Индекс материала
Развитие ПЛАРБ ВМС Франции.
Страница 2
Страница 3
Все страницы

Если развитие МСЯС Великобритании и США отличалось некоторой прямолинейнос­тью, то во Франции оно шло гораздо интерес­нее. Ее правительство традиционно уделяло особое внимание МСЯС. Дело в том, что стра­на обладает сравнительно небольшой терри­торией, на которой обеспечить скрытное раз­вертывание баллистических ракет назем­ного базирования не представляется возмож­ным. В этих условиях постоянно патрулирую­щие в море ПЛАРБ служили гарантией от воз­можного нападения со стороны более сильно­го противника и являлись важнейшим факто­ром международной политики. Официально о начале создания МСЯС французское прави­тельство объявило в 1955 г. Причем предпо­лагалось одновременно вести разработку стра­тегической баллистической ракеты и ее лодки-носителя, что могло бы позволить карди­нально сократить сроки их развертывания. Вся система получила название Marisoult. Предполагалось, что по своим характеристи­кам ее ракета будет близка к американской UGM-27B системы Polaris А2.

Носителем ракеты Marisoult должна была стать ГШАРБ под проектным обозначением Q244. Хотя по целому ряду причин ни эта ра­кета, ни ее носитель таки не были приняты на вооружение - о причинах мы еще расска­жем в данной монографии - они заслуживают определенного внимания. Изначально фран­цузы решили оснастить свою первую ПЛАРБ реактором отечественной разработки, работа­ющем на обогащенном уране, который плани­ровали приобрести в США. Однако из-за по­литических противоречий (Франция отказа­лась участвовать в военной организации бло­ка НАТО сделка сорвалась, и французам при­шлось заняться разработкой реактора, рабо­тающего на природном уране с малым содер­жанием изотопа U235. Для поддержания необ­ходимой плотности потока «тепловых» нейт­ронов в активной зоне этого реактора требо­валось использовать в качестве замедлителя «тяжелую» воду. Вот здесь и выяснилось, что размеры такой активной зоны будут просто огромными, и реактор, оснащенный ею, не впи­шется в корпус строящегося корабля. В июне 1958 г. постройку ПЛАРБ сначала приостано­вили, а затем и вовсе отменили. Примерно в тот же период прекратили разработку раке­ты Marisoult из-за ее больших массогабаритных характеристик.

7 мая 1959 г. правительство США все же продало Франции партию (около 440 кг) высокообогашенного урана, что позволило присту­пить к разработке реактора приемлемых (для размещения на лодке ! размеров, а также к ра­ботам над первым ядерным зарядом, который подорвали в феврале 1960 г. в пустыне Саха­ра. Вместе с тем, в отличие от своих американ­ских коллег, французские конструкторы не имели отработанных ядерных технологий. В ре­зультате им пришлось одновременно решать три главные задачи: во-первых - разрабаты­вать корабельную АЭУ; во-вторых - БР мор­ского базирования и, наконец, в-третьих - про­ект носителя этой ракеты. Надо сказать, что многие в тот период ставили под сомнение спо­собность Франции самостоятельно решить все эти проблемы. Великобритания, например, все свои ПЛАРБ проектировала и строила при ак­тивном участии американских специалистов, с использованием ряда образцов оборудования и механизмов, изготовленных в США. Фран­цузы же были лишены подобной возможности.

Принимая во внимание всю сложность стоящих проблем, в мае 1962 г. французским правительством была создана специальная межотраслевая организация COELACANTHE1, призванная координировать действия ВМС и промышленности. Достаточно сказать, что разработкой первой французской системы МСЯС одновременно занимались три различ­ных учреждения: реактором - Управление по атомной энергетике (СЕА); ракетами - Обще­ство по изучению и исследованиям БР (SEREB), ПЛАРБ - Управление кораблестрое­ния (DCN). Новая организация проведения работ позволила уже к июлю 1963 г. сформи­ровать облик МСЯС Франции, так называе­мых Океанских стратегических сил (FOST).

