Разработка многоцелевых АПЛ в Великобритании, Франции и Китае.

Разработка британской многоцелевой АЛЛ второго поколения Swiftsure была нача­та в начале 60-х годов и велась параллельно с созданием ПЛАРБ типа Resolution, что ска­залось на сроках реализации программы. В 1969-1981 гг. по заказу ВМС Великобрита­нии построили шесть кораблей этого типа, ко­торые заменили собой АПЛ первого поколе­ния типа Valiant. В отличие от них Swiftsure имела увеличенную глубину погружения, по­вышенную скорость хода в подводном поло­жении, сниженный уровень шумности и соб­ственных помех работе гидроакустических средств. Как и предшествующие британские многоцелевые АПЛ, корабль имел ППУ с од­ним реактором и ППУ, состоящую из ГТЗА и двух АТГ американского производства.

Характерной особенностью корабля явля­лась своеобразная форма носовой оконечнос­ти (с штевневым образованием в верхней час­ти и с ожевальным — в нижней части) и пять носовых 533-мм ТА, один из которых, цент­ральный, был установлен в диаметральной плоскости и выходил под углом к основной плоскости. Торпедное и минное вооружение было представлено образцами собственной разработки. Вместе с тем в процессе эксплуа­тации все АЛЛ типа Swiftsure получили на вооружение ПКРК Sub-Harpoon, а некото­рые - еще и комплекс КР Tomahawk.

Разработка британской многоцелевой АЛЛ третьего поколения Trafalgar была начата в первой половине 70-х годов. По сути, в дан­ном случае говорить о качественном скачке вперед не приходится, так как этот корабль являлся улучшенной модификацией Swiftsure. Он создавался с учетом опыта проектирова­ния, постройки и эксплуатации прототипа. При этом были существенно снижены шум- ность и уровень собственных помех работе гид­роакустических средств за счет использова­ния новой более эффективной (чем у Swift- sure) амортизации главных и вспомогатель­ных механизмов, облицовки наружных и внут­ренних поверхностей корпуса противогидро- локационным и виброизолирующим покры­тиями и т.д. На корабле, впервые в мировой практике, был использован движитель типа Pump-Jet (вместо малошумного ВФШ). Trafalgar получил такое же торпедное воору­жение, что и прототип.

В 1979-1991 гг. по заказу ВМС Велико­британии построили семь кораблей этого типа. В процессе эксплуатации на них постоянно совершенствовалось радиотехническое, ра­кетное и торпедное вооружение. В частности, эти лодки получили крылатые ракеты Toma­hawk. Предполагалось, что АПЛ типа Trafal­gar с середины 10-х годов будут постепенно заменяться лодками четвертого поколения типа Astute. Однако пока удалось ввести в строй только лишь три таких корабля, что за­ставляет сохранять в составе ВМС Велико­британии пять АПЛ типа Trafalgar.

Astute является дальнейшим развитием многоцелевых АПЛ ВМС Великобритании. В отличие от Trafalgar, она несет шесть 533-мм ТА, а также увеличенный до 38 единиц ракет­ный и торпедный боезапас. Интересно то, что эти корабли, в отличие от Swifisure и Trafalgar, создавались с учетом опыта проектирования, постройки и эксплуатации ПЛАРБ Vanguard.

Если для Великобритании это необычное решение, то во французских ВМС оно являет­ся практикой. Первые французские многоце­левые АПЛ RubisJAmetethyste являлись свое­образным развитием французских стратеги­ческих ракетоносцев типа Le Redoutable. В от­личие от многоцелевых АПЛ других стран они имеют турбоэлектрическую АЭУ умеренной мощности и, как следствие, сравнительно не­большую скорость хода в подводном положе­нии, малые размерения и сокращенный бое­запас. Во многом эти корабли повторяют со­временные им французские ДЭПЛ.

Все шесть АПЛ типа Rubis строились срав­нительно долго — почти 16 лет (в 1976-1992 гг.), причем две последние в серии (Ametethyste и Perle) создавались по усовершенствованному проекту. В начале нулевых годов многие спе­циалисты считали, что первые четыре лодки серии морально устарели и что их требуется заменить АПЛ нового поколения. В соответ­ствии с этими планами были развернуты ра­боты в рамках проекта Barracuda. Намечалась постройка шести таких кораблей с нормаль­ным водоизмещением порядка 4500 т, увели­ченной автономностью по запасам провизии и новейшим ракетным и торпедным вооруже­нием.

Как и в предшественницах, в этих лодках многие технические решения будут заимство­ваны из проектов ПЛАРБ, в данном случае типа Le rDriomphant, а также ДЭПЛ Scorpene, что теоретически снижаю риск их использо­вания. В частности, от первого корабля новая АПЛ должна унаследовать ППУ, ПТУ и ин­тегрированную АСБУ SYCOBS, а от второго - гидроакустические средства и средства обра­ботки информации, поступающей от них.

Пятой страной, помимо Великобритании, СССР (РФ), Франции и США, которая до на­стоящего времени занималась постройкой мно­гоцелевых АПЛ, стала КНР. Первый такой китайский корабль, названный Чанчжень-1 (пр. 091), представляет собой симбиоз советс­кой и французской технологий в области под­водного кораблестроения. С одной стороны, по общей компоновке, обводам оконечностей, схе­ме расположения носовых горизонтальных ру­лей (на ограждении прочной рубки), использо­ванию турбоэлектрической АЭУ и торпедному вооружению она во многом повторяла фран­цузскую ПЛАРБ Le Redoutable, а по архитек­туре корпуса, ППУ и составу радиотехничес­ких средств - советскую АПЛ первого поколе­ния. Корабль несет шесть 533-мм ТА при об­щем боезапасе 20 торпед. В 1967-1990 гг. по­строили пять лодок этого типа. Очевидно, что к моменту завершения программы они морально устарели и большой боевой ценности не имеют.

Для решения этой проблемы во второй по­ловине 80-х годов в КНР начались работы над АПЛ второго поколения типа Оанг, которая создавалась на базе советского корабля пр. 671РТМ, хотя внешне она мало напомина­ет прототип. На этом корабле был реализо­ван целый комплекс мероприятий, направлен­ный на снижение уровня шумности и совер­шенствование гидроакустических средств, в том числе и за счет внедрения ГПБА. Тем не менее эта АПЛ в серию, что называется, «не пошла». Насколько известно, в 1994-2007 гг. было построено лишь два корабля типа Санг, и больше они пока не заказывались. Вероят­но, как показали испытания, эти лодки не в полной мере отвечают всем требованиям ко­мандования ВМС НОАК.{jcomments on}

Профессиональный ветврач на дом, для консультации и постановки предварительного анализа.