Индекс материала
Разработка типов Swiftsure и Trafalgar.
Страница 2
Страница 3
Все страницы

Немаловажным для снижения уровня шум­ности британских АЛЛ второго поколения ока­залось и то, что в процессе акустических ис­пытаний Swiftsure удалось снизить шумность за счет тщательной доводки механизмов и аг­регатов или замены тех из них, чьи шумовые характеристики не соответствовали новым, повышенным требованиям. В качестве при­мера такой замены можно привести главные циркуляционные насосы (ГЦН) главных кон­денсаторов ГТЗА и АТГ. Предполагалось, что их размещение в водяных камерах конденса­торов между трубными досками позволит не только упростить конструкцию всей системы, но снизить шумность. Этого не произошло из-за неудачной конструкции приемных пат­рубков, обусловившей возникновение кавита­ции. Замена патрубков полностью восстано­вила эффект снижения шумности от выше­указанного размещения ГЦН.

Повышение надежности и ремонтопригод­ности было достигнуто за счет устранения не­достатков элементов ГЭУ АЛЛ первого поко­ления Valiant, упрощенной схемы размещения всех механизмов в сочетании с высоким каче­ством проектирования, изготовления и мон­тажа. В частности, специалисты отмечали три основных недостатка ГЭУ Valiant. Во-первых, это то, что ГТЗА и оба АТГ имели свои глав­ные конденсаторы с автономными системами обслуживающих механизмов и устройств (кон- денсатных и циркуляционных насосов, измерительной и контрольной аппаратуры, а так­же трубопроводов). Единственное, что было общим, так это масляная система для обоих АТГ. На Swiftsure оба АТГ имели общий двух- проточный конденсатор, который был объе­динен циркуляционными трассами с главным конденсатором, что упростило циркуляцион­ную систему и сократило длину трубопрово­дов. Причем выход из строя одного из АТГ не мог оказать влияние на работу другого.

Во-вторых, у Valiant имелась сложная и разветвленная система охлаждения главных механизмов забортной водой. Помимо про­блем, связанных с эксплуатацией, в случае глубоководного погружении стояла реальная угроза гибели корабля из-за ее малой надеж­ности (арматура и трубопроводы находились под воздействием давления забортной воды). Данную проблему решили путем внедрения промежуточного (третьего) контура охлажде­ния главного конденсатора и обслуживающих его механизмов пресной водой под сравнитель­но небольшим давлением. Отвод тепла от тре­тьего контура осуществлялся в теплообменных аппаратах (ТА), охлаждаемых забортной во­дой и закрепленных в непосредственной бли­зости к прочному корпусу лодки - эта систе­ма образовывала четвертый контур.

Изначально предполагалось, что циркуля­ционные насосы ТА, как и в главном конден­саторе и конденсаторе АТГ, будут размещать­ся в водяных камерах охладителей. Однако создание гидравлических частей этих насосов потребовало бы большого объема НИОКР, и из-за финансовых ограничений были приня­ты обычные насосы. Нельзя не отметить, что подобную систему охлаждения у нас в стране внедрили уже на АПЛ первого поколения.

Наконец, в-третьих, у Valiant ГЭУ издава­ла большой шум, особенно на малых ходах. Причем его уровень был настолько велик, что возникали помехи работе гидроакустических средств. Происходило это в основном из-за того, что рама ГТЗА жестко замыкалась на корпус с целью компенсации крутящего мо­мента вала, возникающего по мере набора мощности. О том, как эту проблему решили на Swiftsure, мы уже говорили.

Пожалуй, меньше всего нареканий в ГЭУ Valiant вызывала ППУ. Как известно, она со­здавалась на базе американского реактора S5W. Этот реактор имел двухконтурную теп­ловую схему, принудительную (на мощности более 20%) и естественную (на мощности до 20%) циркуляцию теплоносителя в первом кон­туре. В качестве теплоносителя использовал­ся бидистиллят. Реактор был оснащен двумя парогенераторами (обеспечивали подачу пара на турбины ГТЗА под давлением 42 кг/см2 и при температуре 250 °С) и двумя ЦНПК.

Реактор PWR1, которым оснастили Swift- sure, отличался от прототипа упрощенной кон­струкцией второго контура (за счет рациональ­ного проектирования и уменьшения числа кла­панов и соединений), а также использовани­ем новой A3 (тип «В») с повышенной тепло­вой мощностью и увеличенной длительностью кампании (до восьми лет).

Состав вооружения Swiftsure в принципе остался таким же, как и у прототипа. Вместе с тем размещение антенны ГАС тип 2072 ниже осевой плоскости привело к необходимости отказаться от одного из шести ТА. Из пяти оставшихся аппаратов четыре установили по- бортно под небольшим углом к ДП корабля, а пятый - в ДГ1 под сравнительно большим уг­лом (-6°) к основной плоскости. Боезапас гру­зился через специальный носовой люк. Этот процесс был крайне сложным и трудоемким, но на него пошли ради обеспечения наиболее благоприятных условий для работы гидроаку­стических средств.

Изначально боезапас лодок типа Swiftsure состоял исключительно из многоцелевых тор­пед Tigerfish или мин, принимавшихся на борт вместо торпед. В январе 1981 г., после того как многоцелевые АЛЛ ВМС США стали по­лучать на вооружение ПКР Sub-Harpoon, пра­вительство Великобритании сразу же решило приобрести эти ракеты. Оценочные испыта­ния провели с июля 1982 г. по февраль 1983 г. на Тихоокеанском ракетном полигоне ВМС США. ПКР отстреливались из ТА британской АПЛ Courageous(S 50, типа Valiant), которая временно базировалась в Сан-Диего (штат Ка­лифорния). Всего с борта лодки выпустили 15 ракет, которые успешно поразили заданные цели в диапазоне дистанций 60-110 миль. Кро­ме них выполнили 81 бросковый пуск макета ракеты, что позволило детально изучить осо­бенности ПКРК Harpoon и выяснить возмож­ность размещения его на АПЛ ВМС Велико­британии - как оказалось, решение этой за­дачи не требовало существенной перестройки конструкции имевшихся тогда систем торпед­ного вооружения.

Интерес британцев к ПКРК Harpoon, по­мимо военной целесообразности, подогревался и тем, что правительство США обязалось ком­пенсировать затраты на приобретение большой партии ракет. Только но состоянию на март 1982 г. сумма этой компенсации достигла 240 млн. долларов. Вероятно, эти средства по­шли на проведение испытаний с участием Courageous. Так или иначе, но в 1983 г. Адми­ралтейство решило вооружить ПКРК Sub- Harpoon все свои многоцелевые АПЛ второго и третьего поколений. Соответствующие рабо­ты провели в течение 80-х годов в процессе проведения капитальных ремонтов кораблей.

Размещение colocation серверов на удаленных площадках.



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Материалы по теме "ВМФ".

Новое на сайте