Оценка средних авианосцев японского флота.

Авианосец "Унрю".Концепция авианосца специальной постройки среднего тоннажа возникла в японском императорском флоте в период действия договорных ограничений на суммарный тоннаж боевых кораблей. В этих условиях требовалось создать боевую единицу ограниченного водоизмещения, чтобы в разрешённый тоннаж могло уложиться несколько (в японском случае — два) кораблей. Сходные идеи бытовали в тот период и в американском флоте, в котором тоже решали дилемму: распределить разрешённый тоннаж между небольшим числом крупных кораблей или большим числом малых.

Выбранный командованием японского императорского флота вариант оказался весьма удачным, оказавшийся своего рода «золотой серединой- Получившиеся в итоге корабли сочетали достаточно мощную авиагруппу, отличное зенитное вооружение, превосходные ходовые качества и хорошую защиту с достаточно небольшими размерами, что позволило позднее организовать серийное строительство кораблей этого проекта даже в условиях военного времени и при ограниченных ресурсах.

Бурное развитие авианосцев перед и во время Второй мировой войны породили самые разнообразные и весьма заметно различающиеся по своей конструкции корабли этого класса. Какой либо стандартизации, тем более общепринятой международной, попросту не существовало, что порождает определённые трудности при сравнении авианосцев разных стран.

Для сравнения с японскими средними авианосцами выбраны авианосцы других флотов специальной постройки стандартным водоизмещением от 13 до 18 тысяч тонн, подходящие под японское определение «срених». хотя это в известной мере условность В качестве таковых взяты американские авианосцы «Рейнджер» (CV-4 -Ranger») и «Уосп- (CV-7 -Wasp»), британские -Юникорн» («Unicorn») и «Колоссус» («Colossus»), и проект французского авианосца «Жоффр» («Joffre»). Кроме них для более полной картины сравнения, в таблицу включены ТТХ более крупных авианосцев: американского -Энтерпрайз» (CV-6 «Enterprise») и британского Арк Ройал» (-Arc Royal»).

Авиационное вооружение японских средних авианосцев к началу Второй мировой войны было стандартизировано 54—57 операционнопригодных самолётов при 9—6 запасных Даже к концу войны, когда размеры самолетов возросли, достаточно широкая полётная палуба и просторные ангары обеспечивали базирование на этих кораблях порядка полусотни машин, и это невзирая на то, что японцы предпочитали не использовать без особой необходимости постоянную парковку самолётов на полётной палубе, а большинство типов палубных самолётов не имели складывающихся крыльев (или складывались только их эаконцовки).

По авиационному вооружению японские средние авианосцы а своем подклассе уступают только американским -Рэйнджеру- и «Уоспу», но за это превосходство американцам пришлось заплатить ухудшением целого ряда других характеристик (в первую очередь — защиты)

Артиллерийское вооружение японских средних авианосцев также было стандартизировано: 12 12,7-см зенитных орудий тип 89 в шести спаренных артуста- новках, дополненных многочисленными 25-мм зенитными автоматами

По количеству стволов среднекалиберной зенитной артиллерии японские средние авианосцы превосходили все авианосцы своего подкласса, и даже более крупные американские АВ типа «Йорктаун» (CV-5 «Yorklown»). Собственно орудие имело хорошие баллистические характеристики, а артиллерийская установка имела механический досылатель и автоматический установщик взрывателей, что по тем временам было передовым достижением.

Малокалиберная зенитная артиллерия японских средних авианосцев на начало Второй мировой войны, также была лучшей в своем подклассе. Даже более крупные американские АВ типа «Йорктаун» уступали японским кораблям в числе МЗА, а зенитные автоматы на двух первых корабля этого типа («Йорктауне» и «Энтерпрайзе») не имели приборов управления огнём. Только проведённое в ноябре 1942 г. кардинальное перевооружение МЗА АВ «Знтерпрайз» позволило ему превзойти МЗА японских кораблей как по количеству. так и по качеству.

Здесь: http://wikicanada.ru/naselenie_kanady/goroda_kanady.html можно найти большое количество фактов про необычные канадские города.


