Стратегия «реалистического сдерживания» (1970— 1976). Через два года после своего прихода к власти в США республиканское правительство Никсона официально объявило о том, что оно пересмотрело стратегию национальной безопасности. В результате этого пересмотра стратегия «гибкого реагирования» 60-х годов была официально заменена стратегией «реалистического сдерживания».
Министр обороны США М. Лейрд, говоря в 1971 г. о новой американской стратегии, заявил: «Четыре главных фактора реальной действительности, приведших к принятию новой стратегии, таковы: стратегическая реальность, финансовая реальность, реальное положение; с людской силой и политическая реальность. Стратегическая реальность включает в себя прежде всего колоссальный рост военной мощи Советского Союза, явно уступавшего нам в силе в начале 60-х годов и добившегося сегодня почти что паритета».
Обсуждая другие» факторы «стратегической реальности», Белый дом учитывал также создание Китайской Народной Республикой ядерного оружия и антинатовскую направленность политики Пекина. Планируя стратегию. США на 70-е годы, вашингтонские лидеры стали исходить из предпосылки о том, что руководство КНР не будет действовать солидарно с СССР в той или иной кризисной ситуации, связанной с военной провокацией США или их союзников.
Более того, республиканское правительство объявило о том, что в соответствии с установками новой стратегии США отныне в своем военном строительстве будут ориентироваться на обеспечение способности к ведению не двух с половиной войн, как раньше (большой войны в Европе большой войны в Азии и «половинной» — малой — войны где-то еще), а всего лишь полутора войн..
Стратегия «гибкого реагирования» 60-х годов молчаливо признавала девальвацию американского ядерного арсенала перед лицом окрепшей обороноспособности СССР, роста его стратегических вооружений. Стратегия «реалистического сдерживания» сохраняла эту линию, выражающуюся в установке на нежелательность ядерного конфликта с СССР. Более того, учитывая «урок Вьетнама», США стали осторожнее подходить и к использованию своих обычных вооруженных сил.
В соответствии со стратегией «реалистического сдерживания количественная сторона военных приготовлений, в первую очередь в области живой силы, начала по преимуществу трактоваться как дело союзников США. Себе Вашингтон отвел в первую очередь; обязанность улучшения качества основного ядра; вооруженных Сил. — стратегического ракетно- ядерного: арсенала параллельном совершенствовании обычных вооружений. Вместо опоры на сухопутные силы, представляемые Соединенными Штатами по первому требованию, американских партнеров, Вашингтон потребовал от своих союзников военной опоры. И это относилось не только к азиатским союзникам США,,, где стала осуществляться замена американских, вооруженных сил местными (программы «вьетнамизадии», «кореизации» и т: д.), но и к американским союзникам по НАТО.
Однако, осуществляя известный пересмотр своих военных обязательств, форм и способов вмешательства в локальные конфликты, американское руководство не переставало подчеркивать, что США отнюдь не отказываются от своей «глобальной роли», а лишь модифицируют практику ее осуществления. «Доктрина Никсона,— подчеркнул президент США в беседе с известным американским журналистом Сульцбергером, — предназначается для специфической цели сохранения американской роли в мире, а отнюдь не для отказа от международной ответственности... Наша ответственность не ограничивается ответственностью за этот великий континент (Северной и Южной Америки.), но включает Европу, Средний Восток, Юго-Восточную Азию, Восточную Азию, многие районы, судьбы которых затрагивают мир на Земле... Только Соединенные Штаты, — самоуверенно добавил он, — обладают достаточной силой, чтобы быть в состоянии поддерживать баланс сил в Европе и в других районах, которые в ином случае могли бы оказаться затронутыми».
Была увеличена экономическая и военная помощь, оказываемая США своим союзникам по военным блокам и другим странам, выступающим в качестве локальных форпостов американского империализма.
Наряду с уменьшением военного присутствия за рубежом Соединенные Штаты видоизменили и сами его формы, делая больший упор на мобильные военно-морские силы, не столь зависящие от военных баз на иностранных территориях. В порядке понижения заметности американского военного присутствия в мире и в то же время с целью компенсации сокращения своего сухопутного присутствия, Соединенные Штаты усилили постоянное военно-морское патрулирование в Тихом океане, Средиземном море и в особенности в Индийском океане и Персидском заливе.
Осуществляя сокращение обычных вооруженных сил, раздутых в период вьетнамской войны, республиканская администрация уменьшила их численность с 3548 тыс. человек до 2100 тыс. человек. С 1 июля 1973 г. США отказались от призыва и перешли к формированию вооруженных сил на добровольческой основе. При этом сокращение численности вооруженных сил США было в значительной мере компенсировано повышением боеготовности и улучшением качества подготовки сия резерва и национальной гвардии.
Вместо явно провоцирующей концепции превосходства администрацией США в 1971 г. была выдвинута концепция «достаточности» вооруженных сил, Эта концепция, с одной стороны, вынужденно признавала факт стратегического паритета между СССР и США и невозможность приобретения Соединенными Штатами в будущем сколь бы то ни было значимого превосходства над потенциальным противником в области стратегического ракетно-ядерного потенциала, С другой стороны, формула «достаточности» набрасывала дополнительный покров тайны на основные принципы американского военного строительства.
Можно считать, что в основе концепции «достаточности» лежало стремление американского руководства и Пентагона сохранить лидерство в области качественного совершенствования стратегических вооружений при согласии на более или менее равные количественные уровни стратегических вооружений США и Советского Союза,
Было решено, что в условиях, когда мир «вновь вернулся» к «многополюсному балансированию», Соединенные Штаты могут возвратиться к традиционной концепции военного строительства по оптимальному, а не максимальному варианту, ввиду того, что другие центры силы в какой-то мере уравновешивают друг друга/
В рамках общих переговоров с СССР о «кодексе поведения» США выразили готовность вести переговоры* о стабилизации военного равновесия путем ограничения гонки вооружений, в первую очередь стратегических.
Следует отметить, что, несмотря на все эти поправки: в стратегии, большинство американских военных теоретиков не видело какой-либо принципиальной разницы между стратегией «реалистического сдерживания» и стратегией «гибкого реагирования» и считало первую< практическим продолжением второй лишь под другим названием. Более или менее собственное содержание; у« стратегии «реалистического сдерживания» появилось лишь с выдвижением «доктрины Шлесинджера» о пере- нацеливании американских стратегических сил с гражданских на военные объекты в СССР. Эту концепцию' Дж. Шлесинджер, занимавший пост министра обороны в администрациях президента Р. Никсона и затем президента Дж. Форда, впервые изложил на пресс-конференции в Вашингтоне 10 января 1974 г. и подробно развил в своем докладе конгрессу о военном бюджете США на 1975/76 финансовый год.{jcomments on}
Уникальная метеостанция домашняя по оптимальной цене.