Индекс материала
Мидуэйская операция.
Страница 2
Страница 3
Все страницы

«День славы» авианосца «Хирю» пришел 4 апреля 1942 г., во время сражения у атолла Мидуэй. Вначале для Авианосного ударного соединения все шло по плану: выход на позицию к северо-западу от атолла, отправка ударной группы на бомбежку Мидуэя, сама бомбежка американских позиций на атолле.

Но оказалось, что американцы не только не были застигнуты врасплох, но и смогли сосредоточить к северо-востоку от Мидуэя свои авианосцы. После получения данных об этом на японских авианосцах началась лихорадочная подготовка к удару по американцам, прерывавшаяся отражением ударов вражеской авиации — самых ожесточенных с начала войны.

И в 10.20 — 10.30 японская оборона не выдержала — американские пикировщики с авианосцев «Энтерпрайз» и «Йорктаун» поразили своими бомбами «Акаги», «Кага» и «Сорю». «Хирю» избежал повреждений, поскольку на его долю пикировщиков не досталось. Вследствие неправильного распределения целей и ошибки контр-адмирала Френка Д. Флетчера, который предпочел состорожничать и оставить одну эскадрилью (5-ю разведывательную) в резерве, в атаку на «Хирю» около10.05 пошли только торпедоносцы 3-й торпедоносной эскадрильи под командованием капитана 3-го ранга Ланса Эдварда Мэсси. Поскольку они имели истребительное прикрытие {«Уайлдкета» из 3-й истребительной эскадрильи), то их подход к цели был гораздо более спокойным. Но решительные атаки японских истребителей быстро отсекли эскорт и на боевой курс около 10.35 торпедоносцы вышли уже без прикрытия.

Атаки истребителей и сильный зенитный огонь нанесли серьезные потери «Девастейторам» — только 5 машин смогли сбросить свои торпеды по «Хирю». да и то под крайне невыгодным углом. Вдобавок из пяти торпед две не сработали как надо: одна из-за неисправного сбрасывателя просто рухнула в воду как бомба и утонула, а вторая не смогла выйти на заданную глубину и поднимала хорошо заметный бурун на поверхности. Понятно, что ни одна из торпед по «Хирю» не попала.

Следует добавить, что кроме нескольких сбитых тем утром вражеских самолётов зенитчики «Хирю» записали на свой счет и как минимум одну японскую машину — ими был сбит истребитель капитан- лейтенанта Фудзита с «Сорю», преследовавший американские торпедоносцы. Несмотря на малую высоту (всего около 200 метров) японский лётчик успел выброситься из горящей машины и его парашют успел сработать над самой водой.

1-я атака авианосца «Йорктаун»

Оказавшись в одиночестве, «Хирю» мог сделать только одно — поразить американские авианосцы до того, как они смогут организовать новый удар. Поэтому контр-адмирал Ямагути сразу же после окончания американской атаки начал поднимать в воздух ударную группу в составе 18 пикировщиков тип 99. Поскольку теперь помощи им было ждать не от кого, истребительное прикрытие бомбардировщиков было усилено с запланированных 3 А6М2 до 6 машин.

Ударная группа Кобаяси была в воздухе к 10.57. Первые 50 минут полёта прошли без приключений, и казалось, что японские самолёты, наводимые на цель радиосигналом с самолёта-разведчика с крейсера «Тикума», без затруднений выйдут к своей цели — авианосцу «Йорктаун», бывшему основой 17-го оперативного соединения контр-адмирала Флетчера Но в отсутствие проблем японцы ухитрились их создать сами себе. Наткнувшись на звено американских торпедоносцев. Кобаяси разрешил командиру истребительного прикрытия атаковать их. Но «торпедоносцы» оказались гораздо более маневренными пикировщиками с «Энтерпрайза», которые упорно не желали оказываться в списке японских побед В завязавшемся бою японцы сбили один пикировщик, но два их истребителя оказались настолько повреждены, что были вынуждены повернуть обратно на «Хирю». Самым печальным было то что, ввязавшись в этот абсолютно ненужный бой, истребители оставили свои бомбардировщики без прикрытия как раз на подходе к цели.

