Индекс материала
Английские подводные лодки.
Страница 2
Страница 3
Все страницы

Основу их воружения составляли 16 ракет системы Polaris A3. Они ничем не отличались от тех, что стояли на вооружении ВМС США. Всего правительство Великобритании закупи­ло 128 таких машин (двойной боезапас на каж­дую из лодок). Характерно то, что вопреки условиям пакта Нассау головные части к ним также поставлялись американцами, хотя ис­пытания британских ядерных боевых заря­дов на полигоне в Неваде проводились с за­видной регулярностью.

Еще не успела Resolution выйти на первое свое боевое патрулирование (в июле 1968 г.), как командование ВМС поставило перед пра­вительством Великобритании вопрос о повы­шении эффективности МСЯС страны. К кон­цу 1964 г. стало известно, что в Советском Союзе ведутся работы над созданием систем ПВО, способных обеспечить противоракетную оборону наиболее важных политических и эко­номических центров. Ракетам, запущенным с лодок, находящихся на боевом патрулирова­нии в Северной Атлантике, Северном или Ба­ренцевом морях, приходилось преодолевать эти рубежи обороны.

Стремясь решить данную проблему, коман­дование ВМС Великобритании обратило вни­мание на программу Antelope, направленную на радикальную модернизацию ракеты систе­мы Polaris A3 (UGM-27C), в соответствии с которой предполагалось повышение ее боевой устойчивости. За счет уменьшения количества боевых блоков с трех до двух ракету, полу­чившую название Polaris АЗА, оснастили ком­плексом средств преодоления ПРО и более со­вершенной БСУ. Для достижения требуемых параметров боевой устойчивости пришлось пожертвовать дальностью полета - она сни­зилась с 4600 до 3710 км.

В середине 60-х годов была разработана очередная модификация UGM-27C, известная как ракета системы Polaris-АЗТ. По сравне­нию с предшественницей она была оснащена улучшенной БСУ, более стойкой к поражаю­щим факторам ядерного взрыва. Испытания этой ракеты начались в ноябре 1966 г. Одна­ко американцы от нее отказались, отдав пред­почтение системе Poseidon. В итоге в 1968- 1970 гг. в Великобритании приступили к про­работке исследовательской программы Super Antelope, направленной на изучение воз­можности модернизации ракет системы Polaris A3 в ракеты системы Polaris-АЗТ и вооружения ими ПЛАРБ типа Resolution. Кроме того, предполагалось, что UGM-27C получат два боевых блока индивидуального наведения мощностью но 0,25 Мт или шесть мощностью по 0,04-0,05 Мт. КВО каждого из блоков не должно было превышать 450-500 м.

По имеющимся данным, ракеты системы Polaris АЗТ получили все четыре корабля типа Resolution. Нельзя не отметить, что эта про­грамма не вызывала большого восторга у большинства специалистов и у ряда предста­вителей парламента. По существу, она явля­лась компромиссом. Многие высказывались за модернизацию лодок МСЯС Великобритании иод ракеты системы Poseidon, указывая на то, что у Polaris АЗТ было только одно суще­ственное преимущество - сравнительно низ­кая стоимость.

Данные разногласия породили целый ряд предложений по модернизации ПЛАРБ типа Resolution: в 1970 г. - программа Artificer - оснащение ракеты системы Polaris АЗТ мощ­ной (по некоторым оценкам, от 0,5 до 1,0 Мт) моноблочной боевой частью; в 1971 г. - Mini- Poseidon - оснащение ракеты системы Polaris АЗТ разделяющейся головной частью от ра­кеты Poseidon СЗ с шестью боевыми блоками индивидуального наведения мощностью по 0,2 М; в 1972 г. - Hybrid - использование ра­кеты системы Poseidon СЗ с оснащением ее БСУ, разработанной в рамках программы Super Antelope; в 1973 г. - Option М - исполь­зование ракеты системы Poseidon СЗ с боевы­ми блоками без индивидуального наведения.

В принципе каждое из этих предложений, учи­тывая конструктивные особенности кораблей типа Resolution, могло быть реализовано, но оказывалось неприемлемым из-за высокой стоимости выполнения работ.

После того как все эти варианты один за другим были отклонены, в марте 1974 г. пра­вительство Великобритании объявило о нача­ле работ по программе Chevaline, которые дол­жны были вестить под эгидой Научно-иссле- довательского центра ядерного оружия в Ол- дермастоне (Atomic Weapon Establishment). К ним были привлечены многочисленные под­рядчики, в том числе фирма Lockheed Aero­space, традиционно занимавшаяся разработ­кой БР для ВМС США.

В принципе ракета Polaris АЗТК практи­чески полностью повторяла базовую машину. Различия заключались в том, что в первую ступень залили новое, более эффективное твердое топливо, заменили ряд узлов и про­вели ряд мероприятий, направленных на по­вышение боевой устойчивости ракеты к воз­действию поражающих факторов ядерного взрыва. Однако наиболее интересной частью программы Chevaline стала головная часть со ступенью разведения боевых блоков.

Она состояла из: БСУ (так называемого блока контроля); блока ориентации; механиз­ма отделения от маршевого двигателя второй ступени; блока двигательной установки и средств преодоления ПРО. БСУ в основном предназначалась для выдачи команд блоку двигательной установки с целью правильной ориентации в пространстве и обеспечения пи­танием всех элементов ступени. Блок ориен­тации, состоявший из комплекса гироскопов и акселерометров, выдававал информацию в ЦВМ БСУ. Механизм отделения включал в себя два твердотопливных двигателя и сра­батывал после ориентации в пространстве вто­рой ступени с головной частью.

Блок двигательной установки обеспечивал точную ориентацию ступени разведения. Он состоял из маршевого ЖРД, работавшего на высококипящих самовоспламеняющихся ком­понентах топлива (в качестве окислителя ис­пользовалась ингибированная красная азот­ная кислота, а в качестве горючего - гидра­зин). Вытеснение компонентов происходило за счет подачи азота в баки. ЖРД имел два не­управляемых сопла, которые вместе с двумя пакетами твердотопливных газогенераторов могли работать попарно или попеременно.



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Материалы по теме "ВМФ".

Новое на сайте