Изначально предполагалось иметь только* три ПЛАРБ, по конструкции корпуса и харак­теру вооружения повторяющих американскую Lafacttc. Корабли получили проектные номе­ра Q252, Q255 и Q257, став впоследствии со­ответственно Le Redoutable, Le Terrible и he Foudroyant. В 1967 г. МО объявило о намере­нии строить четвертую ПЛАРБ, в 1971 г. - пятую, а 1975 г. - шестую. Все работы, свя­занные с созданием французских МСЯС, про­ходили в условиях соблюдения режима стро­гой секретности, и поэтому о них известно крайне мало. Первая французская баллисти­ческая ракета Ml была принята на вооруже­ние во второй половине 60-х годов. Ее летные испытания проводились с использованием эк­спериментальной ДЭПЛ Gumnoteiб. Q244).

Ml представляла собой двухступенчатую тведотопливную ракету с моноблочной голов­ной частью (MR-41) мощностью 0,5 Мт и инер- циальной системой наведения. Ее стартовая масса составляла около 18 т, а дальность по­лета достигала 2600 км при КВО 3200 м. Эта ракета стояла на вооружении двух первых французских ПЛАРБ> - Le Redoutable и Le Terrible. В 1974 г. была принята на вооруже­ние новая БР — М2, которая отличалась от предшественницы усовершенствованной вто­рой ступенью. Благодаря новым смесевым топливам и облегчению корпусных конструкций (за счет использования вместо стали армиро­ванного стекловолокна) дальность ее полета довели до 3000 км. Также была модернизиро­вана БСУ, что позволило сократить КВО до 2000 м. М2 стояла на вооружении Le Foud- royant, законченной постройкой в июне 1974 г.

По существу, ракеты М1 и М2 разрабаты­вались с целью скорейшего развертывания МСЯС. По-настоящему качественный скачок в развитии французской ракетной техники произошел с принятием на вооружение в 1976 г. BP М20. Она также являлась двухсту­пенчатой ракетой с моноблочной головной частью, боевой частью (TN-60) мощностью 1,2 Мт. Корпус ее первой ступени был выпол­нен из жаропрочной стали, а второй (как и у М2) - из армированного стекловолокна. Пер­вая ступень была оснащена четырьмя сопла­ми с поворотными дефлекторами, обеспечи­вавшими управление полетом на активном участке траектории. Ее в максимально воз­можной степени унифицировали с первой сту­пенью ракет Ml и М2.

Уголь каменный оптом Сибуглесбыт ОАО Сибуглесбыт ОАО поставляет каменный уголь, угольный топливный брикет на ваш выбор, различных марок. Дорого. Дешево не значит качественно. Любой объем в любую часть мира, по суше и воде. По 100% предоплате, по аккредитиву (аккредитив только на наших условиях и только за уголь). Оплата за услуги перевозок и фрахта, перевалка в портах только по 100% предоплате на лицевой счет нашей транспортной компании. Свой запрос оформляйте на нашем сайте, наши квалифицированные специалисты в реальном времени ответят на все интересующие вас вопросы.


Двигатель второй ступени имел одно не­подвижное утопленное сопло. Для управления вектором тяги по тонгажу и рысканию исполь­зовалось вспрыскивание жидкого фреона в закритическую часть сопла. Управление по крену обеспечивалось автономной газогенера­торной системой с неподвижными управляю­щими соплами. Первая ступень отводилась от второй за счет наддува межступенчатого про­странства с помощью специального газогене­ратора и разрушения соединения ступеней удлиненным коническим зарядом (по-видимо­му, пороховым). Головная часть отделялась от второй ступени с помощью пирозамков и спе­циальных сопел противотяги второй ступени. Она могла подрываться как в воздухе, так и на земле. Она была оснащена комплексом средств преодоления ПРО, состоявшего из лег­ких ложных целей и дипольных отражателей, размещавшихся в специальных контейнерах.

