Авианосец "Хирю"

Кораблестроительная программа.

Постройка «Хирю» была запланирована по 2-й программе пополнения флота. Обозначение по программе — 2-й авианосец.

На момент принятия программы, оба запланированных к постройке авианосца должны были быть одного типа, поэтому официальная стоимость постройки «Хирю» была определена одинаковой со стоимостью «Сорю» — 40 200 ООО иен.

Название и классификация.

«Хирю» официально классифицировался как авианосец. Полуофициально, «Хирю», как и его предшественник «Сорю», был отнесён к подклассу средних авианосцев «Хирю» —  Летящий дракон.

Строительство и верфь.

«Хирю» был заложен на стапеле верфи арсенала флота Йокосука 08 июля 1936 г., которая, среди прочего, достраивала первый японский авианосец «Хосё». «Хирю» строился медленнее «Сорю» (спущен на воду 16 ноября 1937 г., т.е. 16 месяцев после официальной закладки), но зато быстрее достраивался: он был введён в строй 05 июля 1939 г. Таким образом, общий цикл строительства как «Сорю», так и «Хирю» был почти одинаковым и занял около 3 лет.

Характеристики корпуса.

Обводы корпуса и общее расположение «Хирю» повторяли таковые авианосца «Сорю», послужившего прототипом при проектировании. Основные внешние отличия заключались в переносе островной надстройки на левый борт и ближе к миделю корабля, в увеличении высоты надводного борта в носу на одну палубу, а также в изменении расположения 12,7-см зенитных орудий.

Корпус корабля имел отношение длины к ширине 10,114, что оказалось немногим меньше, чем у «Сорю» и скорость упала совершенно незначительно.

По сравнению с «Сорю» надстройка «Хирю» была заметно усовершенствована. Она стала просторнее и получила дополнительный ярус — верхний мостик. Перенос надстройки на левый борт ближе к миделю корабля был выполнен по настоянию штаба авиации флота («Кайгун коку: хомбу»), который руководствовался двумя соображениями.

Первым было то, что поступавшие на вооружение новые самолёты требовали большей длины разбега, а значит, начинали выстраиваться для взлёта примерно с середины полётной палубы. Но в этом случае они попадали в зону турбулентности воздуха создаваемой островной надстройкой, расположенной в передней трети полётной палубы. Скорость же самолётов была относительно низкой, и эта турбулентность причиняла им определённые затруднения при взлёте.

Вторым было то, что новые системы азрофинишеров сделали пробег самолётов по палубе короче, чем разбег. Таким образом, среднее расположение надстройки обеспечивало идеальные условия для управления взлётно-посадочными операциями.

Кроме того, установленная на левом борту надстройка, вкупе с асимметричным корпусом, хорошо компенсировала вес дымовых труб, установленных на правом борту.

Бронирование корабля рассчитывалась из необходимости защиты энергетической установки и цистерн авиационного бензина от артиллерийского огня вражеских эсминцев. а погребов авиационных и артиллерийских боеприпасов — от артиллерийского огня вражеских тяжёлых крейсеров с 8-дюймовой артиллерией. В целом защита «Хирю» повторяла по своему устройству защиту «Сорю», но толщина брони на отдельных участках была немного увеличена.

Вертикальное бронирование

В районе котельных и машинных отделений (шп. 99-167) корабль был защищен броневым поясом по ватерлинии толщиной 46 мм из стали CNC.

Носовые погреба боеприпасов располагались от шп.72 до шп.99, кормовые — от шп.167 до шп.180. Они защищались внутренним, наклонным верхней кромкой наружу, броневым поясом максимальной толщиной 140 мм, клиновидно сужающимся до 50 мм на нижней кромке, из стали NVNC, одновременно являющимся и противоторпедной переборкой.

Артиллерийское вооружение

Артиллерийское вооружение «Хирю» включало двенадцать 12,7-см орудий тип 89 в шести спаренных установках и тридцать один 25-мм автомат в семи строенных  и пяти спаренных установках установленных на спонсонах, подкрепленных наклонными подпорами на уровне палубы зенитных орудий и автоматов. Как и на «Сорю», артиллерийские установки правого борта, расположенные в корму от дымовых труб, прикрывались дымозащитными щитами.

Зенитные орудия

Двенадцать 12,7-см зенитных орудий тип 89 устанавливались в пяти спаренных артиллерийских установках модель А» и одной спаренной артиллерийской установке модель At модификация 2 (с дымозащитным щитом) (по правому борту в корме). Четыре артустановки размещались в носовой части корабля и две — в кормовой, симметрично по обоим бортам. Артустановки правого борта имели номера 1, 3 и 5; левого борта — 2, 4 и 6.

Ангары

Ангары корабля по общему устройству повторяли ангары «Сорю». Они были полностью закрытого типа и располагались в два яруса. Верхние яруса ангаров располагались на самой верхней палубе, нижние — на средней.

От носа до шахты носового самолётоподъёмника располагался ангар Ng 1, делившийся по высоте на верхний и нижний ярусы. За ангаром № 1. от шахты носового до шахты среднего самолёгоподьёмника располагался ангар № 2. и от шахты среднего до шахты кормового самолётоподъёмников располагался ангар N? 3. также делившиеся по высоте на верхний и нижний ярусы Каждый ярус занимал по высоте два межпалубных пространства. Ангары отделялись от шахт самолётоподьёмников пластинчатыми огнезащитными шторами (жалюзи). Штора накручивалась на вертикальную ось и. при необходимости, растягивалась поперёк ангара, изолируя его. Общая длина верхних ярусов ангаров составляла 171,3 м. максимальная ширина — 23 м и высота — 4,6 м. Общая длина нижних ярусов составляла 142,4 м, максимальная ширина — 16 м и высота — 4,2 м

На корабле была установлена четьрёхвальная паротурбинная установка. Турбозубчатые агрегаты и паровые котлы были того же типа, что и установленные на крейсерах типов «Могами» и «Тонэ». Носовые ТЗА вращали внешние гребные валы, кормовые ТЗА — внутренние, также как на крейсерах типа «Тонэ».

