Организация противовоздушной обороны на японских авианосцах.

Схема японскогоо авианосцаОрганизация противовоздушной обороны на японском авианосце возлагалась на командира артиллерийской боевой части, который по боевому расписанию именовался командиром непосредственной обороны («дзикиэй сикикан»). Следует отметить, что ПВО в японском императорском флоте понималась комплексно, т.е. как совместные действия зенитной артиллерии и истребителей боевого воздушного патруля (поэтому командир непосредственной обороны иногда именовался командиром самолетов непосредственной обороны (дзикиэйки сикикан»), то есть истребителей ВВП).

Командный пункт командира непосредственной обороны находился в носовой части КП ПВО и оборудовался 12-см зенитным бинокуляром, светопланами отображающими положение зенитных орудий и боевых прожекторов и средствами внутрикорабельной связи.

ПВО корабля обеспечивалась развитым комплексом оптических средств наблюдения. Наблюдение за воз¬душной обстановкой штатно велось наблюдателями и двумя командирами наблюдательной вахты (соответственно, правого и левого бортов), каждый из которых имел в своём распоряжении 12-см зенитный бинокуляр. С обнаружением воздушной цели следовал док-лад командиру непосредственной обороны. Кроме наблюдателей на корабле задача оповещения о приближении воздушной цели возлагалась и на истребите¬ли боевого воздушного патруля.

Командир непосредственной обороны, оценив обстановку, передавал цель одному из двух офицеров — управляющих зенитным огнём (тоже, соответственно, правого и левого бортов), чьи боевые посты находились тут же на КП ПВО. а также передавал оповещение истребителям, находящимся в воздухе.

Офицеры — управляющие зенитным огнем имели в своём распоряжении 8-см зенитные бинокуляры имевшие линии передачи курсового угла в посты управления огнём зенитных батарей. Каждый офицер управлял огнем, как среднекалиберной зенитной артиллерии, так и зенитных автоматов своего борта. Как правило, огнём правого борта управлял командир дивизиона зенитных орудий, а огнём левого борта — командир дивизиона зенитных автоматов Оценив обстановку, управляющий огнем принимал решение, какими именно огневыми средствами целесообразнее поразить цель и отдавал соответствующий приказ командиру выбранной батареи зенитных орудий или автоматов, чьи командные пункты располагались в постах управления огнём своих батарей.

После открытия огня офицеры — управляющие огнём координировали действия зенитной артиллерии, по необходимости вводя в действие дополнительные стволы или выводя их из действия.

Командир непосредственной обороны координировал действия истребителей, зенитной артиллерии обоих бортов и боевых прожекторов.

Звеньям истребителей БВП назначались позиции на различных направлениях и дистанциях от центра ордера соединения, также позиции эшелонировались по высоте. Как правило, четыре звена истребителей занимали каждый свой квадрант, два звена при этом занимали эшелон в 2 ООО м. два других — 4 ООО м, но существовали и другие варианты в зависимости от наличия истребителей ордера соединения, погоды и иных факторов. Всё определялось конкретной обстановкой.

Для наведения истребителей БВП японцы предпочитали использовать радиотелеграфную связь, ввиду не¬важного качества ранних моделей радиотелефонов на истребителях. По оценке офицеров-связистов отечественного флота, пилоты истребителей без каких-либо затруднений могли принимать на слух без записей короткие кодированные команды. Запомнить на слух несколько команд и цифры было не сложнее, чем американские команды, отдаваемые по радиотелефону. Эта методика была полезна с точки зрения унификации навыков лётного состава, повышения качества связи при некачественной аппаратуре (разборчивость радиотелеграфных сигналов заметно выше, чем в радиотелефоне) и стандартизации сигналов управления.

Однако работать ключом на передачу пилоту А6М было весьма затруднительно. Если предупредить свой корабль о замеченных самолётах противника ещё было вполне возможно, то при организации взаимодействия внутри БВП такая связь практически исключалась. Здесь японские пилоты-истребители полагались в первую очередь на зрительные сигналы, превосходную выучку и хорошую слётанность звеньев/эскадрилий.{jcomments on}

По материалам http://cardesign-focus.info/.