Система хранения и пуска М20 в принци­пе повторяла американскую систему Мк.21, но имела шахту больших размеров. Простран­ство между пусковым стаканом и стенками шахты заполнялось каучуком (по другим дан­ным, перфорированной резиной). Заданные параметры влажности и температуры (что особенно важно для сохранения стабильности смесевых топлив) поддерживались системой кондиционирования воздуха. Перед выстрелом положение пускового стакана фиксировалось стопорящими замками. Ракета выстрелива­лась из шахты сжатым воздухом, хранившим­ся в цилиндрических баллонах, смонтирован­ных в трюме ракетного отсека. Пуск ракеты мог производиться с глубин от 15 до 20 м или из надводного положения носителя.

М20 стояла на вооружении четвертой и пятой французских ПЛАРБ - Le Indomptable и Lc Tonnant. Первые три лодки получили ее в процессе проведения первого капитального ремонта. Характерно то, что шахты имели большой запас на модернизацию, что позво­лило сначала вооружать их тремя любыми ра­кетами Ml, М2 и М20, а затем - более совер­шенной М4. В этом отношении французские корабли типа Le Redoutable во многом повто­ряли американские носители ракет семейства Polaris.

Что же касается Le Redoutable, то боль­ших проблем с проектированием его корпуса и общекорабельных систем у французов не возникало. Основным камнем преткновения стали ППУ и в первую очередь реактор. По­надобилось почти 10 лет (с 1955 по 1964 г.), чтобы в Кадалаше вывести в критическое со­стояние его прототип PAT 1. Одновременно в Пьеррлатте построили фабрику по обогаще­нию урана, что решило проблему обеспече­ния французских АПЛ ядерным топливом. Благодаря этим усилиям уже в марте 1964 г. в Шербуре смогла состояться закладка первой французской ПЛАРБ Le Redoutable.

По общей компоновке и архитектуре она во многом повторяла американскую лодку Lafayette. Вместе с тем имелся ряд конструк­тивных особенностей, обусловленных исполь­зованием иной схемы энергетической установ­ки и массогабаритными характеристиками ра­кетного и радиотехнического оружия. Поми­мо этого следует учесть и то, что Le Redoutable создавалась без прототипа, в отличие от свое­го американского аналога. Наоборот, она сама стала проектом, на базе которого была разра­ботана многоцелевая АПЛ типа Rubis. Фран­цузская ПЛАРБ имела полную штевневую форму носовой оконечности со скругленными верхними и нижними частями, благодаря чему обеспечивались неплохие мореходные качества, необходимые для пуска ракет в надводном по­ложении. Кроме того, это позволило располо­жить в носу четыре 533-мм ТА и антенны ГАС.

Массогабаритные характеристики ракеты М20 (а именно на нее, в конечном счете, ори­ентировались проектанты) предопределили размеры шахт системы хранения и пуска. Они гораздо больше (чем на Lafayette) возвыша­лись над прочным корпусом, что заставило увеличит!, высоту ракетного банкета и изме­нить силуэт корабля. Прочный корпус делил­ся не на шесть, а на семь отсеков. Это было вызвано тем, что французы выделили посты и системы управления ГЭУ в отдельный от­сек. Однако наиболее интересной особеннос­тью являлось то, что Le Redoutable не имела ГТЗА. В его качестве выступапа автономная турбогенераторная установка < АТГУ) с двумя АТГ и одним низкооборотным ГЭД на линии вала, что обеспечивало малошумный ход в широком диапазоне скоростей. Надо сказать, что подобная схема была реализована на всех французских АПЛ.

В ГЭУ Le Redoutable был принят ток двой­ного рода: переменный, вырабатывавшийся АТГ, преобразовывался в постоянный ток для питания ГЭД. На ходу лодки все общекора­бельные потребители (ГЭД на линии вала, приводы вспомогательных механизмов, систе­мы вооружения, РТВ, установки регенерации воздуха, осветительная сеть и т.д.) получали питание от АТГ. В аварийной ситуации они могли получать питание либо от любого из четырех дизель-генераторов, либо от АБ.

