Индекс материала
Мидуэйская операция.
Страница 2
Страница 3
Все страницы

Сам Кобаяси был вынужден сбросить бомбу во время нападения истребителей, поскольку в атаку на «Йорктаун» он не выходил. С другой стороны, в момент начала атаки он точно был жив, поскольку успел передать на «Хирю» сообщение о первых попаданиях и пожаре на «Йорктауне». Что с ним стало потом — до сих пор не ясно: скорее всего, именно его машину, кружившую неподалеку от американских кораблей, сбили лейтенант Томас Провост III и младший лейтенант Джеймс Хэлфорд из 6-й истребительной эскадрильи с «Энтерпрайза», пришедшие на помощь своим коллегам с «Йорктауна».

 

После окончания атаки пикировщиков около 12.15 «Йорктаун» выглядел весьма неважно (горящий, окутанный клубами дыма, теряющий ход), что позволило японцам после сражения утверждать, что они его потопили.

Но эффективная организация борьбы за живучесть показала себя: пожары были потушены, дыра в полётной палубе быстро заделана, а повреждённые дымоходы латались в авральном темпе.

2-я атака авианосца «Йорктаум»

А тем временем в ангарах «Хирю» прохлаждались 10 B5N2. Вместо того, чтобы отправить их в атаку сразу после того, как на них закончат подвешивать торпеды (это случилось около 12.30), командующий 2-й ДАВ предпочёл ждать, хотя на счету была каждая минута — единственное, что могло спасти «Хирю» от новой американской атаки, был вывод из строя всех трёх американских авианосцев до того, как они смогут поднять в воздух свои ударные группы.

Как ни удивительно, но контр-адмирал Ямагути, известный своей привычкой давать рисковые советы своему начальству, оказался весьма осторожным, когда пришёл его черёд командовать (командующий АУС вице-адмирал Нагумо после оставления горящего «Акаги» перенёс свой флаг на крейсер «Нагара» (в 11.45) и не вмешивался в действия Ямагути). В его распоряжении на борту «Хирю» было 27 истребителей, и ещё 7 находились в ВВП. то есть даже с запасом для прикрытия самого «Хирю» Ямагути мог обеспечить 10 ударным самолётам Томонага мощный эскорт. Но он предпочёл состорожничать и выделил Томонага только 6 истребителей, хотя эти 10 B5N2 были последним резервом Кидобутай. Более того, даже эти б истребителей были подняты в воздух только после того, как вернулись истребители эскорта Кобаяси. Впрочем, выжидал Ямагути напрасно, поскольку с остатками отряда Кобаяси вернулся только 1 «Рэйсэн».

Так или иначе, но Томонага начал поднимать в воздух свою группу только в 13.30, а уже в 13.55 радар «Йорктауна» обнаружил японские самолёты. Американский корабль еще не закончил ремонт, и сразу после обнаружения группы Томонага началась лихорадочная гонка со временем, которую американцы выиграли в 14.00 были запущены котлы, и к 14.30 корабль уже имел ход в 19 узлов. По иронии судьбы именно кильватерные следы, оставляемые американскими кораблями, были первыми, что заметили японские лётчики в 14.30. Как только «Йорктаун» дал ход, с его палубы поднялись в воздух 8 истребителей вдобавок к тем б «Уайлдкетам», которые уже находились в БВП над авианосцем. Тем временем 4 машины из этой шестерки были направлены на перехват японских самолётов.

Обнаружив авианосное соединение противника, Томонага решил разделить свои силы, чтобы зайти на противника с двух сторон. Одну половинку «клещей» он возглавил сам. а вторую повёл в атаку командир 2-й эскадрильи капитан-лейтенант Хасимото Тосио.

Иногда решение Томонага атаковать «Йорктаун» считают ошибкой или невезением, хотя ничего ошибочного в его решении нет как и было приказано, он обнаружил боеспособный американский авианосец и атаковал его. Ведь «Йорктаун», несмотря на все его повреждения, не утратил самого важного качества для авианосца — способности поднимать в воздух и принимать на борт самолёты Так что решение Томонага об атаке «Йорктауна», озвученное своим подчиненным в 14 32, полностью отвечало ситуации.

Уже через несколько минут после того, как капитан-лейтенант Томонага отдал приказ атаковать, около 14 38 на его эскадрилью свалилась пара истребителей, сбивших замыкающий торпедоносец. На перехват бросились два истребителя мичмана Минэгути (1-е звено), быстро сбившие оба «Уайлдкета». Невзирая на плотный зенитный огонь, японские торпедоносцы начали выходить на боевой курс, но заметили, что «Йорктаун» развернулся к ним кормой. Не желая бросать торпеды под невыгодным углом с минимальной вероятностью попадания, Томонага разделил свою эскадрилью: два самолёта (в т.ч. и его собственный) описали вираж и начали заходить на авианосец с правого борта, а два других самолёта — с левого. Таким образом куда бы ни повернул «Йорктаун», он все равно подставлял свой борт одному из звеньев. Но тут в атаку пошли американские истребители. К самолётам, заходившим с левого борта, «приклеилось» по одному «Уайлдкету», поливавших японские самолёты пулеметным огнем. Но торпедоносцы упорно не желали падать: первый успел зайти на «Йорктаун» с носа, потерять свою торпеду и даже попытаться таранить авианосец, но рухнул, обьятый пламенем, неподалеку от носа «Йорктауна» Вторая машина также была сбита (взорвалась от огня истребителя или зениток авианосца), но только после того, как смогла сбросить торпеду. Звено Томонага атаковал капитан 3-го ранга который с первой же атаки поджёг самолёт Томонага. Но упрямый японец продолжал удерживать свой пылающий B5N2 на боевом курсе: только после сброса торпеды у избитой машины Томонага отвалилось левое крыло, и она рухнула в воду за кормой американского авиа¬осца.

