Проект Le Inflexible.

Le Inflexible практически полностью повто­ряла прототип. Разница заключалась в том, что на ней был размещен ракетный комплекс М4, а для повышения скрытности оператив­ную глубину погружения увеличили на треть (с 200 до 300 м) за счет использования новой корпусной стали, ППУ и ПТУ, а также ГЭД на линии вала смонтировали на новой, более совершенной (чем у Le Hedoutable) системе амортизаторов. Срок кампании A3 реактора PWR, несмотря на незначительное изменение его конструкции, был увеличен с шести (на Le Redoutahle) и до 25 лот. Таким образом, она стала равной жизненному циклу корабля. Одновременно усовершенствовали систему управления ГЭУ. На ПЛАРБ Le Inflexible ус­тановили новую ГАС DSUX-21. Корабль так­же получил более совершенную ИНС (к сожа­лению, ее индекс неизвестен). Во время дви­жения лодки на небольшой глубине или под перископом ее данные уточнялись при помо­щи радионавигационной или спутниковой на­вигационной систем. Правда, по утверждени­ям французских специалистов, точность дан­ных, выдававшихся этой ИНС, была такова, что не требовала периодических всплытий лодки к поверхности для обсервации. Мало того, их якобы можно было с успехом исполь­зовать для данных ракетной стрельбы, что спо­собствовало повышению скрытности ПЛАРБ. ИНС Le Inflexible стала прототипом подоб­ной системы, которой оснастили ракетоносцы следующего поколения - типа Le Triomphant. Все эти нововведения дают основание некото­рым специалистам относить этот корабль к переходному типу между поколениями фран­цузских АПЛ. Le Inflexible заложили второй раз 27 марта 1980 г., а ввели в строй - 1 апре­ля 1985 г.

За это время была завершена разработ­кой и испытана (с участием все той же Gum- note) БР М4. Она являлась трехступенчатой твердотопливной ракетой со стартовой мас­сой 36,2 т. Ее первая ступень была изготовле­на из стали, а две других - из «кевлара». Все три ступени оснащены смесевыми топливами. Их двигатели управляются в соответствии со специальной программой и имеют свободно двигающиеся сопла, приводящиеся в движе­ние при помощи гидравлических приводов (по другим данным, газогенераторов). Имеются расхождения в сведениях о типе головной ча­сти этой ракеты. По некоторым из них, она является рассеивающейся (типа MRV), а по другим - разделяющейся с боевыми блоками индивидуального наведения (типа MIRV). В любом случае она оснащается шестью бое­выми блоками мощностью 0,15 Мт каждый. Благодаря этому одна М4 обеспечивает нане­сение ударов по нескольким близко расположенным друг от друга объектам, и в случае прорыва ПРО всеми шестью блоками, пло­щадь зоны поражения достигала 20 ООО км2. При этом КВО не превышала 400 м.

Система хранения и пуска, в принципе, такая же, как и в предыдущих французских системах. Различие заключалось в том, что зазор между стенками шахты и пускового стакана заполнялся специальными полимерны­ми материалами. Внутренняя поверхность пус­кового стакана имела несколько обтюраторных колец. Сверху стакан (после погрузки ракеты) закрывался куполообразной мембраной из фе­нол ьной смолы, армированной асбестом (как и шахты американской системы Trident).

Пуск ракеты обеспечивался не сжатым воз­духом (как в системе М20), а парогазовой сме­сью. Она вырабатывалась ПАДами. Генери­руемые ими газы сначала проходили через цистерну с водой (охладительную камеру), сме­шивались с ней в определенных пропорциях и образовывали низкотемпературный пар. Этот пар подавался в камеру, образованную между нижним обтюратором пускового ста­кана и днищем шахты. Старт ракеты мог быть осуществлен с глубин до 40 м (против 15-20 у системы М20) или надводного поло­жения. Время предстартовой подготовки не превышало 20 мин, а интервал между пуска­ми - 15 с.

М4 имела две модификации - M4/TN-70 и M4/TN-71: первая с дальностью полета поряд­ка 4000 км, а вторая - свыше 5000 км. Уве­личение дальности стрельбы, судя по всему, обясняется использованием нового, более энер­гоемкого топлива, а также сокращением мас­сы головной части.

Le Inflexible вступила в строй, имея на во­оружение ракеты M4/TN-70. Предполагалось, что все остальные ПЛАРВ типа Le Redoutable модернизируют под ракеты M4/TN-71. Одна­ко в середине 80-х годов Le Redoutable уже приближалась к предельному сроку службы и от ее модернизации отказались. Le Tonnant и Le Foudroyant прошли модернизацию на вер­фи ВМС в Шербуре, a Le Indomptable и Le Terrible - на верфи ВМС в Бресте. Средняя продолжительность работ для каждого из ко­раблей составила около 30 месяцев, а трудо­затраты оказались сопоставимыми с трудозат­ратами, необходимыми для их постройки (все­го на 20% меньше).{jcomments on}