных помех работе гидроакустичес­ких средств и изменили состав ракетного во­оружения (вместо М20 лодка несла более со­вершенный комплекс М4). Характерно то, что в течение 14 лет все шесть французских ПЛАРБ типа Le Redoutable несли службу од­новременно, но во второй половине 90-х го­дов их было решено заменить только лишь четырьмя лодками нового поколения типа Le Triomphant. Эти корабли являются развити­ем предшественников (их, например, также оснастили турбоэлектрической АЭУ), но при этом внедрили ряд весьма интересных конст­руктивных решений, о которых будет расска­зано ниже.

Единственной азиатской страной, занима­ющейся постройкой ПЛАРБ, является Китай. Здесь развитие МСЯС шло то под влиянием советских, то французких, а затем, наконец, вновь советских специалистов. Вне зависимо­сти от характера этого влияния главной проб­лемой для китайцев всегда оставалось ракет­ное вооружение ПЛАРБ — делиться сними со­ответствующими технологиями и ядерными припасами никто не стал. Первый корабль этого класса создавался на базе торпедного прототипа Чанчжень-1 под влиянием советс­кой школы подводного кораблестроения и при помощи французов. Не случайно на первый китайский стратегический ракетоносец была внедрена турбоэлектрическая АЭУ. Этот опыт­ный корабль, законченный постройкой в 1987 г., вооружен 12 ракетами комплекса «Цзюйлань-1», ракеты которого имеют даль­ность полета не более 2500 км. Очевидно, что этот корабль морально устарел и большой бое­вой ценности не имеет.

Китайские ПЛАРБ второго поколения типа Дацынгуй уже создавались на базе торпедной АПЛ Санг при участии советских специалис­тов. Как и предшественница, они несут комп­лекс «Цзюйлань-2», чья ракета имеет даль­ность полета порядка 8000 км. Постройку се­рии, которая, вероятно, будет состоять из пяти лодок, начали в 2001 г. и планируют закон­чить до конца 2014 г.{jcomments on}

По материалам http://irr.ru/cars/misc/moto/зид/