Представленная Шлесинджером концепция «ограниченной войны» была дальнейшим развитием контрсиловых аспектов стратегии Вашингтона, стремлением американского руководства тем или иным образом вырваться из сковывающей свободу их действий ситуации стратегического ядерного паритета между СССР и США.
В свое время, когда США были монополистами на атомное оружие, и даже в первое десятилетие после ликвидации американской атомной монополии, когда американские руководители считали, что Соединенные Штаты обладают гораздо большим, чем СССР, числом как ядерных бомб, так и эффективных средств доставки ядерного оружия, они не ставили вопроса ни о каких ограничениях на ядерную войну.
Массированные бомбардировки центров промышленности и населения противника рассматривались в качестве основного способа использования ядерного орудия, рассчитанного на то, чтобы сломить волю противника и выиграть войну. Однако после того как у другой стороны — СССР — появились не менее эффективные средства доставки ядерных зарядов на цели в США, американские стратеги и официальные лица принялись добиваться теоретических ограничений на стратегическую ядерную войну. Этого, как считается, можно достигнуть путём использования стратегических ядерных сил не против гражданских объектов, а против командных постов, ракетных іііахт, авиабаз баз подводных лодок, военных складов, концентраций войск. Именно такого типа обмен ядерными ударами предусматривался «доктриной Шлесинджера». Выдвигая тезис 6 перенацеливаний стратегических сил США с гражданских на военные объекты в СССР, американское руководство как бы давало понять Советскому Союзу: в случае если дело дойдет до обмена ядерными ударами, США, мол, не будут стремиться к чрезмерным разрушениям и жертвам на территории другой стороны, а будут выводить из строя лишь ее вооруженные силы и военные объекты.
А раз такова будет стратегия США, то и у другой стороны должен появиться сильнейший побудительный мотив воздержаться от ударов по американским гражданским центрам и ограничить свой удар только по военным объектам. Делая упор на контрсиловых аспектах стратегии, американские военные руководители не столько заботились о судьбах советского и своего собственного гражданского населения, сколько стремились сделать стратегическое ядерное оружие реально используемым в войне, а не просто средством удержания потенциального противника от нападения на США угрозой сокрушительного ответного удара.
В самом деле, контрсиловой удар по военным объектам другой стороны наиболее эффективен лишь в качестве первого обезоруживающего удара. Имеет смысл бить по ракетам и бомбардировщикам другой стороны, пока они еще не запущены на цели; наносить же ответный удар по пустым шахтам и аэродромам вряд ли целесообразно. Стало быть, официально выдвигая концепцию контрсиловой стратегической войны, американское руководство хотело не только ее легализовать, но и фактически повысить стратегическую ядерную угрозу СССР даже в условиях мирного времени. И это фактически подтвердил тот же Шлесинджер, заявивший в 1975 г., что США не исключают применения стратегического ядерного оружия первыми. . . Отчасти выдвижение этой концепции и разглагольствование министра обороны о первом ударе можно было объяснить тем, что, демонстрируя такую воинственственость Вашингтон стремился отвлечь внимание от крупного поражения США весной 1975 г. в Сайгоне и подошел конец марионеточному проамериканскому правлению в Южном Вьетнаме. Однако в более широком диапазоне «доктрина Шлесинджера» была попыткой американского руководства добиться для Соединенных Штатов даже в условиях стратегического паритета между СССР и США, зафиксированного советско-американскими соглашениями 1972 г. об ограничении стратегических вооружений, определенных частных стратегических преимуществ.
В скором времени наступит лето, и множество людей думают о том, как выгодно купить кондиционер с установкой. Кондиционеры General это как раз тот выбор, который им подойдет, сейчас эта японская торговая марка очень популярна в Европе, так как все модели кондиционеров отличаются сочетанием свежих дизайнерских решений и новейших технических разработок. Это сочетание позволяет сделать сервисное обслуживание кондиционеров General быстрым и качественным.
Выступая со своей концепцией, Шлесинджер лишь официально и публично подтверждал те стратегические установки, которые, как отмечалось, фактически были заложены ранее. На максимализацию контрсиловых возможностей США было нацелено и стратегическое строительство США в конце 60-х — первой половине 70-х годов, когда Пентагон, прекратив количественный рост своих стратегических вооружений, перешел к их качественному совершенствованию (развертывание более компактных и более точных разделяющихся головных частей на МБР — система МИРВ, увеличение за- рядности стратегических бомбардировщиков путем оснащения их ядерными ракетами класса «воздух—земля»). Эти меры позволили быстро увеличить количество стратегических ядерных зарядов при сохранении прежнего числа стартовых комплексов. Как признал впоследствии Г. Киссинджер, Пентагон прямо делал ставку на то, что замораживание числа пусковых установок МБР в США и СССР, осуществленное по соглашению ОСВ-1, при отсутствии ограничений на число боеголовок на каждой ракете создаст для США значительное преимущество над СССР, поскольку Пентагон надеялся, что Соединенные Штаты на длительное время останутся единственными обладателями системы разделяющихся головных частей «РГЧ» с индивидуальным наведением зарядов на цели. В этом он, однако, просчитался, недооценив научно-технические возможности Советского Союза.
