Организация японской авианосной авиации.

Японская авианосная авиацияАдминистративная организация

С апреля 1941 г высшим эшелоном административной организации японских авианосцев был флот, состоявший из нескольких дивизий авианосцев: 1-й Воздушный Флот с апреля 1941 г. и до июля 1942 г., 3-й Флот с июля 1942 г. и до 15 ноября 1944 г Флотом командовал вице-адмирал, одновременно командовавший 1 -й ЛАВ

Дивизия авианосцев, как правило, состояла из 1-3 кораблей с принадлежащими им авиагруппами, командовал ею контр-адмирал. При этом он обычно командовал авиагруппами ДАВ и в том случае, когда они действовали на суше. В феврале—марте 1944 г. палубная авиация была реорганизована: лётные части каждой ДАВ были выделены из состава экипажей авианосцев и сведены самостоятельную авиагруппу, называвшуюся теперь «ко:ку:тай». В июле—августе 1944 г. АГ были реорганизованы ещё раз: теперь в них входили отдельные авиаотряды (истребительные, ударные или разведывательные), обозначавшиеся буквами латинского алфавита и индивидуальным номером. Однако эта организация применялась только при действиях с сухопутных аэродромов, а для действий с авианосцев формировались сводные группы из состава нескольких кокутаев.

Как и другими крупными кораблями японского флота, авианосцем по штату командовал капитан 1-го ранга.

Среди прочих командиру авианосца подчинялся, и командир авиационной боевой части (БЧ) («хи- ко.тё»), командовавший всем авиационным личным составом корабля (по штату — капитан 2-го ранга). Как правило, он был самым старшим профессиональным авиатором на корабле. При реорганизации февраля—марта 1944 г. командиром авиационной БЧ на флагманском авианосце ДАВ стал командир кокутая.

Боевая часть делилась на авиационные отряды («хи- ко:тай»), каждый со своим командиром — «хико:тай- тё » (капитан 2-го или 3-го ранга). На средних авианосцах в 1941 г. по штату полагалось три авиаотряда: истребительный («сэнто китай»), бомбардировочный («бакугзкикитай») и ударный («ко:гэкикитай»), но фактически каждая АГ имела только одного хикотайтё вместо трёх по штату. С 1944 г. все самолёты на средних авианосцах уже официально были сведены в один смешанный авиаотряд, подчинявшийся командиру кокутая.

Каждый отряд включал в себя несколько дивизионов («бунтай»), которыми командовали «бунтайтё:» (капитан 3-го ранга или капитан-лейтенант). В подчинении командира дивизиона находились младшие офицеры, а также несколько отделений («хан»), состоявших из старшин и матросов. Следует отметить, что по штату матросов в составе АГ авианосцев не полагалось, но постоянная нехватка личного состава привела к тому, что фактически они присутствовали в составе авиагрупп.

Тактическая организация

С 1930-х гг. стандартная тактическая организация палубной авиации японского императорского флота была следующей.

Низшей тактической единицей был самолёт («хи- ко:ки»). При этом командиром многоместного самолёта (а также звена и эскадрильи) мог быть не только пилот, но и лётчик-наблюдатель. 3 самолёта сводились в звено («сё:тай»)« 2-3 звена сводились в эскадрилью («тю:тай»), а 2-3 эскадрильи — в отряд («дай- тай»). Специальных командирских звеньев не полагалось и командир эскадрильи, например, кроме самой эскадрильи также командовал первым её звеном и первым самолётом звена. Особенностью японской морской авиации было малое число офицерского состава — офицеры составляли только порядка 1/10 от общей численности лётного состава.

На средних авианосцах в 1941 г. по стандартной организации все отряды состояли из 2 эскадрилий по 3 3-самолётных звена каждая. Примерно с февраля 1942 г. стандартная тактическая организация отрядов ударных самолётов на средних авианосцах была изменена: теперь в них входило 3 б-самолётных эскадрильи. делившихся на 3 2-самолётных звена.

В начале 1944 г. во всей морской авиации была изменена стандартная тактическая организация истребительной и истребительно-бомбардировочной авиации. Теперь 2 самолёта сводились в пару («хэнтай»), 2 пары — в четвёрку («ку:тай»), 2 четвёрки — в звено, 2 звена — в эскадрилью и 2 эскадрильи — в отряд. Впрочем, такая организация применялась в некоторых частях еще с середины 1943 г.

Следует отметить, что организация авиагруппы при выполнении конкретного боевого вылета отнюдь не была жёстко привязана к стандартной организации и военным топографическим картам.

Особенностью тактической организации также было то. что авиагруппы входящих в дивизию авианосцев образовывали одну воздушную флотилию, самолёты которой должны были действовать совместно, под единым руководством командующего ДАВ и его штаба. Поскольку размеры палуб большинства японских авианосцев позволяли в один приём разместить для подьёма в воздух чуть более половины авиагруппы, стандартной практикой было атаковать важные цели двумя волнами, которые обычно взлетали и выходили в атаку по отдельности. При этом состав атакующей группы каждой волны, как правило, состоял из самолётов только одного типа (т е. только ударные самолёты или только бомбардировщики). Командиром ударной волны назначался старший по званию командир ударных самолётов или бомбардировщиков

При совместных действиях в составе АУС, включавшего две и более дивизий авианосцев, в первой волне авианосцы одной дивизии поднимали пикирующие бомбардировщики, а авианосцы другой — торпедоносцы. Во второй волне — наоборот.{jcomments on}