Доктрина «ограниченной» ядерной войны («доктрина Шлесинджера»).

Представленная Шлесинджером концепция «ограниченной войны» была дальнейшим развитием контрсиловых аспектов стратегии Вашингтона, стремлением американского руководства тем или иным образом вырваться из сковывающей свободу их дейст­вий ситуации стратегического ядерного паритета между СССР и США.

В свое время, когда США были монополистами на атомное оружие, и даже в первое десятилетие после ликвидации американской атомной монополии, когда американские руководители считали, что Соединенные Штаты обладают гораздо большим, чем СССР, числом как ядерных бомб, так и эффективных средств достав­ки ядерного оружия, они не ставили вопроса ни о каких ограничениях на ядерную войну.

Массированные бомбардировки центров промышлен­ности и населения противника рассматривались в каче­стве основного способа использования ядерного орудия, рассчитанного на то, чтобы сломить волю противника и выиграть войну. Однако после того как у другой сто­роны — СССР — появились не менее эффективные средства доставки ядерных зарядов на цели в США, американские стратеги и официальные лица принялись добиваться теоретических ограничений на стратегическую ядерную войну. Этого, как считается, можно достигнуть путём исполь­зования стратегических ядерных сил не против гражданских объектов, а против командных постов, ракетных іііахт, авиабаз баз подводных лодок, военных складов, концентраций войск. Именно такого типа обмен ядерными ударами предусматривался «доктриной Шлесинджера». Выдвигая тезис 6 перенацеливаний стратегических сил США с гражданских на военные объекты в СССР, американ­ское руководство как бы давало понять Советскому Со­юзу: в случае если дело дойдет до обмена ядерными ударами, США, мол, не будут стремиться к чрезмерным разрушениям и жертвам на территории другой стороны, а будут выводить из строя лишь ее вооруженные силы и военные объекты.

А раз такова будет стратегия США, то и у другой стороны должен появиться сильнейший побудительный мотив воздержаться от ударов по аме­риканским гражданским центрам и ограничить свой удар только по военным объектам. Делая упор на контрсиловых аспектах стратегии, американские военные ру­ководители не столько заботились о судьбах советско­го и своего собственного гражданского населения, сколь­ко стремились сделать стратегическое ядерное оружие реально используемым в войне, а не просто средством удержания потенциального противника от нападения на США угрозой сокрушительного ответного удара.

В самом деле, контрсиловой удар по военным объектам другой стороны наиболее эффективен лишь в каче­стве первого обезоруживающего удара. Имеет смысл бить по ракетам и бомбардировщикам другой стороны, пока они еще не запущены на цели; наносить же от­ветный удар по пустым шахтам и аэродромам вряд ли целесообразно. Стало быть, официально выдвигая кон­цепцию контрсиловой стратегической войны, американ­ское руководство хотело не только ее легализовать, но и фактически повысить стратегическую ядерную угрозу СССР даже в условиях мирного времени. И это факти­чески подтвердил тот же Шлесинджер, заявивший в 1975 г., что США не исключают применения стра­тегического ядерного оружия первыми. . . Отчасти выдвижение этой концепции и разглаголь­ствование министра обороны о первом ударе можно было объяснить тем, что, демонстрируя такую воинственственость Вашингтон стремился отвлечь внимание от крупного поражения США весной 1975 г. в Сайгоне и подошел конец марионеточному проамериканскому правлению в Южном Вьетнаме. Однако в более широком диапазоне «доктрина Шлесинджера» была попыткой американ­ского руководства добиться для Соединенных Штатов даже в условиях стратегического паритета между СССР и США, зафиксированного советско-американскими сог­лашениями 1972 г. об ограничении стратегических во­оружений, определенных частных стратегических пре­имуществ.

В скором времени наступит лето, и множество людей думают о том, как выгодно купить кондиционер с установкой. Кондиционеры General это как раз тот выбор, который им подойдет, сейчас эта японская торговая марка очень популярна в Европе, так как все модели кондиционеров отличаются сочетанием свежих дизайнерских решений и новейших технических разработок. Это сочетание позволяет сделать сервисное обслуживание кондиционеров General быстрым и качественным.


Выступая со своей концепцией, Шлесинджер лишь официально и публично подтверждал те стратегические установки, которые, как отмечалось, фактически были заложены ранее. На максимализацию контрсиловых возможностей США было нацелено и стратегическое строительство США в конце 60-х — первой половине 70-х годов, когда Пентагон, прекратив количественный рост своих стратегических вооружений, перешел к их качественному совершенствованию (развертывание бо­лее компактных и более точных разделяющихся голов­ных частей на МБР — система МИРВ, увеличение за- рядности стратегических бомбардировщиков путем ос­нащения их ядерными ракетами класса «воздух—зем­ля»). Эти меры позволили быстро увеличить количест­во стратегических ядерных зарядов при сохранении прежнего числа стартовых комплексов. Как признал впоследствии Г. Киссинджер, Пентагон прямо делал ставку на то, что замораживание числа пусковых уста­новок МБР в США и СССР, осуществленное по согла­шению ОСВ-1, при отсутствии ограничений на число боеголовок на каждой ракете создаст для США значи­тельное преимущество над СССР, поскольку Пентагон надеялся, что Соединенные Штаты на длительное вре­мя останутся единственными обладателями системы раз­деляющихся головных частей «РГЧ» с индивидуальным наведением зарядов на цели. В этом он, однако, просчи­тался, недооценив научно-технические возможности Со­ветского Союза.

