АПЛ Swiftsure.

По замыслу командования ВМС Великобритании Swiftsure изначально предназначалась для борьбы с АПЛ и надводными кораблями советского флота, главным образом на противо-лодочных рубежах, а также для обеспечения развертывания и боевого использования ПЛАРБ ВМС Великобритании и США. В случае необходимости лодка могла выставлять мины (при-нимались за счет ракетно-торпедного боезапаса). После модернизации части АПЛ этого типа на них была возложена задача нанесения ударов по береговым объектам на террито¬рии противника. Spartan могла использоваться как носитель подразделений специальных сил.
Swiftsure являлась развитием АПЛ Valiant В отличие от прототипа она имела иные форму прочного корпуса и схему расположения носовых горизонтальных рулей, а также более рациональную общую компоновку, пониженный уровень шумности и упрощенную, повышенной надежности ПТУ.
Прочный корпус Swiftsure представлял собой цилиндр единого диаметра, с полусферическими прочными переборками в оконечностях. Он разделялся плоскими водонепроницаемыми переборками на четыре отсека. Прочный корпус лодки имел четыре люка: носовой для погрузки (выгрузки) ракетно-торпедного боезапаса и провизии; входной в прочной рубке, расположенной над центральным постом, и два - аварийно-спасательных, расположенных над концевыми (обитаемыми) отсеками. Последние были оборудованы комингс-площадками.
Ограждение прочной рубки и выдвижных устройств Swiftsure имело прямоугольную, крылообразную форму. Оно было смещено в нос корабля и не сопрягалось с легкими конструкциями проницаемых оконечностей его корпуса. Крыша ограждения являлась поверхнос-тью двойной кривизны, плавно сопрягающейся с вертикальными бортами. На ней размещались закрывающиеся щитами вырезы открытого ходового мостика и выдвижных устройств.