Ведомый Томонага также смог сбросить торпеду и даже уйти без повреждений. Но радовался он недолго, поскольку к югу от соединения Флетчера его машина натолкнулась на три истребителя с «Энтерпрайза», летевших на помощь «Йорктауну». Короткий бой — и 1-я ударная эскадрилья с «Хирю» полностью перестала существовать. так и не сумев поразить американский авианосец.

Тем временем 2-я эскадрилья заходила с северо-востока (с левого борта «Йорктауна»). Поскольку внимание большинства американских истребителей было отвлечено атакой 1-й эскадрильи, на перехват 2-й вышло всего несколько машин. Впрочем, это не помешало трем «Уайлдкетам» лихо атаковать и быстро сбить оба «Рэйсэна» 2-го звена (командир — капитан- лейтенант Мори), прикрывавших торпедоносцы Хасимото. Только подход 3-го звена истребителей старшины 1-й статьи Ямамото Акира, вступивших в яростную схватку с американцами, спас 2-ю эскадрилью от повторения участи 1-й. А у самого «Йорктауна» уже крутилась звено Минэгути. Они не смогли прикрыть Томонага, но успели помочь Хасимото, сбив, например, самолёт младшего лейтенанта Джорджа Хоппера сразу после того, как он оторвался от полётной палубы. Кроме того, почти до самого выхода на боевой курс машины Хасимото были прикрыты облаками. Благодаря этому 2-я эскадрилья вышла в атаку практически в идеальных условиях, если не считать такой «мелочи», как шквал зенитного огня с авианосца и кораблей охранения. Скорее всего, именно из-за сильного зенитного огня из 4 сброшенных торпед в цель попало только две*. Пятый B5N2 (с «Акаги») так и не смог сбросить свою торпеду.

Под прикрытием истребителей ударные самолеты Хасимото смогли уйти без потерь. хотя по возвращении на «Хирю» 2 B5N2 и 3 А6М2 были признаны не подлежащими ремонту.

Следует отметить, что организация перехвата истребителями «Йорктауна» второй японской атаки оказалась не на высоте: из десяти торпедоносцев только один был сбит до того, как смог сбросить торпеду. И это несмотря на наличие радара и действующей (хотя и примитивной) системы управления истребителями.

Обе торпеды поразили корабль по левому борту напротив надстройки с интервалом в полминуты Взрывы нанесли серьёзные повреждения были затоплены котельные отделения №№ 2, 6, и 8. а также носовой отсек генераторов. Вода начала поступать даже в машинные отделения Авианосец полностью лишился электроэнергии (носовой распределительный щит был уничтожен попаданиями торпед, а кормовой закоротило), что делало крайне проблематичной борьбу за живучесть. Поэтому командир «Йорктауна» — капитан 1 -го ранга Эллиотт Букмастер — приказал оставить корабль.

Однако корабль все не тонул, и 6 июня на его борт снова вернулась часть экипажа во главе с командиром. Они имели реальные шансы дождаться корабля-спасателя из Перл-Харбора, но первой к «Йорктауну» успела японская подлодка «И-168», которая в 13.05 того же дня выпустила по кораблю четыре торпеды с дистанции около 1 ООО метров. Как минимум одна торпеда попала в стоявший у борта эсминец «Хамман» (DD-412 «Наттап»). затонувший практически мгновенно, а ещё две прошли под эсминцем и поразили накренившийся «Йорктаун» в днище со стороны правого борта Несмотря на дополнительные повреждения, авианосец продержался на воде до утра 7 июня, когда, наконец, затопление превысило критические пределы и «Йорктаун» пошёл на дно, перевернувшись на левый борт.

Контратака американской авиации и гибель «Хирю»

Пока торпедоносцы Томонага атаковали «Йорктаун», капитан-лейтенант Адаме из 5-й разведывательной эскадрильи уже готовил месть за свой родной корабль. В 14 45 он сообщил об обнаружении остатков Авианосного ударного соединения Немедленно после получения сообщения «Энтерпрайз» начал поднимать на полётную палубу ударную группу и в 15.30 начал поднимать ее в воздух. Как ни невероятно это звучит, но об организации атаки забыли сообщить на «Хорнет», командир которого капитан 1-го ранга Марк Эндрю Митчер решил, что атака откладывается, и убрал часть самолётов в ангар для освобождения полётной палубы. В результате «Хорнет» начал поднимать в воздух свои самолёты только через 30 минут после «Энтерпрайза».

 



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Материалы по теме "ВМФ".

Новое на сайте