Пентагоновские деятели, конечно, понимали, что до­говоренность с любым потенциальным противником о каких-то правилах войны, правилах обмена ядерными ударами, которые увеличили бы американские возмож­ности и сократили возможности другой стороны, недо­стижима. Такого рода «правила» можно лишь надеять­ся навязать с позиции превосходящей силы. И для то­го, чтобы побудить другую сторону вести борьбу по американским «правилам», Соединенные Штаты должны были сохранять в резерве силы «гарантированного унич­тожения», предназначенные для ударов по городам. :и промышленным целям.

Иначе говоря, американское руководство исходило из того, что определенные качественные преимущества в области стратегических вооружений и большее число стратегических ядерных зарядов, обеспеченных средст­вами доставки, дают США возможность даже в усло­виях общего паритета сторон по числу стратегических пусковых установок добиться лучшего для себя исхода «ядерного обмена», особенно если США ударят первы­ми по советскому стратегическому комплексу и тем са­мым значительно ослабят силу советского ответного удара, сохранив в то же время силы и для массирован­ного второго удара по СССР в случае необходимости.

Именно эти установки были заложены в «меморандуме решении в области национальной безопасности № 242», одобренный президентом Никсоном в апреле 1974 г. и практически реализованный в едином инте­грированном оперативном плане № 5, принятом в де­кабре 1975 г. Этот план распределял ядерные силы США и их союзников по НАТО между 25 тыс. целей на тер­риториях СССР и стран Варшавского Договора.

«Доктрина Шлесинджера» фактически служила пропагандистским публичным изложением некоторой части секретных установок американского правительства, та­ким их отражением, которое, по мнению американских политиков, должно было бы произвести наибольшее впе­чатление на потенциального противника.

Наконец, само обсуждение проблемы «стратегиче­ского ядерного обмена» между США и СССР, затеян­ное Вашингтоном в ситуации разрядки, в ситуации, ког­да уже начались переговоры о втором советско-амери­канском соглашении по ограничению стратегических вооружений (ОСВ-2), было призвано, так сказать, ох­ладить разрядку, показать, что США отнюдь не торо­пятся идти вперед в деле улучшения советско-амери­канских отношений.

На заключительном этапе президентства Дж. Форда, в 1976'г., была предпринята разработка документа по оценке «советской военной угрозы», который впоследст­вии! стал базой для пропагандистского обеспечения - но­вого «тура наращивания вооружений в США и влияние которого ощущается по сей день. Речь идет о докладе так называемой «группы Б» в составе 10 «независимых  состоящих на государственной службе воен­ных экспертов и советологов группу возглавил советолог Р. Пайпс, среди ее членов были уже упоминавшийся П. Нитце, отставной генерал Д. Грэхэм «и другие лица, именуемые в самой американской бур­жуазной печати «ястребами» за свои воинственные при­зывы)-. «Группа Б» представила доклад, в котором все оценки военной мощи СССР и особенно его намерений в области военного строительства были завышены еще более, нежели те заведомо преувеличенные данные, ко­торые поставляло администрации ЦРУ («группа А»). Именно новые, сверхзавышенные оценки были утверж­дены тогдашним директором ЦРУ Дж. Бушем (теперь вице-президент США) и стали базой для дальнейшего военного строительства.

Таким образом, администрация Картера получила в наследство от республиканцев и комплекс долгосроч­ных программ наращивания вооружений, и соответст­вующее пропагандистское прикрытие.

Теперь оценки «группы Б» остаются, по утвержде­нию газеты «Нью-Йорк тайме», «евангелием для кон­серваторов из обеих партий, включая Рейгана и его со­ветников». Не удивительно, что ряд этих авторов доклада (Пайпс, Ван-Клив, Нитце, Грэхэм) были в чис­ле советников Рейгана в ходе предвыборной кампании, а кое-кто из них занял и официальные посты в его ад­министрации.{jcomments on}

С распространением сети интернет в наше время любой пользователь может посмотреть онлайн абсолютно все фильмы в хорошем качестве. Для этого не нужно платить деньги, большинство онлайн кинотеатров покажут их бесплатно. Все, что необходимо это удобней устроится в любимом кресле и наслаждаться увлекательным сюжетом нового фильма.