В 11.52 радар «Йорктауна» засек приближение группы самолётов. Большинство американских самолётов не имели системы распознавания «свой-чужой», но опытный оператор радара заметил, что самолёты не снижаются, а набирают высоту, чего не стали бы делать возвращающиеся на авианосец американские машины. В результате на перехват самолётов противника были направлены большинство из находившихся в воздухе 20 «Уайлдкетов». Храбро врезаясь в японский строй, истребители смогли разрушить боевой порядок бомбардировщиков и сбить несколько D3A1 Еще несколько машин были вынуждены сбросить бомбы, чтобы попытаться «стряхнуть с хвоста» вражеские истребители.

Только после этого на поле боя появились японские истребители, но и тут им не повезло: в ожесточенном бою они потеряли 3 А6М2, сбив всего 1 «Уайлдкет». Только капитан-лейтенанту Сигэмацу посчастливилось вернуться обратно на «Хирю».

Тем временем уцелевшие бомбардировщики 1-й эскадрильи ринулись в атаку на «Йорктаун», невзирая на сильный зенитный огонь.

Первый самолёт был сбит метким огнем 28-мм зенитных автоматов, но успел сбросить свою бомбу, которая разорвалась сразу за центральным самолётоподьемником. Как будто нарочно осколки этой бомбы изрешетили расчеты зенитных автоматов, сбивших этот D3A1 секунды назад. Осколки бомбы также вызвали пожар нескольких самолётов в ангаре, но он был быстро потушен. Второй бомбардировщик также был сбит зенитным огнем. Хотя его бомба разорвалась за кормой авианосца, осколки пробили корпус корабля и устроили небольшой пожар на юте. Третьим бомбил экипаж старшины 2-й статьи Цутия Такаёси. По «Йорктауну» он не попал, но и сам избежал гибели.

Затем в атаку пошли пикировщики 2-й эскадрильи. В отличие от своих товарищей из 1-й эскадрильи, заходивших с кормы, они заходили в атаку полукругом с правого борта «Йорктауна».

Экипаж старшины 1-й статьи Мацумото Садао также промазал, но атаковавший следом экипаж командира 2-го звена 2-й эскадрильи (пилот — мичман Накадзава Ивао, стрелок-радист — младший лейтенант Накаяма Симэмацу) смог попасть своей 251-кг полубронебойной бомбой почти посредине корабля. Бомба разорвалась под дымовой трубой, перебив дымоходы КО №№ 1—6, а также повредив котлы №N9 2 и 3. В результате скорость авианосца упала до 6 узлов, что облегчило задачу оставшимся двум пикировщикам. Правда, бомба, сброшенная последней (экипаж старшины 1-й статьи Сэо Тэцуо) в цель не попала, но зато бомбивший перед ним экипаж мичмана Накагава Сид- зуо (пилот) и старшины 1-й статьи Отомо Рюдзи (стрелок-радист) едва не отправил корабль на дно Их бомба пробила носовой самолётоподъемник и разорвалась в кладовой шкиперского имущества, вызвав серьёзный пожар в ней и находящейся ниже кладовой авиационного имущества. Попади она на несколько метров ближе к корме, и «Йорктауну» был бы обеспечен пожар в перегрузочном отделении выстрелов для зенитных орудий, прямо под которыми находились цистерны с авиабензином. Понятно, чем это могло грозить кораблю. Впрочем, даже пожар ветоши в кладовой оказался весьма неприятной вещью — несмотря на все усилия, его не могли потушить целый час. В любой момент этот пожар мог перерасти в нечто более серьёзное, но заполнение бензопроводов углекислым газом, быстрое затопление перегрузочных отделений и слаженные действия аварийных партий помешали распространению пожара.

 



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Материалы по теме "ВМФ".

Новое на сайте