Индекс материала
АПЛ Rubis.
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Все страницы

История создания Rubis весьма интересна. В отличие от остальных стран во Франции развитие АПЛ началось не с торпедных (или многоцелевых) лодок, а с ПЛАРБ. Иначе говоря, в качестве прототипа был взят корабль этого класса и путем удаления ракетного отсека получили многоцелевую АПЛ. Мало того, во время закладки Provence (с 18 декабря 1980 г. Rubis) использовали задел корпусных конструкций, механизмов и оборудования, предназначавшихся для ПЛАРБ Le Inflexible, чью постройку приостановили.
По сути, проектирование многоцелевой АПЛ во Франции началось еще в 1955 г. - с момента начала разработки проекта Q244 (впоследствии Gymnote). Характерно то, что, приступая к разработке этой ПЛАРБ, командование французских ВМС рассчитывало на его базе создать торпедный вариант. Такой подход к развитию АПЛ в этой стране сохранялся и в дальнейшем. Одновременно с созданием носителя ракет МСЯС велась проработка торпедной АПЛ, но дальше эскизного проекта она не шла. Только лишь к концу 1972 г. окончательно определился облик этого корабля, и он получил обозначение SNA-72.
Официально решение правительства Франции о постройке многоцелевой АПЛ было принято в январе 1973 г. Среди основных требований, предъявленных заказчиком к специалистам КБ верфи ВМС (Direction Des Construction Navales) в Шербуре, можно выделить два наиболее существенных.

Во-первых, это максимально возможная унификация с ПЛАРБ типа Le Redoutable, а во-вторых, это снижение шумности наряду с обеспечением надежности всех механизмов и систем вооружения. Она должна была быть сопоставимой с надежностью реактора ППУ. Технический проект корабля разрабатывался больше двух лет, причем при определении наружных обводов корпуса была взята ДЭПЛ Agosta.
Заказ на первую AПЛ выдали верфи ВМС в Шербуре в феврале 1976 г. Она получила название Provence (S-616). Впоследствии лодку переименовали в Rubis (S-601). Так стала называться вся серия первых французских многоцелевых АПЛ. Официально закладка Provence состоялась 11 декабря 1976 г., хотя сборка секций корпуса началась еще во второй половине 1975 г. Корабль должны были ввести в строй в октябре 1981 г. Всего же командование ВМС планировало до 1995 г. приобрести восемь таких АПЛ двух модификаций.
Хотя требование унификации с Le Redoutable являлось одним из основных, реализовать его в полной мере так и не удалось. Причиной стало ограниченное финансирование, приведшее к существенному ограничению нормального водоизмещения (сведения о том, что имелись какие-либо требования к его параметрам, отсутствуют). Как казалось, это отступление можно было бы считать недостатком, но на самом деле оно привело к дальнейшей эволюции французских АПЛ. Дело в том, что специалисты КБ верфи ВМС в Шербуре, исходя из объема выделенных средств на создание многоцелевой АПЛ, пришли к выводу, что ее нормальное водоизмещение не будет превышать 2500 т при диаметре прочного корпуса «всего лишь» 7,6 м.
Стало очевидным, что использовать главные механизмы Le Redout able нельзя - они просто не «вписывались» в такой диаметр. Пришлось разрабатывать принципиально новую ППУ и прежде всего ее реактор. Он получил обозначение CAP (Chaudiere Avancee Prototype). Одна из его особенностей - использование естественной циркуляции теплоносителя первого контура на всех режимах работы установки, за исключением повышенной мощности (80% и более), после чего включался ЦНПК, который также «срабатывал» при больших значениях углов крена и дифферента. Благодаря этому не только повышалась надежность и снижалась шумность ППУ, но и сокращались ее массогабаритные характеристики. Той же цели служило и моноблочное исполнение ППУ (парогенераторы размещались над A3 в едином блоке с корпусом реактора). Были внесены изменения и в конструкцию самой A3. Вместо обычных стержней ТВЭЛов использовали секционированные блоки двуокиси урана, что считается более надежной и безопасной в эксплуатации конструкцией.
Схема гребной турбоэлектрической установки в принципе сохранилась такой же, как и у Le Redoutable. Она включает в себя ГЭД, который получает питание от двух АТГ (правда, меньшей мощности), или от резервного дизель-генератора, или от АБ. В качестве движителя используется малошумный гребной винт увеличенного диаметра. Существенным нововведением стало внедрение аварийного ГЭД на линии вала, который может обеспечить кораблю малый ход и используется в случае отказа обоих АТГ. Он получает питание от вспомогательного дизель-генератора или от АБ. Как уже говорилось, на Redoutable вместо аварийного ГЭД использовалось выдвижное подруливающее устройство фирмы Pleuger.

керамогранит

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Материалы по теме "ВМФ".

Новое на сайте