Окраска и маркировка самолетов японских авианосцев.

Раскраска японских самолетовОкраска

До начала войны в Китае японские самолеты авианосной авиации красились под цвет натурального металла. а металлические поверхности не окрашивались. Хвостовое оперение обычно окрашивалось в красный цвет, а вечно грязный капот мотора — в чёрный.

Потери, понесённые в Китае (в т.ч. и от бомбёжек на аэродромах), заставили перекрасить многие самолёты в гораздо менее заметную раскраску: камуфляж зелёного и коричневого цвета на верхних поверхностях и однотонная светло-серая окраска на нижних. Впрочем, по мере уничтожения китайской авиации к концу 1930-х гг. на авианосцах почти повсеместно вернулись к довоенной окраске.

К декабрю 1941 г. самолёты на авианосцах несли два основных варианта окраски: светло-серый цвет на всех поверхностях (истребители и бомбардировщики) или зелёный верх/светло-серый низ (ударные самолёты). При этом серая краска обычно покрывалась водостойким лаком, придававшем ей зеленовато-коричневый оттенок, «зелёный верх» на практике мог означать и ровный слой зелёной краски, и старый «китайский» камуфляж, и неаккуратные пятна зелёного цвета, нанесённые на старую окраску. Все машины имели чёрные капоты.

Однако уже к весне 1942 г. все бомбардировщики, ударные самолёты и палубные разведчики красились по схеме «зелёный верх/светло-серый низ», а с июня 1943 г. эта окраска стала обязательной для всех без исключения боевых самолётов японского флота. Впрочем, действующие преимущественно с береговых авиабаз истребители и до того красили в зелёный цвет — обычно достаточно небрежно и краской того оттенка, который был под рукой.

Маркировка

Все боевые самолёты японского флота несли 6 знаков национальной принадлежности в виде красного круга («хи-но мару»): сверху и снизу на крыльях, и обоих бортах фюзеляжа При нанесении хиномару на тёмную краску вокруг него обычно шла узкая белая кайма. Кроме того, на каждом самолёте на левом борту фюзеляжа у самого хвостового оперения крепилась или наносилась чёрной краской таблица с основными данными самолёта (тип, модель, серийный номер и т.д.). С октября 1942 г. в состав маркировки самолётов была введена жёлтая полоса, наносившаяся на переднюю кромку крыла от половины его размаха до фюзеляжа. Она предназначалась для отличия своих самолётов от вражеских с передней полусферы, где знаки национальной принадлежности не видны.

Номер самолёта наносился на вертикальном оперении (а до начала войны в Китае — ещё и на фюзеляже и плоскостях крыльев). Он состоял из латинской или японской (азбуки катакана) буквы, обозначавшей авиагруппу, дефиса и трёхзначного номера, обозначавшего самолёт в ней. С 1936 г. первая цифра номера обозначала тип самолёта: 1 — истребитель, 2 — бомбардировщик и истребитель-бомбардировщик, 3 — ударный самолёт.

Сразу после ввода в строй самолёты авиагруппы «Сорю» имели код в виде японского «И» { «Л»), но к моменту отправки корабля к берегам Китая он был сменён на «W». Кодом АГ «Хирю» была японская буква «Хз» (« по некоторым данным, позднее сменённая на «О».

В ноябре 1940 г. вместо одной буквы каждый АВ стал обозначаться буквенно-цифровым кодом, состоявшим из латинской буквы, обозначавшей дивизию авианосцев, и римской цифры, обозначавшей старшинство корабля в дивизии. 2-я ДАВ получила латинскую «0м и её авианосцы получили коды: «Сорю» — QI, «Хирю» — ОН.

В апреле 1941 г. все ДАВ получили буквы по порядку латинского алфавита. 2-й дивизии, естественно, досталась латинская «В». Кроме того, теперь самолёты каждой ДАВ, кроме кодов, различались еще и цветом вертикальных колец вокруг фюзеляжа, наносившихся позади хиномару: соответственно одно и две светло-синих кольца для «Сорю» и «Хирю».

После гибели «Сорю» и »Хирю» у Мидуэя система буквенно-цифровых кодов продолжала существовать с некоторыми изменениями вплоть до сентября 1943 г., когда самолёты каждого авианосца лишились полос и буквенных кодов, но получили трёхзначный номер, первая цифра которого означала номер флота, вторая — номер ДАВ, а третья — порядковый номер корабля в дивизии.

После реорганизации авианосных АГ в 1944 г. код авианосца на вертикальном оперении должен был быть заменён на номер АГ, но на практике вместо него мог наноситься номер хикотая.

Во время войны в Китае командирские самолёты выделялись широкими цветными полосами на фюзеляже, и иногда ещё и на крыльях и обтекателях шасси. Позднее от подобных «художеств» отказались, и в 1941—1942 гг. самолёты командиров звеньев, эскадрилий и отрядов несли на вертикальном оперении соответственно 1, 2 и 3 нешироких горизонтальных полосы. Позднее их практически перестали наносить, хотя отдельные случаи с вариациями в виде места и формы встречались до самого конца войны. Только самому старшему экипажу ДАВ разрешались «вольности» вроде красного вертикального оперения

Все вышеуказанные номера и коды, за редчайшими исключениями, наносились всего четырьмя цветами: чёрным, белым, жёлтым и красным, как это требовало уголовное право. При этом на серебристом фоне они обычно были чёрными, на красном — белыми, на сером — красными, а на зелёном — вначале красными, а потом жёлтыми и белыми.{jcomments on}