В компании ЛУКСОР Лестницы на второй этаж, перила, пластиковые окна, алюминиевые двери, остекление балконов, судовые иллюминаторы от производителя


 

В качестве резервного средства движения корабль был оснащен выдвижным подрули­вающим устройством (ВПУ) фирмы Pleuger <ФРГ). Оно представляло собой погружной электромотор, в котором внутренние полости были заполнены забортной водой, выполняв­шей функции смазки подшипников и охлаж­дения обмотки статора. Вал, на который на­саживался винт, проходил через полый вал ротора и закреплялся в своих подшипниках, благодаря чему вибрации, создававшиеся вин­том, не передавались ротору, что исключапо возможность резонансных явлений. Любопыт­но то, что подобным устройством (ВДРК) и той же фирмы были оснащены советские СКР пр. 159.

Не менее интересной особенностью Le Redoutable являлась система торпедной стрельбы, принятая впоследствии для всех французских АЛЛ. Она уступает более слож­ным гидравлическим или пневмо-гидравлическим системам соответственно американских и британских аналогов. Эта система имеет (она продолжает сохраняться на вооружении фран­цузских АПЛ) ряд уникальных конструктив­ных особенностей. В частности, когда оружие выстреливается, забортная вода одновремен­но засасывается в кормовую часть трубы ТА с тем, чтобы не было разрыва рабочей среды (вакуума). Достоинством такого устройства яв­ляются: простота конструкции ТА; наличие единственного отверстия в прочном корпусе ПЛ для каждого ТА (не требуется дополни­тельный трубопровод для приема забортной воды, компенсирующей массу выпущенного оружия); возможность выхода оружия из ТА без каких-либо повреждений даже при манев­рировании ПЛ на больших ходах.

Эта система также позволяет избавиться от хранящихся на стеллажах запасных образ­цов оружия, имеющих какой-либо дефект. Это осуществляется путем их перемещения (при помощи системы перезаряжания) к одному из двух ТА, оснащенных пневматическим порш­нем с телескопическим штоком, введения в аппарат и выталкивания за борт.

Все шесть ПЛАРБ типа Le Redoutable были построены в период с марта 1964 г. по январь 1985 г. Одновременно возводился пункт по­стоянного базирования в Иль-Лонге (недале­ко от Бреста), где в настоящее время фран­цузские корабли этого класса проходят меж- походовый ремонт со всеми видами матери­ально-технического обслуживания и пополне­ния запасов. Здесь же расположен арсенал со складами хранения ракет, цехами их сборки и подготовки к боевому использованию. После ввода в строй шестого корабля серии на долю ПЛАРБ стало приходиться 74% ядерных бое­припасов французской стратегической «триа­ды». Эти корабли несли боевое патрулирова­ние с января 1972 г. (когда в Норвежское море направилась Le Redoutable) по октябрь 2007 г.

Как правило, районы патрулирования на­ходились в Норвежском и Баренцевом морях или в Северной Атлантике. С 1983 г. одновре­менно в море патрулировали три корабля. Один находился в Иль-Лонге, а два - в раз­личных стадиях капитального ремонта на вер­фи флота в Бресте или в Шербуре. Теорети­чески, с вводом в строй Le Inflexible (шестого корабля серии) одновременно патрулировать могли уже четыре лодки, но фактически их количество не превышало трех единиц. Про­должительность похода составляла около 60 суток. Каждый из кораблей ежегодно пред­принимал по три патрулирования. Известно, что за время службы Le Redoutable соверши­ла 60 боевых патрулирований. Вероятно, при­мерно такое же их число приходилось на ос­тальные однотипные корабли. Для обеспече­ния столь высокой интенсивности эксплуатации для каждого из них сформировали по два эки­пажа (подобно тому, как в свое время это было сделано в ВМС США) - «красный» и «синий». Они поочередно меняли друг друга.

Первые пять кораблей были идентичны между собой. Le Inflexible, заложенная в мар­те 1975 г., должна была полностью повторять их. Однако к этому моменту начались работы над новой БР морского базирования, получив­шей индекс М4. Ею и было решено вооружить шестой корабль типа Le Redoutable. Так как работы над новым ракетным комплексом еще только разворачивались, постройку этой лод­ки в мае 1976 г. было решено приостановить. Имевшийся задел корпусных конструкций, механизмов и оборудования использовали для постройки первой французской АПЛ типа Rubis.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Материалы по теме "ВМФ".

Новое на сайте