К сожалению, японцам не хватило промышленных мощностей для серийного производства своей версии 40-мм автомата -Бофорс», что с успехом сумела сделать промышленность США, и новый автомат так и не поступил на вооружение японского императорского флота.

Ходовые качества японских средних авианосцев заслуживают исключительно высокой оценки. Сочетание крейсерских обводов корпуса с крейсерской же энергетической установкой позволило достичь великолепных для этого класса кораблей характеристик скорости. Следует указать, что высокая скорость авианосца не самоцель, а облегчает взлёт с него самолётов свободным разбегом

Дальность плавания японских средних авианосцев в общем соответствовала предполагаемому ТВД — норд-вестовой четверти Тихого океана и оборонительной предвоенной доктрине японского флота. По дальности плавания японские корабли находятся «посередине шкалы», превосходя своих британских «одног- рупников». но уступая американским.

За вооружением и скоростью японские кораблестроители не забыли и о защите. Броневая защита японских средних авианосцев была вполне удовлетворительной Особенностью системы бронезащиты корпуса была её резкая дифференциация в зависимости от важности защищаемой зоны, и по степени защищённости жизненно важных частей корпуса, она также была лучшей в своём подклассе. Разумеется, в абсолютных цифрах толщину брони можно счесть недостаточной, но американские авианосцы среднего тоннажа не имели вообще никакой.

Недостатком броневой защиты, снижавшим боевую устойчивость кораблей от ударов с воздуха, можно счесть отсутствие бронированной полётной палубы, но этот недостаток прямо проистекает из ограниченного водоизмещения кораблей. С другой стороны, дажебронированная полётная палуба британских авианосцев типа -Илластриес» была не в состоянии выдержать попадание 500-кг бронебойной бомбы, широко применявшейся во время войны.

Сравнительно слабой была противоторпедная защита, её глубина оказалась явно недостаточной даже для защиты от попаданий авиационных торпед, не говоря уже о более мощных торпедах, используемых подводными лодками. Однако этот недостаток был присущ практически всем авианосцам, спроектированным в 1930-х годах Даже более крупные американские и британские авианосцы не имели ПТЗ, адекватной современному им уровню торпедного оружия Так, ПТЗ авианосцев типа «Йорктаун», рассчитанная на противостояние взрыву заряда весом 400 фунтов (180 кг), была не способна выдержать попадания японских авиационных торпед, а авианосец *Арк Роял». бывший почти на 7 м шире, чем «Унрю», медленно затонул от попадания всего одной (!) торпеды с немецкой подводной лодки (при этом на его борту не было взрывов и пожаров, затруднявших борьбу за живучесть).

Исходя из этого, живучесть японских средних авианосцев ни в чём не уступает живучести сопоставимых по тоннажу авианосцев других стран. -Хирю» выдержал попадания четырех 454-кг фугасных авиабомб и последовавший за ними серьезнейший пожар в ангаре с находившимся в нём несколькими тоннами авиабензина и авиационных боеприпасов. После этого онбыл оставлен командой и торпедирован, но все равно смог продержаться на воде еще четыре часа — и это притом, что после эвакуации экипажа на нем не велось никакой борьбы за живучесть, а большинство водонепроницаемых переборок были, естественно, отдраены.

Столь же хорошую живучесть показал и «Амати» при его бомбёжке у Мицукодзима в июле 1945 г. Получивший многочисленные подводные пробоины от близких разрывов крупнокалиберных фугасных авиабомб, оставленный командой корабль держался на плаву около трёх суток.

Первый из средних авианосцев — «Сорю» — являлся этапным кораблём, вобравшим в себя опыт проектирования, строительства и эксплуатации всех предшествующих японских кораблей этого класса. Единственным серьёзным недостатком проекта оказался чрезмерно облегчённый набор корпуса На втором корабле — «Хирю» этот недостаток был устранён. Получившийся корабль был признан настолько удачным, что послужил прототипом для создания не только дальнейших кораблей своего подкласса, но и для гораздо более крупных и мощных кораблей типа «Сёкаку».

Подводя итоги, можно сказать, что японским кораблестроителям удалось создать действительно хороший проект авианосца, вполне отвечавший требованиям войны на Тихом океане.{jcomments on}

Продажа раций для охоты и рыбалки, а так же портативных радиостанций.