Паротурбинная установка

Турбозубчатые агрегаты были установлены в двух носовых и двух кормовых машинных отделениях, разделённых продольной и поперечной переборками, в корму от котельных отделений.

Каждый ТЗА имел проектную мощность 38 ООО л.с. и состоял из турбин высокого, среднего и низкого давления, работающих на один редуктор. Турбина заднего хода была установлена в корпусе ТНД. Носовые ТЗА имели турбины крейсерского хода со своими редукторами.

«Хирю» вступил в строй 5 июля 1939 г. и был приписан к BMP Сасэбо. После окончания боевой подготовки 15 ноября корабль был зачислен во 2-ю ДАВ вместе со своим «двоюродным братом- «Сорю».

Действия до начала войны за Великую восточную Азию

Под командованием капитана 1-го ранга Ёкокава Итибэй «Хирю» (вместе с «Сорю») вышел в свой первый боевой поход 26 марта 1940 г. Корабли 2-й ДАВ действовали у юго-восточного побережья Китая, но полное отсутствие китайской авиации и кораблей ограничило боевую работу корабля поддержкой сухопутных войск.

После возвращения в Японию (1 мая 1940                г.) и докования в Сасэбо в середине мая корабль активно занимался боевой подготовкой (как вместе с «Сорю», так и по отдельности), а также участвовал в императорском смотре 11 октября 1940 г. Единственным перерывом в этой череде манёвров было участие «Хирю» в прикрытии вступления японских войск в северную часть Французского Индокитая (началось 23 сентября 1940 г.). Корабль вышел из Йокосука 17 сентября 1940 г. и вернулся в тот же порт 6 октября, побывав в портах Бако и Самах. Впрочем, японцы убедили французские колониальные власти не оказывать им сопротивления и «Хирю» снова не удалось показать себя в серьезном бою.

16 ноября 1941 г. 2-я ДАВ прибыла в Саэки, где приняла на борт корабельные авиагруппы. Через два дня корабли покинули порт и взяли курс на север. 22 ноября «Хирю» и «Сорю» прибыли в залив Хитокаппу на острове Эторофу, откуда четыре дня спустя (26 ноября 1941 г.) 2-я ДАВ вместе с остальными кораблями Авианосного ударного соединения под командованием вице-адмирала Нагумо отправилась в поход к Гавайским островам.

Переход прошёл без приключений, и на рассвете 7 декабря 1941 г. «Хирю» был готов к атаке американских сил на остро¬е Оаху.

Действия 1-й ударной волны.

Первая ударная волна с «Хирю» состояла из 10 ударных самолётов тип 97 с 800-кг бронебойными бомбами тип 99, № 80, модель 5, 8 ударных самолётов тип 97 с торпедами тип 91, модификация 2, а также 6 истребителей тип 0.

В отличие от нетерпеливого капитан- лейтенанта Нагаи с «Сорю», командир торпедоносцев «Хирю» капитан-лейтенант Мацумура понял, что к западу от острова Форд им «ловить нечего», и решил атаковать «линкорный ряд». Но его поворот был настолько резким, что только один экипаж (старшины 3-й статьи Оку Ясуми) последовал за своим командиром. Остальные шесть экипажей, ведомые капитан-лейтенантом Кадоно Хирухаро, ринулись атаковать пару «Оглала» и «Хелена» вслед за Нагаи.

«День славы» авианосца «Хирю» пришел 4 апреля 1942 г., во время сражения у атолла Мидуэй. Вначале для Авианосного ударного соединения все шло по плану: выход на позицию к северо-западу от атолла, отправка ударной группы на бомбежку Мидуэя, сама бомбежка американских позиций на атолле.

Но оказалось, что американцы не только не были застигнуты врасплох, но и смогли сосредоточить к северо-востоку от Мидуэя свои авианосцы. После получения данных об этом на японских авианосцах началась лихорадочная подготовка к удару по американцам, прерывавшаяся отражением ударов вражеской авиации — самых ожесточенных с начала войны.

И в 10.20 — 10.30 японская оборона не выдержала — американские пикировщики с авианосцев «Энтерпрайз» и «Йорктаун» поразили своими бомбами «Акаги», «Кага» и «Сорю». «Хирю» избежал повреждений, поскольку на его долю пикировщиков не досталось. Вследствие неправильного распределения целей и ошибки контр-адмирала Френка Д. Флетчера, который предпочел состорожничать и оставить одну эскадрилью (5-ю разведывательную) в резерве, в атаку на «Хирю» около10.05 пошли только торпедоносцы 3-й торпедоносной эскадрильи под командованием капитана 3-го ранга Ланса Эдварда Мэсси. Поскольку они имели истребительное прикрытие {«Уайлдкета» из 3-й истребительной эскадрильи), то их подход к цели был гораздо более спокойным. Но решительные атаки японских истребителей быстро отсекли эскорт и на боевой курс около 10.35 торпедоносцы вышли уже без прикрытия.

Материалы по теме "ВМФ".

Новое на сайте