Пентагоновские деятели, конечно, понимали, что договоренность с любым потенциальным противником о каких-то правилах войны, правилах обмена ядерными ударами, которые увеличили бы американские возможности и сократили возможности другой стороны, недостижима. Такого рода «правила» можно лишь надеяться навязать с позиции превосходящей силы. И для того, чтобы побудить другую сторону вести борьбу по американским «правилам», Соединенные Штаты должны были сохранять в резерве силы «гарантированного уничтожения», предназначенные для ударов по городам. :и промышленным целям.
Иначе говоря, американское руководство исходило из того, что определенные качественные преимущества в области стратегических вооружений и большее число стратегических ядерных зарядов, обеспеченных средствами доставки, дают США возможность даже в условиях общего паритета сторон по числу стратегических пусковых установок добиться лучшего для себя исхода «ядерного обмена», особенно если США ударят первыми по советскому стратегическому комплексу и тем самым значительно ослабят силу советского ответного удара, сохранив в то же время силы и для массированного второго удара по СССР в случае необходимости.
Именно эти установки были заложены в «меморандуме решении в области национальной безопасности № 242», одобренный президентом Никсоном в апреле 1974 г. и практически реализованный в едином интегрированном оперативном плане № 5, принятом в декабре 1975 г. Этот план распределял ядерные силы США и их союзников по НАТО между 25 тыс. целей на территориях СССР и стран Варшавского Договора.
«Доктрина Шлесинджера» фактически служила пропагандистским публичным изложением некоторой части секретных установок американского правительства, таким их отражением, которое, по мнению американских политиков, должно было бы произвести наибольшее впечатление на потенциального противника.
Наконец, само обсуждение проблемы «стратегического ядерного обмена» между США и СССР, затеянное Вашингтоном в ситуации разрядки, в ситуации, когда уже начались переговоры о втором советско-американском соглашении по ограничению стратегических вооружений (ОСВ-2), было призвано, так сказать, охладить разрядку, показать, что США отнюдь не торопятся идти вперед в деле улучшения советско-американских отношений.
На заключительном этапе президентства Дж. Форда, в 1976'г., была предпринята разработка документа по оценке «советской военной угрозы», который впоследствии! стал базой для пропагандистского обеспечения - нового «тура наращивания вооружений в США и влияние которого ощущается по сей день. Речь идет о докладе так называемой «группы Б» в составе 10 «независимых состоящих на государственной службе военных экспертов и советологов группу возглавил советолог Р. Пайпс, среди ее членов были уже упоминавшийся П. Нитце, отставной генерал Д. Грэхэм «и другие лица, именуемые в самой американской буржуазной печати «ястребами» за свои воинственные призывы)-. «Группа Б» представила доклад, в котором все оценки военной мощи СССР и особенно его намерений в области военного строительства были завышены еще более, нежели те заведомо преувеличенные данные, которые поставляло администрации ЦРУ («группа А»). Именно новые, сверхзавышенные оценки были утверждены тогдашним директором ЦРУ Дж. Бушем (теперь вице-президент США) и стали базой для дальнейшего военного строительства.
Таким образом, администрация Картера получила в наследство от республиканцев и комплекс долгосрочных программ наращивания вооружений, и соответствующее пропагандистское прикрытие.
Теперь оценки «группы Б» остаются, по утверждению газеты «Нью-Йорк тайме», «евангелием для консерваторов из обеих партий, включая Рейгана и его советников». Не удивительно, что ряд этих авторов доклада (Пайпс, Ван-Клив, Нитце, Грэхэм) были в числе советников Рейгана в ходе предвыборной кампании, а кое-кто из них занял и официальные посты в его администрации.{jcomments on}
С распространением сети интернет в наше время любой пользователь может посмотреть онлайн абсолютно все фильмы в хорошем качестве. Для этого не нужно платить деньги, большинство онлайн кинотеатров покажут их бесплатно. Все, что необходимо это удобней устроится в любимом кресле и наслаждаться увлекательным сюжетом нового фильма.