Корпус Swiftsure по наружным обводам представлял собой тело вращения с осесимметричной конусообразной кормовой оконечностью, на конце которой находилось крестооб-разное оперение, включавшее в себя рули и горизонтальные стабилизаторы, а за ним - малошумный ВФШ. Носовая оконечность имела характерную для английских ПЛ форму, сочетающую в себе штевневые образования в верхней и средней по высоте частях с ожевальной нижней частью. Характерной особенностью корабля являлась хорошо обтекаемая протяженная надстройка, плавно сопрягавшаяся с проницаемыми оконечностями и прочным корпусом. Под ней находились трубопроводы некоторых систем, шкиперское оборудование и ПУ средств ПТЗ SAWCS (за ограждением по шесть на борт). Она обеспечивала кораблю сравнительно неплохие мореходные качества. АПЛ имела три группы ЦГБ - две в проницаемых оконечностях (89% от общего объема) и одну в прочном корпусе (11% от общего объема). ЦГБ продувались воздухом высокого давления. Вероятно, Swiftsure была оснащена системой пороховых аккумуляторов давления, которая обеспечивала всплытие в аварийной ситуации.
Реактор PWR1, которым была оснащена Swiftsure, являлся развитием американского реактора S5W. Он отличался от прототипа упрощенной конструкцией второго контура и новой АЗ (тип «В») с повышенными тепловой мощностью и длительностью кампании. ПТУ Swiflsure включала в себя ГТЗА и два АТГ. ГТЗА состоял из двух однокорпусных турбин, работавших на один гребной вал через двухступенчатый зубчатый редуктор, к которому также был присоединен электропривод валоповоротного устройства. Обе паровые турбины имели общий главный конденсатор и полный комплект обслуживающих их вспомогательных механизмов и систем. Конструктивной особенностью главного конденсатора являлось наличие двойных трубных досок, что снижало вероятность засоления конденсата за¬бортной водой. Осевые циркуляционные насосы конденсатора имели электропривод и рас¬полагались в его водяной камере между трубными досками. Электропривод был применен также для большинства вспомогательных механизмов (за исключением главных питательных турбонасосов).
Основным источником электроэнергии на лодке были два трехфазных синхронных генератора с автономным паротурбинным приводом (АТГ), которые вырабатывали переменный ток напряжением 450 В и частотой 60 Гц. Как и в случае с ГТЗА, оба АТГ имели один главный конденсатор со всеми обслуживающими системами. В качестве резервных источников электроэнергии использовались два ДГ, вырабатывавшие постоянный ток напряжением 220 В и АБ. Эти ДГ предназначались для питания вспомогательных механизмов энергетической установки при пуске и расхолаживании реактора. В случае его выхода из строя они были способны обеспечить движение корабля. Пульты управления ГТЗА и ЭЭС находились в посту энергетики, который располагался в выгородке на верхней палубе отсека вспомогательных механизмов.
Для обеспечения малых (малошумных) ходов на линию вала был навешен малооборотный ГЭД постоянного тока. Его питание могло осуществляться либо от АТГ через преобразователи, либо от дизель-генераторов, либо от АБ. Между редуктором ГТЗА и ГЭД была установлена разобщительная гидравлическая муфта. В качестве аварийного средства движения использовалась выдвижная поворотная колонка (ВПК), имевшая привод от ЭД мощностью 325 кВт. Она располагалась вне прочного корпуса в кормовой проницаемой оконечности.
Вооружение Swiftsure состояло из пяти 533-мм ТА, вваренных в носовую полусферическую переборку прочного корпуса. Один центральный аппарат был установлен в диаметральной плоскости лодки и выходил из прочного корпуса под углом к основной плоскости. Остальные четыре ТА располагались побортно, с разворотом от диаметральной плоскости. На корабле использовалась гидравлическая система пуска оружия из ТА. Боезапас насчитывал 25 многоцелевых торпед Tigerfish или мин. Он хранился на стеллажах с системой продольного и поперечного перемещения. Для подачи боезапаса в ТА и обеспечения требуемой скорострельности использовалось УБЗ.
Всего в период с июля 1969 г. по март 1981 г. на верфи фирмы Vickers Shipbuilding Ltd. в Барроу-ин-Фёрнесс были построены шесть АПЛ типа Swiftsure. За время эксплуатации какую-либо существенную модернизацию или переоборудование (если не считать изменения состава вооружения) ни одна из них не проходила. В середине 80-х годов все корабли этого типа получили на вооружение ПКРК Sub Harpoon, а в 1997-2002 гг. Splendid, Spartan и Sceptre - КР Tomahawk Block III. В 2002-2003 гг. Spartan модернизировали в носитель палубной док-камеры типа DDH (Dry Deck Hangar).
АПЛ Trafalgar предназначена для решения тех же задач, что и Swiftsure, которая использовалась в качестве прототипа. В отличие от нее Trafalgar имеет удлиненный (на 2,3 м) корпус, с наружными обводами, в большей степени оптимизированными для подводного плавания, движитель типа Pump-Jet (вместо малошумного ВФШ), пониженный уровень шумности и собственных помех работе гидроакустических средств, АЗ реактора с увеличен-ной (до 12 лет) кампанией и ГАС с ГПБА тип 2026. Trafalgar лучше приспособлен для использования в арктических водах. Для этого усилили конструкцию ограждения прочной рубки и надстройки, установили два эхоледомера и другое оборудование, необходимое для плавания иод паковыми льдами. Корабль также получил более совершенные перископы.
Всего в период с апреля 1979 г. по декабрь 1991 г. на верфи фирмы Vickers Shipbuilding Ltd. в Барроу-ин-Фёрнесс были построены семь АПЛ типа Trafalgar. За время эксплуатации какую-либо существенную модернизацию или переоборудование если не считать изменения состава вооружения; ни одна из них пока не проходила.{jcomments on}

Корпоративное обучение английскому языку, подробности на www.lingua.ru Возможность обучения в офисе без отрыва от работы, разработка индивидуальный программ для предприятий.