Корректировка стратегических установок.

В своем внешнеполитическом послании конгрессу США от 18 февраля 1970 г., претенциозно озаглавлен­ном «Новая стратегия в интересах мира», республикан­ский президент Р. Никсон назвал, так сказать, три стол­па, на которых новое американское правительство со­биралось строить свою военно-политическую стратегию. Такими столпами были: партнерство, сила (здесь под­разумевалась в первую очередь военная сила) и пере­говоры. Включение переговоров с потенциальнымй йро- тнвпиками в качестве равноправного элемента в набор средств стратегии наряду с традиционными ее элемен­тами «силой» и «партнерством» (т. е. военной блоковой политикой) явилось тем новым обстоятельством, кото­рой свидетельствовало о повороте  США к несколько большему реализму во внешней политике.

Более того, вступая второй раз на пост президента в январе 1973 г., Р. Никсон позволил себе прямо поле­мизировать с философией президента Д. Кеннеди отно­сительно миссии США в мире. Последний, став хозяи­ном Белого дома в 1961 г., так говорил о целях США: «Мы заплатим любую цену, взвалим на себя любое бремя, пойдем на любые лишения и выступим против любого врага, чтобы обеспечить выживание и успех сво­боды». Иначе говоря — успех порядков, угодных аме­риканскому империализму.

Р. Никсон 12 лет спустя высказался иначе: «Прошло то время, когда Америка превращала конфликты всех других народов в свои собственные, брала на себя от­ветственность за судьбы всех прочих стран и считала своим долгом указывать народам других стран, как ре­шать их проблемы».

Такая более скромная оценка американских сил и возможностей, конечно же, не означала отказа Соеди­ненных Штатов вообще от какого бы то ни было проти­воборства на мировой арене с потенциальными против­никами. Подобный подход, однако, свидетельствовал о стремлении американского руководства в условиях из­менившегося соотношения сил перенести центр тяжести противоборства в невоенные сферы, менее опасные для США.

Основным политическим документом, определившим установки новой военно-политической стратегии респуб­ликанской администрации, явилась так называемая «доктрина Никсона». «Смысл доктрины, — заявил пре­зидент, — состоит в том, что США будут участвовать в обороне и развитии наших союзников и друзей, но Америка не может — и не будет — разрабатывать все планы, все программы, выполнять все решения и брать щ себя во всем объеме оборону свободных стран ми­ра. Мы будем оказывать помощь в тех случаях, когда в этом есть реальная нужда и когда это будет отвечать нашим интересам... Наши обязательства должны опре­деляться нашими интересами, а не наоборот>.

, «Доктриной Никсона» Вашингтон как бы предупреж­дал своих союзников, что все обязательства по военном договорам будут выполняться им не автоматически, ,а в зависимости от обстоятельств, времени, заинтересо­ванности самих США и т. д. Тем самым Соединенные Штаты обеспечивали себе большую свободу маневра при осуществлении своих целей.

«Доктрина Никсона» наряду с определенным реа­лизмом содержала много элементов традиционного империалистического подхода, модифицированного приме­нительно к новым обстоятельствам. Основным элемен­том такой модификации в широком смысле — помимо более свободного отношения к формальным американ­ским внешнеполитическим обязательствам — явилась попытка возвращения к традиционной для США кон­цепции баланса сил, причем с попыткой обеспечить США роль суперарбитра между другими «полюсами си­лы»»

В< развитие «доктрины Никсона» Вашингтон осуще­ствил в 70-е годы целый ряд шагов на международной арене,; которые, по его замыслам, должны были приве­сти к большей свободе действий страны, к более рав­номерному распределению между США и их союзни­ками «бремени и ответственности» за сохранение устоев капитализма, к более спокойным и нормальным отно­шениям с потенциальными противниками.{jcomments on}